Сегодня,
24 февраля 2000 г.
Министерство обороны держит оборону
800 просмотров
Катастрофа военно-транспортного самолета, в декабре 1997 года рухнувшего на один из жилых домов Иркутска, как удалось узнать "Сегодня", является предметом многочисленных судебных разбирательств, идущих как в Москве, так и в Иркутске. Катастрофа унесла десятки жизней, остались без крова сотни людей. Погиб экипаж. От груза — двух истребителей, собранных в Иркутске по контракту с Вьетнамом, мало что осталось. И до сих пор не известно, кто заплатит за трагедию.
Разбившийся самолет принадлежал Министерству обороны. Именно поэтому пострадавшие в первую очередь адресуют свои претензии к данному ведомству. На днях в кассационном суде Москвы состоялся арбитражный процесс: "Ингосстрах" против Министерства обороны. Страховая компания через суд попыталась взыскать с военного министерства 1,3 млрд рублей. Примерно такую сумму (более 56 млн долл.) выплатил "Ингосстрах" заказчику за два истребителя. До кассационного суда "Ингосстрах" выиграл два этапа судебного разбирательства: арбитражный суд и коллегию, куда дело попало после того, как было опротестовано Министерством обороны. Но на кассационном суде в деле произошел неожиданный поворот. Суд посчитал, что собранных истцом доказательств недостаточно, и вернул дело в арбитраж. Решение суда практически невозможно оспорить. Вопрос о том, действительно ли доказательств было собрано недостаточно или сей вердикт служит "ширмой" для прикрытия истинных причин, — чисто риторический. Тем более в случае, когда дело имеет столь острый политический подтекст: иск к министерству — это фактически иск к правительству РФ. У военных нет собственных средств на выплату компенсаций. Значит, если суд признает их виновными, расплачиваться за причиненный ущерб придется правительству (у которого тоже денег не густо).
То ли люди, то ли куклы...
Нетрудно вообразить, что начнется, если правительство признает свою вину и выплатит хоть копейку... Во время аварии пострадал не только груз. Погибли экипаж и почти 70 жильцов дома, на который рухнул тяжелогруженый транспортник. Около ста человек получили увечья и травмы. Многие остались без крова: жилое здание перестало существовать. По сведениям "Сегодня", ни самолет, ни гражданская ответственность перед грузоотправителем застрахованы не были. То есть Министерство обороны нарушило статью 134 Воздушного кодекса, где прописано обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем и грузоотправителем. На этом основании пострадавшие люди сейчас пытаются через суд заставить виновных заплатить за причиненный им ущерб. По сведениям "Сегодня", суды первой инстанции посчитали ответственным за причинение гражданам ущерба Минобороны. Но ни для кого не секрет, как наше государство "заботится" о гражданах. А потому сложно поверить в то, что правительство действительно возьмет на себя все причиненные убытки. Скорее стоило удивляться тому, что процесс "Ингосстрах" против Минобороны" так долго шел без обычных судебных проволочек и решения принимались в пользу истца. Эксперты давно гадали: на каком этапе в дело вмешаются "вышестоящие товарищи". Похоже, такой момент настал. Доказать это, конечно, невозможно, но... Вспоминаются слова председателя Высшего арбитражного суда Вениамина Яковлева, который высказался в том духе, что такого давления на судей, как сейчас, не было даже в самые мрачные советские времена. Похоже, Яковлев имел в виду случаи, подобные нынешнему.
Дефекты и эффекты
Есть основания предполагать, что "государственные" интересы учитывались и тогда, когда созданная для расследования инцидента правительственная комиссия давала заключение о причинах катастрофы. По крайней мере ее заключение составлено таким образом, что определить виновника трагедии почти невозможно. Причиной аварии названы "конструктивные недостатки двигателей". То есть, по логике вещей, "Ингосстрах" должен был предъявлять претензии только к тем, кто проектировал и строил двигатели, — запорожскому моторостроительному бюро "Прогресс" и запорожскому заводу "Мотор-Сич". Но, похоже, выводы комиссии показались небезупречными большинству — даже главе правительства РФ: спустя всего три месяца Виктор Черномырдин назначил повторное расследование трагедии. Поручение Черномырдина в полной мере выполнено не было. По не вполне понятной причине повторное разбирательство свелось к созданию комиссии, в которую вошли представители промышленности. При этом выводы комиссии сформулированы таким образом, что не опровергают, но и не подтверждают результаты, указанные в первоначальном варианте акта. Удивляться тут в общем-то нечему, поскольку на всех этапах расследования в нем принимали активное участие военные. Видимо, поэтому правительство и "проглотило" такую "отписку".
Больной вопрос
Некоторые из экспертов считают маловероятным, что "последовательное выключение" трех совершенно автономных двигателей Ан-124 в течение 11 секунд — а именно на это указала госкомиссия как на причину аварии — произошло по чисто техническим причинам. Скорее, они склонны считать, что причиной трагедии стал дефект техники в сочетании с "человеческим фактором". Исключить эту версию нельзя: не секрет, что из-за тяжелой экономической ситуации в стране ВВС систематически недофинансируются. А потому российские военные летчики нередко не имеют достаточной практики. Складывается впечатление, что конфликтующие стороны не заинтересованы в том, чтобы скандал стал достоянием общественности. В "Ингосстрахе" говорят только одно: мы хотим вернуть деньги и собираемся и дальше отстаивать свои интересы. Будет ли компания подавать на апелляцию или согласится с решением кассационного суда, начав все с нуля, никто сказать не может. В пресс-службе Минобороны "Сегодня" никаких комментариев также не получила. Похоже, вопрос о том, кто виноват в случившейся трагедии, еще долго останется открытым.
КАЦ Е.
Вся пресса за 24 февраля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Происшествия, Игроки, Суды и расследования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 марта 2025 г.

