Финансы,
1 февраля 1995 г.
Регулирование перестраховочных операций: необходимость и целесообразность
8971 просмотр
Перестрахование является необходимой составляющей страхового рынка. Можно дискутировать по поводу правового оформления перестраховочных операций: является ли это особой формой страхования и требует ли такого же оформления договора или перестрахование — совершенно особые отношения среди «клуба страховщиков», связанные с перераспределением страховых рисков на качественно ином уровне международного страхового хозяйства.
Перестрахование в еще большей степени, чем сам страхование, раскрывает сущность отношений по перераспределению риска среди участников страховых отношений, когда страховой случай, произошедший, например, в Калифорнии, может привести к катастрофическим последствиям для финансовой устойчивости страховщика в Мюнхене или Москве.
Как известно, условия учреждения и деятельности страховщиков являются предметом особой части национального, а иногда и международного (как в странах ЕС) законодательства. Главное в регулировании со стороны государства — обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика с тем, чтобы обязанности, принятые по договору страхования, по выплате страхового возмещения застрахованным были исполнены полностью и в срок. Это достигается двумя путями:
— повышением требований к размеру уставного капитала при учреждении страхового предприятия — на случай недостаточности привлеченных средств страхователей для осуществления выплат; — известным требованием по нормированию размера свободных средств страховщика в ходе его деятельности по сравнению с принимаемыми обязательствами (так называемая маржа платежеспособности).
Перестраховщик принимает на себя обязанности в той или иной форме участвовать в обеспечении страховых выплат: при системе квотного договора — в определенной доле от ущерба, при договоре эксцедента — в определенной сумме, превысившей установленную договором маржу размера страховой суммы или убытка. Очевидно, что при этом роль перестраховщика в выполнении первым страховщиком обязательств по договору очевидна, а в случае значительного размера цессии — делается определяющей. Поэтому с развитием мирового страхового и перестраховочного хозяйства все более острым становится вопрос о надежности перестраховочных операций и оценок платежеспособности перестраховщика.
Главная сложность в решении этой задачи состоит в том, что границы перестраховочного рынка много шире рамок национального законодательства, поскольку в одном перестраховочном договоре могут принимать участие перестраховщики, расположенные в Англии, США и Германии — странах, в каждой из которых существуют известные национальные особенности в страховом законодательстве о платежеспособности страховщика.
Рассмотрим некоторые системы, используемые органами страхнадзора различных стран при регулировании перестраховочных операций, а также практику и законодательную базу деятельности государственных перестраховочных компаний в различных странах: их взаимодействие со страховщиками прямого страхования и перестраховочными компаниями национального рынка.
В странах Африки и Ближнего Востока:
— в странах Ближнего Востока нет каких-либо правил контроля за деятельностью международных перестраховочных компаний на национальных страховых рынках, как в области учреждения, так и при трансграничной торговле услугами по перестрахованию;
– в ряде стран (Нигерия, Кения), а также на межгосударственной основе действуют государственные перестраховочные компании ("Африканская перестраховочная корпорация"), деятельность которых основана на специальном законе о перестраховании, предусматривающем обязательную цессию (передачу в перестрахование) ответственности в определенной доле (например, 25% в Кении) по каждому договору страхования, заключенному страховыми компаниями прямого страхования, а также получение доли в определенном размере (также 25% в той же Кении) по всем договорам перестрахования, заключаемым компаниями-цедентами. (При проведении перестраховочных операций на национальном страховом рынке такие государственные компании действуют в условиях конкуренции с международными перестраховочными компаниями.);
— в ряде стран операции по перестрахованию на внутреннем национальном рынке полностью монополизированы государственными перестраховочными компаниями, осуществляющими в свою очередь вторичное перестрахование на международном рынке;
— в ряде стран условия доступа на национальный рынок перестрахования определяются специальным законодательством. Например, в Алжире (при наличии государственной перестраховочной компании, которой в перестрахование также передается установленная доля ответственности и страховой премии по каждому договору страхования, заключаемому компаниями прямого страхования), законодательство требует от иных международных перестраховщиков, с которыми заключаются договоры перестрахования, депонирования в алжирских компаниях прямого страхования 35% резерва незаработанной премии по договорам перестрахования и 100% резерва убытков в денежной форме.
