Финансы,
1 февраля 1995 г.
Государственное регулирование финансовых потоков страховых компаний 1322 просмотра
Нет сомнения в том: что государство должно отвечать за качество страховых услуг на своей территории, обеспечивать защиту населения от возможных недобросовестных действий страховщиков, Для решения этих задач был создан специальный орган управления и контроля — Росстрахнадзор, введено лицензирование страховой деятельности, установлены нормативы для регулирования финансовых потоков страховых компаний. Государством, в частности, определен минимальный размер уставного капитала, устанавливается при лицензировании нормативная величина нетто-ставки, определен порядок формирования страховых резервов.
Однако государственное регулирование финансов страховщика еще далеко от совершенства и зачастую не может гарантировать самое важное условие его существования на рынке — финансовую устойчивость и надежность выплат по страховым событиям. В этой связи делаются попытки приблизить российское страховое законодательство к зарубежной нормативной практике, усовершенствовать как Закон “О страховании”, так и подзаконные акты по регулированию страховых резервов, тарифной ставки.
Важно, чтобы в данном процессе принимали участие не только работники Росстрахнадзора и других государственных органов, как законодательных, так и исполнительных, но и непосредственно сами страховые компании, особенно те из них, кто накопил уже достаточный опыт работы в существующих условиях и кто “на своей шкуре” ощутил все “прелести” неустановившейся правовой среды.
К таким компаниям относится, в частности, СК “Утес”. Мы с определенностью можем заявить, что сложившийся порядок лицензирования, например, по ограничению тарифных ставок, сдерживает развитие страхового бизнеса. Данный порядок искусственно замораживает базовую финансовую пропорцию, не позволяя страховой компании гибко реагировать на постоянные изменения внешнего финансового пространства. Так, в нашей стране постоянно “плывет” налоговое законодательство, увеличивается доля налоговых выплат (в сумме по разным базам налогообложения) в структуре брутто-ставки. Скачет вверх и вниз ссудный процент Центробанка, вызывая тем самым чрезвычайную нестабильность уровня доходности по размещенным активам. Объективно возрастает доля нагрузки в страховом тарифе, ибо в условиях инфляции компании вынуждены хотя бы частично индексировать оплату труда, не допуская явного снижения жизненного уровня своих работников. Кроме того, с расширением страхового поля и территориальным развитием компании резко возрастают транспортные расходы, увеличиваются затраты на содержание компьютерного парка. Возникает необходимость больше средств тратить также на подготовку и переподготовку кадров страховщиков, так как в условиях конкуренции на страховом рынке выиграть могут только профессионалы. Все это приводит к необходимости непрерывной корректировки ценовой политики компании, структуры тарифной ставки, которое невольно наталкивается, однако, на жесткие нормативные ограничения.
Специалисты Росстрахнадзора К.Е.Турбина и М.Я.Щукина утверждают, что часть проблем будет снята с введением нового порядка формирования страховых резервов (см. “Экономика и жизнь”, № 40.1994 и “Финансовую газету”, № 39, 1994). На основании рекомендованной ими методики мы разработали для своей компании “Положение о порядке формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни”, а также провели пробные расчеты.
Формирование технических резервов происходит в составе резерва незаработанной премии (РНП), резерва заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) и резерва произошедших, но не заявленных убытков (РПНУ). Предусмотрен также резерв катастроф и кумуляции событий (РККС).
Величина РПНУ определяется, как и в рекомендуемой методике, в размере 10% от суммы базовой страховой премии, поступившей в отчетном периоде. РЗУ образуется с учетом реальной оценки подлежащих выплате страховых возмещений по заявленным страховым случаям. РНП для основных, преобладающих в страховом портфеле, видов страхования предполагается исчислять по методу пропорционального неистекшего срока действия договора на отчетную дату.
Для формирования РККС принят метод ежегодных отчислений 30% положительного финансового результата, но не выше 12% от общего объема премий.
Что бросается в глаза при попытке практического применения рекомендуемой новой методики исчисления резервов?
Во-первых, компания вынуждена будет заявить значительную часть уже накопленных резервов в свой доход, т.е. как бы “задним числом” показать прибыль и, соответственно, уплатить налоги. Это резко подрывает финансовую устойчивость компании, снижает ее платежеспособность и надежность. Значит, если раньше мы могли гордиться качеством своей работы, когда фактические выплаты отставали от поступивших взносов и нормативы формирования страховых резервов выдерживались в согласии с требованиями Росстрахнадзора, то теперь должны наказать себя за это.
Во-вторых, предварительные расчеты показывают возможность появления убытков в ряде случаев за счет завышения резервов, а вовсе не за счет неоправданных расходов на ведение дела. Поскольку резервы, согласно новому подходу, реально приближаются к полному объему принятых финансовых обязательств перед клиентом, отрываются от базы текущих поступлений взносов, то вполне вероятна ситуация, когда выручка будет отрицательной.
В-третьих, неясные ситуации возникают при передаче рисков в перестрахование. Таким образом, новая методика еще не может быть признана совершенной.
Процесс оптимизации государственного регулирования страхования в нашей стране находится еще в самом начале. Поэтому мы предлагаем не торопиться с введением новых документов, еще раз тщательно проанализировать действующий порядок формирования страховых резервов и тарифных ставок и идти к созданию нормативного постепенно, решая старые проблемы, но не рождая при этом новые.
В этом смысле полезным было бы создать регулярно действующий семинар, возможно на базе Росстрахнадзора совместно с Союзом страховщиков России.
М. ГИНДУС, С. ПОДКАР, страховая компания “Утес” (Самара)
Вся пресса за 1 февраля 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 января 2025 г.
|
|
Nur.kz, Алматы, 27 января 2025 г.
Лекарства на миллионы тенге выписали переехавшим за рубеж казахстанцам
|
|
Кубанские новости, Краснодар, 27 января 2025 г.
Ещё один вид ОСАГО вырастет в цене
|
|
Хабр, 27 января 2025 г.
UnitedHealth признала утечку данных 190 млн своих клиентов
|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 27 января 2025 г.
Изменения в тарифах ОСАГО: новые условия для автобусов и мотоциклов
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Депутат предложил дать возможность казахстанцам самим распоряжаться взносами ОСМС
|
|
Тамбовская жизнь, 27 января 2025 г.
На Тамбовщине стоимость ОСАГО останется на прежнем уровне
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Аймагамбетов на предложение отменить ОСМС: Это был бы популизм
|
|
МК в Челябинске, 27 января 2025 г.
В Челябинске снизился территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Какие нарушения нашли аудиторы в Фонде социального медицинского страхования
|
|
Телеинформ, Иркутск, 27 января 2025 г.
Новый коэффициент страховых тарифов для ОСАГО в Иркутске составит 1,49
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Более половины казахстанцев недовольны качеством медицинских услуг
|
|
Брянская губерния, 27 января 2025 г.
Сколько получат пассажиры такси в Брянске при ДТП
|
|
Реальное время, Казань, 27 января 2025 г.
«Не хватит на замену и одного окна»: страховка не покрыла ущерб в «Лазурных небесах»
|
|
Парламентская газета, 27 января 2025 г.
ОСАГО дорожает: кто заплатит больше
|
|
Парламентская газета, 27 января 2025 г.
Тарифы по ОСАГО изменят для автобусов и мотоциклов
|
|
Коммерсантъ, 27 января 2025 г.
Автогражданка расширяется
|
|
Коммерсантъ, 27 января 2025 г.
В египетских терактах проявился рецидив
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|