|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
Эксперт рассказала, на что обратить внимание при выборе страхового полиса для турпоездки

|
|
Финам.Ru, 13 марта 2025 г.
Акции UnitedHealth актуальны на покупку после просадки

|
|
КонсультантПлюс, 13 марта 2025 г.
Страховая компания не рассмотрела протоколы разногласий – больнице не удалось оспорить штраф

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 13 марта 2025 г.
Пашинян пожаловался на «ушлых» фермеров

|
|
ТАСС, 13 марта 2025 г.
В ГД скоро внесут законопроект о налоговых льготах по долевому страхованию жизни

|
|
ПРАЙМ, 13 марта 2025 г.
Минфин внесет проект о налоговых льготах для долевого страхования жизни

|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 13 марта 2025 г.
Новосибирская область потратит больше денег на медпомощь по ОМС

|
|
korins.ru, 13 марта 2025 г.
Законопроект о налоговых льготах по ДСЖ подготовлен, скоро будет внесен в ГД

|
|
78.ru, Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
«Чёрные дыры» ОСАГО: как страховщики обманывают водителей и что с этим делать

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 13 марта 2025 г.
Министр: Правительство Армении возьмет на себя часть рисков по сельхозстрахованию

|
|
cbr.ru, 13 марта 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ), Волгоград, 13 марта 2025 г.
В Волгограде осуждён член ОПГ, промышлявший мошенничеством в страховой сфере

|
|
Национальное аграрное агентство, 13 марта 2025 г.
НСА разработал «калькуляторы агрострахования» для аграриев

|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 13 марта 2025 г.
Волгоградский мошенник получил срок за инсценировки ДТП и кражу металлолома

|
|
Sputnik Армения, 13 марта 2025 г.
Власти Армении утвердили льготное страхование виноградников, но с одним «но»

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 13 марта 2025 г.
Фальшивый ОСАГО: в Петербурге судят аферистов, обманувших почти сотню водителей

|
|
Главагроном, 13 марта 2025 г.
Фермер назвал ситуацию с агрострахованием информационным провалом

|
 Остальные материалы за 13 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|