В странах Азии и в Австралии также можно выделить три принципиально разных подхода к регулированию перестрахования:
1) там, где рынки перестрахования (Иран) полностью монополизированы государством, перестрахование проводится государственной перестраховочной компанией;
2) возможен и свободный доступ на рынок перестрахования, однако в ряде стран он сопряжен с выполнением установленных законодательством условий (Австралия);
3) рынки, на которых действуют национальные перестраховочные компании, предполагают обязательную цессию в этих последних определенной доли по договорам прямого страхования всех его видов.
Представляются интересными условия регулирования проведения перестраховочных операций и доступа на рынок перестрахования в Австралии:
1) доступ на национальный рынок перестрахования связан с учреждением на территории страны иностранным перестраховщиком дочерней компании, которой предъявляются четкие требования как по обеспечению финансовой устойчивости (маржа платежеспособности), так и по соблюдению юридических основ проведения перестрахования — контроль за условиями договоров перестрахования.
В случаях, если цеденты прибегают к перестрахованию в компаниях, не зарегистрированных в Австралии, штраф составляет 5% от суммы премии, передаваемой в перестрахование.
В Сингапуре наряду с налоговыми льготами, используемыми для привлечения инвестиций в страхование и перестрахование в части, связанной с налогообложением прибыли, приняты жесткие меры регулирования в области перестрахования. В стране действует национальная перестраховочная компания "Singapure Re", организованная на базе частного капитала, конкурирующая как с другими (всего 35) национальными перестраховочными компаниями, так и с международными перестраховщиками. Отсутствует обязательная цессия в отношениях между перестрахователями и перестраховщиками.
Проведение перестрахования иностранными перестраховщиками разрешено только при регистрации представительства или дочерней компании.
Финансовый контроль при проведении перестрахования даже в случае открытия представительства предполагает контроль за обоснованностью размера резерва незаработанной премии, резерва убытков и резерва по страхованию жизни, образуемых на территории страны по перестраховочным операциям.
В Индии существует четыре государственных компании прямого страхования и одна перестраховочная, главная цель которой — перестрахование на случай катастрофических событий.
В Латинской Америке в 70-е гг. в большинстве стран в целях контроля за оттоком твердой валюты государство монополизировало операции по перестрахованию и создало государственные перестраховочные компании, действующие в условиях обязательной цессии прямыми страховщиками 100% премии по договорам перестрахования или установления обязательной перестраховочной квоты по всем договорам прямого страхования. Однако развитие перестрахования, особенно в случаях обеспечения гарантий при наступлении национальных бедствий и крупных рисков, сталкивается с проблемой низкой финансовой емкости государственных перестраховочных компаний.
В Бразилии перестрахование полностью осуществляется государственной перестраховочной компанией, которой разрешено по рискам, связанным с обеспечением гарантий на случай землетрясений, наводнений и других стихийных бедствий, инвестировать средства страховых резервов за рубеж и прибегать к вторичному перестрахованию на международном перестраховочном рынке.
Аналогичная схема перестрахования использовалась долгое время в Чили. В настоящее время государственная перестраховочная компания находится в состоянии приватизации, осложняющейся неплатежеспособностью компании. В состоянии банкротства находится государственная перестраховочная компания в Аргентине.
В ряде латиноамериканских стран со свободными условиями доступа на рынки перестрахования приняты следующие ограничения:
— обязательная регистрация представительства (без регистрации дочернего предприятия) с указанием лица, уполномоченного вести дела зарубежного перестраховщика;
— предоставление годового отчета головной компании, в некоторых случаях официально подтвержденного.
Появление национальных перестраховочных компаний на рынке национального перестрахования преследовало следующие цели:
1) государственное регулирование рынка перестрахования,
2) сокращение оттока твердой валюты из страны-цедента,
3) создание финансовых гарантий внутри страны на случай наступления чрезвычайных стихийных бедствий и крупных аварий, катастроф.
Национальные перестраховочные компании могут быть организованы в следующих организационно-правовых формах:
1) государственная монополия на проведение перестрахования (100%-ный государственный капитал, 100% — проведение операций по перестрахованию на внутреннем рынке)
2) государственная перестраховочная компания в условиях конкуренции на внутреннем национальном рынке перестрахования (100%-ный государственный капитал, установлена обязательная цессия как в отношении договоров прямого страхования, так и в отношении договоров перестрахования, заключаемых с иными перестраховщиками, национальными и иностранными)
3) национальная перестраховочная компания (частичное участие государства в капитале, обязательная цессия может быть установлена, но исключительно по договорам прямого страхования в отношении рисков по чрезвычайным стихийным бедствиям и крупным промышленным и иным рискам).
