Реформирование обязательного медицинского страхования привлекает внимание не только самого широкого круга специалистов, но и простых людей, которых эта проблема затронет в первую очередь, поэтому любые изменения в сфере здравоохранения требуют тщательной проработки и взвешенной оценки, пишет "Парламентская газета".
Парламентская газета,
28 апреля 2004 г.
Лучше всего застрахован богатый 961 просмотр
Реформирование обязательного медицинского страхования привлекает внимание не только самого широкого круга специалистов, но и простых людей, которых эта проблема затронет в первую очередь, поэтому любые изменения в сфере здравоохранения требуют тщательной проработки и взвешенной оценки.
Конституция гарантирует российским гражданам бесплатную медицинскую помощь. Однако существует огромный разрыв между установленным конституционным правом и объемом финансовых ресурсов, направляемых в эти сферы, соответственно между конституционными гарантиями и практикой здравоохранения. Одной из основных составляющих системы финансирования здравоохранения наряду с бюджетным финансированием, расходами организаций на медицинское обслуживание своих работников и, наконец, затратами самого населения является обязательное медицинское страхование. В существующей системе медицинского страхования, развивающейся с введением в действие Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", накопилось много проблем, главная из которых - недостаток средств. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, программа государственных гарантий Российской Федерации по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью в 2002 году была выполнена на 93 процента, в том числе ее составная часть - программа обязательного медицинского страхования - на 55,4 процента, в то время как бюджетная часть программы была профинансирована на 156,6 процента. Органы исполнительной власти не в достаточной мере уплачивают страховые взносы на медицинское страхование неработающего населения, направляя средства на здравоохранение, минуя систему медицинской страховки. В результате возникает недофинансирование по тем статьям расходов, которые покрываются за счет средств обязательного медицинского страхования и прямо влияют на качество медицинского обслуживания населения: заработная плата работников медицинских учреждений, медикаменты, питание и прочее. Сложились существенные различия в нормативах на душу населения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Отклонения от норматива по базовой программе страхования как в одну, так и другую сторону составили 3-4 раза и более. За истекший период подавляющее число регионов не сумело обеспечить финансирование гарантированного законом минимального объема бесплатных медицинских услуг, определенного базовой программой обязательного медицинского страхования, поэтому часть медицинских услуг, предусмотренных этой программой, и услуги повышенного качества стали переноситься в сферу платной медицины. Платные услуги в ряде случаев предоставляются в первоочередном порядке, увеличивая время ожидания для тех, чье лечение оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования или бюджета. Таким образом, уровень и объем медицинского обслуживания стали зависеть от платежеспособности пациентов. Нехватка денег у Федерального фонда обязательного медицинского страхования, основные доходы которого формируются по ставке единого социального налога 0,2 процента, не позволяет полностью осуществлять выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов страховки в рамках базовой программы. При этом доля уровня расходов на здравоохранение в ВВП России составляет менее трех процентов, в то время как в странах Западной Европы этот показатель равен 6-7 процентам, в США - более 14 процентам. В условиях дефицита средств действующая система обязательного медицинского страхования не обеспечивает права гражданина на выбор врача и лечебного учреждения. Сохранение сметного финансирования медицинских организаций, при котором расходы на их содержание определяются в зависимости от количества коек и штатной численности, не стимулирует врачей к оказанию качественной медицинской помощи. Президент Российской Федерации в течение трех лет в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации обращался к проблеме совершенствования обязательного медицинского страхования. Еще в 2001 году была поставлена задача сформировать законодательную базу для завершения перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи. В апреле 2003 года на заседании президиума Госсовета Российской Федерации в городе Тамбове была одобрена концепция модернизации этой системы. Ее цель состоит в обеспечении условий устойчивого финансирования медицинских организаций. Для достижения этой цели предполагается усиление централизации средств в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования для оказания необходимой помощи регионам, а также регионам, которые не в состоянии уплачивать взносы за неработающее население в полном объеме. Предполагается также софинансирование страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения из федерального бюджета в субъектах Российской Федерации, заключивших многосторонние соглашения и обеспечивающих внесение своей доли страховых взносов в полном объеме. Неотъемлемой частью модернизации медицинского страхования является внедрение стандартов медицинской помощи, совершенствование сети лечебно-профилактических учреждений, а также изменение их статуса с целью повышения эффективности обслуживания. В 2003-2004 годах Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется программа оказания адресной медицинской помощи пенсионерам за счет дополнительных платежей. Это финансирование осуществлялось из расчета 525 рублей в год на одного неработающего пенсионера в 2003 году и 580 рублей - в 2004 году на основе соглашений, заключаемых с органами исполнительной власти отдельных субъектов Российской Федерации, прежде всего готовых профинансировать свою часть страховых взносов. Предварительные итоги участия Пенсионного фонда Российской Федерации в дополнительном финансировании страхования неработающих пенсионеров показывают действенность данного механизма. Это стимулирует субъекты Российской Федерации к уплате в полном объеме страховых взносов и повышение эффективности использования имеющихся средств. Деньги направляются в лечебные учреждения на оплату оказанных медицинских услуг в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи. На индивидуальных лицевых счетах нарастающим итогом отражаются сведения об объемах и стоимости медицинских услуг. Все это увеличивает заинтересованность учреждений здравоохранения в предоставлении медицинских услуг, ориентированных на реальные потребности людей. Несмотря на указанные возможности использования данных персонифицированного учета в обязательном медицинском страховании, представляется разумным оценить расходы на введение такой системы, а также определить реальные возможности Пенсионного фонда Российской Федерации по переработке такого массива информации. Полная реализация определенных концепцией принципов модернизации обязательного медицинского страхования требует принятия соответствующего законодательного акта. Вместе с тем следует отметить, что экономическое обоснование такого законопроекта должно включать ряд параметров, которые в свою очередь в ближайшее время подвергнутся существенному изменению в связи с планируемым снижением единого социального налога и реформированием межбюджетных отношений. Очевидно, что модернизация такой социально значимой системы, как обязательное медицинское страхование, требует комплексной оценки всех влияющих на нее факторов. Игорь МИХАЛЕВ, руководитель аппарата Комитета Совета Федерации по социальной политике, кандидат социологических наук.
Вся пресса за 28 апреля 2004 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
ГТРК Мордовия, 29 ноября 2024 г.
Суд признал троих граждан региона виновными в покушении на мошенничество в сфере страхования в крупном размере
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент Азербайджана утвердил поправки в закон «О медицинском страховании»
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|