Forbes,
9 февраля 2010 г.
Кругом мошенники
1089 просмотров
На протяжении последних десяти лет страховщики периодически вспоминают о страховом мошенничестве — попытках получить страховые выплаты незаконным способом. Серьезных исследований масштаба этой проблемы не было, но страховые компании до кризиса уверяли, что мошенникам достается 10-15% всех выплат. Это около 30 млрд рублей в год, если брать за базу компенсации физическим лицам. А в 2009 году, по оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), доля выплат по случаям мошенничества выросла до 20%.
Что имеют в виду страховщики и насколько эти цифры реальны? По данным ВСС, из всех случаев мошенничества лишь 5-7% приходится на криминал вроде «подстав» — специально организованных аварий. Такие преступления сегодня достаточно легко раскрываются — страховщики обмениваются между собой информацией об участниках подозрительных происшествий и быстро вычисляют злоумышленников. А что же остальные 95%? Это, по словам страховщиков, бытовые мошенники. На самом деле — обычные российские граждане, застраховавшие автомобиль или квартиру и никаких аварий или поджогов не устраивавшие.
Представьте себе типичную ситуацию: столкнулись две машины, у водителей которых есть полисы каско. Можно ждать сотрудников ГИБДД, создав на дороге пробку в час пик, а можно разъехаться по домам и на следующий день оформить ДТП во дворе, сделав вид, что машина повреждена на стоянке. Спросите автовладельцев: так поступал чуть ли не каждый второй. С точки зрения страховщика, это мошенничество. А с точки зрения автолюбителя — все по-честному. Машина повреждена в ДТП, значит страховщик должен платить, а уж как это оформлено — дело десятое.
Другой пример. Банки нередко принуждают ипотечных заемщиков страховать жизнь и здоровье. Восемь человек из ста, признаются службы безопасности страховых компаний, при заполнении анкеты «забывают» указать свои хронические заболевания. Серьезное заболевание может увеличить стоимость полиса на 20% — но почему бы не сэкономить на навязанной и потому кажущейся бессмысленной услуге?
Или вот еще случай, произошедший недавно с моими знакомыми. За рулем была супруга, а ее имя не было вписано в полис. Чтобы получить выплату, им пришлось представить дело так, будто за рулем был глава семьи. А уж о различного рода договоренностях с оценщиками, которые могут увеличить сумму выплат, рассказывает чуть ли не каждый автовладелец, побывавший в аварии. Точных оценок нет, но сотрудники служб безопасности в частных беседах уверяют, что по меньшей мере 7 из 10 водителей в таких ситуациях идут на обман.
Клиентам есть что сказать в свое оправдание. Многие компании в начале 2000-х пытались занижать сумму ущерба, предлагали отвратительный сервис, тянули с выплатами по несколько месяцев, а то и вовсе исчезали из своих офисов. До сих пор в правилах страхования встречаются всевозможные подвохи, позволяющие отказать в компенсации ущерба. Процедура оформления убытков по-прежнему длительна и трудна. Не прошло бесследно и введение в 2003 году полисов ОСАГО. Страховщики не справлялись с процедурой урегулирования, а стоимость полисов оказалась намного выше ожиданий. И кто в этом случае мошенник?
Поэтому клиенты не стесняясь называют страховщиков жуликами и считают: заставить страховую компанию платить — святое дело, и любые средства тут хороши. А попытки компаний разоблачить обман клиенты воспринимают как еще одно жульничество.
Чтобы хоть как-то снизить число обманщиков, страховщики могли бы пойти клиентам навстречу. Облегчить процедуру оформления ущерба, убрать из правил некоторые исключения. Шаги в этом направлении, конечно, делаются. Например, по ОСАГО мелкие аварии без ущерба здоровью с марта 2009 года можно заявлять без справок ГИБДД. Правда, выплата в этом случае не может превышать 25 000 рублей. Это нововведение, которое автовладельцы получили в обмен на в среднем 10-процентное повышение тарифов по ОСАГО, могло бы существенно сократить число пробок на дорогах, но фактически не действует — максимальная сумма компенсации по авариям, оформленным без участия ГИБДД, слишком мала.
Либерализация порядка оформления идет не слишком быстро — страховщикам это совершенно не нужно. Случаи «бытового мошенничества» заложены в тарифы, клиенты заранее оплатили возможность обмануть страховщика. А тот, раскрыв обман, не спешит заводить уголовные дела, предпочитая просто убедить клиента отказаться от денег. И этот своеобразный общественный договор, в котором каждая из сторон обманывает другую, в общем, работает. Вот только операционные издержки и расходы на оплату посредников оказываются чересчур велики.
Ксения ЛЕОНОВА
Вся пресса за 9 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
11 апреля 2025 г.

|
|
РИА Новости, 11 апреля 2025 г.
Кассационный суд обязал принять иск потерпевших в теракте в «Крокусе» к «Ингосстраху»

|
|
РБК (RBC.ru), 11 апреля 2025 г.
Объем страховых премий в Мурманской области вырос на 71% за год

|
|
МК в Кузбассе, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осудят троих автоподставщиков

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Суд оставил в силе освобождение «Росгосстраха» от выплаты за пропавшие на Украине вагоны

|
|
Forbes, 11 апреля 2025 г.
Число погибших при крушения батискафа в Египте выросло до семи

|
|
Интерфакс, 11 апреля 2025 г.
Около 4,7 тыс. га застрахованных садов на юге РФ оказались под угрозой из-за заморозков

|
|
Би-порт, Мурманск, 11 апреля 2025 г.
Страховые премии в Мурманской области выросли на 71%

|
|
Урал-Пресс-Информ, Челябинск, 11 апреля 2025 г.
Мошенники похищают деньги россиян при помощи ОСАГО

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 11 апреля 2025 г.
В Кузбассе осуждены участники организованной группы автоподставщиков

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 11 апреля 2025 г.
ВС не разрешил игнорировать динамику цен на запчасти

|
|
РЕН-ТВ, 11 апреля 2025 г.
Страховщики могут сообщать о росте краж авто для увеличения продаж полисов каско

|
|
Тульская пресса, 11 апреля 2025 г.
Туляков предупредили о мошенниках, продающих фальшивые полисы ОСАГО

|
|
Вести Московского региона, 11 апреля 2025 г.
Автоэксперт Сажин назвал каско «лотереей» и оценил его актуальность в 2025 году

|
|
ПРАЙМ, 11 апреля 2025 г.
Премия на рынке страхования торговых кредитов выросла на 27 процентов

|
10 апреля 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 10 апреля 2025 г.
В Азербайджане началось страхование цитрусовых садов

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 апреля 2025 г.
Инфляция является самой большой проблемой для инвестиционных портфелей страховщиков

|
|
Финмаркет, 10 апреля 2025 г.
В 2024 году сборы агростраховщиков увеличились 5%, выплаты - на 75%

|
Остальные материалы за 10 апреля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|