(1) и (2) варианты организации перестраховочного рынка сталкиваются с трудностями обеспечения платежеспособности таких компаний.
Принятые меры контроля за проведением перестрахования сопровождаются адекватным финансовым контролем.
Можно выделить следующие основные системы контроля за финансовой устойчивостью перестрахования:
(а) так называемая "английская" система — контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика обеспечивается по тем же показателям, что и у компании прямого страхования. При этом при расчете размеров технических резервов в качестве базового показателя используется чистая страховая премия, исчисляемая за вычетом премии, переданной в перестрахование;
(б) так называемая "германская" система — контроль за финансовой устойчивостью перестраховщика не проводится. Финансовый контроль сосредоточен на обеспечении платежеспособности прямого страховщика. При определении размеров технических резервов также используется показатель чистой премии, однако в функции страхового надзора входит контроль за тем, насколько компания — перестраховщик надежна с точки зрения ее финансовой устойчивости и готовности выполнять обязательства, а также контроль за условиями перестрахования. В соответствии со своими полномочиями страховой надзор имеет право потребовать изменить перестраховщика;
(в) так называемая "французская" система, при которой финансовый контроль сосредоточен исключительно на обеспечении платежеспособности страховщика прямого страхования, однако при определении размера страховых резервов используется показатель брутто-страховой премии за вычетом расходов на ведение дел, в том числе и та ее часть, которая передается в перестрахование. Российское законодательство в вопросах регулирования перестрахования крайне ограничено, лишь в нескольких статьях закона Российской Федерации определены нормы, не регулирующие, а лишь обозначающие место перестраховочных операций на страховом рынке. В частности, установлено, что для проведения исключительно перестраховочных операций необходима специальная лицензия Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, размер уставного капитала специализированной перестраховочной компании установлен в размере 15 млн. руб.
Перестрахование рассматривается как элемент укрепления финансовой устойчивости страховщика: в случае принятия на страхование крупных рисков страховщик обязан передать их долю, превышающую собственные возможности, в перестрахование. Однако главный вопрос для российского рынка сегодня — низкие собственные возможности принимать на страхование значительные риски, что приводит к расширению перестраховочных операций с зарубежными перестраховщиками. Но чем обеспечено выполнение ими обязательств по перестраховочным договорам? Известностью и добрым именем, финансовыми активами, расположенными на территориях других государств, — это максимум того, на что может рассчитывать российский страховщик. Если принять во внимание, насколько бурными темпами развивается офшорный перестраховочный бизнес, общие ранее высказанные соображения о практической нерегулируемости деятельности перестраховщиков по национальным законодательствам даже в стране регистрации, то зыбкость таких гарантий иногда становится очевидной.
Однако решение вопроса о регулировании перестраховочных операций, особенно в режиме трансграничной торговли, требует известной осторожности. Ненужные барьеры на пути международного перестрахования станут тормозом и в развитии национального страхового рынка.
1 Автор благодарит Мюнхенское перестраховочное общество за предоставленную возможность ознакомиться с опытом его международной практики перестраховочных операций.
* При этом в качестве дополнительных мер финансового контроля используются:
а) обязательное депонирование перестраховщиком в компании-цеденте средств в денежной форме в размере резерва заявленных, но не оплаченных убытков по обязательствам, переданным в перестрахование, и, однако достаточно редко, резерва незаработанной премии;
б) "letter of credit" — гарантийное письмо банка, обслуживающего перестраховочную компанию, начинающую операции на внутреннем национальном рынке, которое предоставляет финансовые гарантии деятельности перестраховщика;
в) депонирование в залог (в компании-цеденте, или в государственном банке, или в органах государственного надзора за страхованием) высоколиквидных ценных бумаг, в том числе государственных облигаций страны, в которой расположена головная компания перестраховщика.
** Установлены обязательные условия регистрации (дочернего предприятия или представительства) и финансового контроля за платежеспособностью перестраховочных компаний.
К.Е. ТУРБИНА, кандидат экономических наук
Вся пресса за 1 февраля 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Перестрахование, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Отмечается рекордный рост использования страхования W&I в первой половине 2024 года
|
|
cbr.ru, 19 декабря 2024 г.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов: снижение тарифов
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|