Экономика и жизнь,
27 февраля 1995 г.
От кризиса платежей — к финансовой устойчивости 1261 просмотр
О новых путях взаимодействия банков и страховщиков рассказывают председатель правления Нефтегазостроительного банка Александр Марьяшин и заведующий кафедрой Московского экономико-статистического института Сергей Смирнов.
О новых путях взаимодействия банков и страховщиков рассказывают, отвечая на вопросы нашего корреспондента, председатель правления Нефтегазостроительного банка Александр Марьяшин, который одновременно возглавляет совет директоров АО “Славянское перестраховочное общество”, и заведующий кафедрой Московского экономико-статистического института Сергей Смирнов.
С. Смирнов: Тот факт, что видный банкир возглавил совет директоров АО “Славянское перестраховочное общество” и вместе с учеными активно ищет пути его использования в решении текущих и стратегических экономических задач, является одним из свидетельств начавшихся интеграционных процессов в экономике.
— Александр Николаевич, на страницах нашей и других газет не раз звучала мысль, что если кризис банковской системы возможен, а это затронет интересы огромного числа акционеров и вкладчиков, клиентов и партнеров банков, то во многом это произойдет из-за неплатежей, поразивших сферу производства и услуг. Что вы можете сказать по этому поводу?
А. Марьяшин: Неплатежи — страшный бич и для производителя, и для поставщика, и для банкира, прокредитовавшего весь производственный цикл. Представьте себе, отраслевое министерство обосновало необходимость выделения бюджетных ассигнований для производства какой-то продукции, а Министерство финансов Российской Федерации своевременно не выделило запланированные средства. Деньги срочно понадобились на выплату зарплаты шахтерам, учителям или на ликвидацию последствий какого-нибудь катаклизма. Завод под госзаказ взял кредит, выпустил продукцию, а денег за нее не получил. Рабочие завода — без зарплаты, банк — без процентов за кредит и под угрозой его не возврата, оборота средств нет.
Мощная страховая компания, поддержанная перестраховочным обществом, могла бы застраховать риск несвоевременности платежей по договорам, финансируемым за счет средств государственного бюджета, взяв на себя отношения с министерством-заказчиком (например, Министерством обороны России) по покрытию собственных издержек на выплату страхового возмещения, когда Министерство финансов все же выделит запланированные средства для завода-изготовителя.
Стабилизирующее значение этого вида страхования для промышленности очевидно. Более благоприятный характер этого риска для страхования также очевиден.
Здесь я хотел бы вернуться к мысли, высказанной во время нашей первой встречи (см. “ЭЖ” № 49 за 1994 г.), что государству есть прямой смысл простимулировать страховые и перестраховочные компании, которые взяли бы на себя такой труд, льготным налогообложением, а во-вторых, помочь созданию страховых и перестраховочных компаний с большим объемом собственных средств и уставным капиталом, сделав соответствующий государственный взнос, поскольку без солидных страховых резервов нечего и браться за страхование рисков несвоевременности платежей за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги.
И, наконец, пора разрешить предприятиям и учреждениям относить затраты на страхование финансово-хозяйственных, имущественных, транспортных и иных рисков за счет себестоимости. Государство больше соберет налогов со страховых компаний.
Реализация предложения АО “Славянское перестраховочное общество” по страхованию рисков несвоевременности платежей за счет средств предприятий по договорам, финансируемым из государственного бюджета, поможет обеспечить:
— своевременные расчеты с предприятиями и организациями за поставляемую продукцию, выполненные работы и услуги;
— экономию бюджетных ассигнований за счет уменьшения размера процентной ставки по возмещаемым из бюджета платежам на пользование кредитами и ссудами;
— четкую реализацию порядка заключения и использования государственных контрактов (договоров подряда) на производство продукции, выполнение работ и услуг, строительство объектов для нужд государства;
— стабилизацию финансирования по перестраховочным программам в целом и как следствие своевременную выплату заработной платы рабочим и служащим предприятий, выполняющих государственный заказ.
— Александр Николаевич, а разве государственные казначейские обязательства не смягчают проблему роста неплатежей в промышленности и банкротства? И второе: каков механизм реализации вашего предложения?
А. Марьяшин: Безусловно, смягчают и весьма значительно. Однако до тех пор, пока не встает вопрос о наличных деньгах для различных производственных нужд.
Что касается механизма реализации нашего предложения, то это ноу-хау АО “Славянское перестраховочное общество” и НГС банка. Кто хочет надежно, надолго, на постоянной, плановой основе разместить свои свободные денежные ресурсы в выгодное общественно значимое дело, милости просим!
К сожалению, к проблеме банкротства сегодня многие относятся повышенно эмоционально. А между тем банкротство — это естественный процесс исчерпывания технологических, организационных, материально-технических, финансовых, научно-технических, трудовых и иных факторов производства. Относиться к банкротству надо по-деловому: “диагноз” (аудит, юридическая проверка), назначение “лечащего врача” (арбитражного или внешнего управляющего), назначение “курса лечения” (план финансового оздоровления), обеспечение финансирования санационных мероприятий. То есть речь идет о внедрении комплексной технологии антикризисного управления.
— А кто сегодня занимается решением этих задач? Не отстаем ли мы от реальных кризисных процессов?
С. Смирнов: По линии государства все это организуется и направляется Федеральным управлением по делам о несостоятельности.
Одним из российских центров подготовки специалистов в области антикризисного управления является Московский экономико-статистический институт. Центр в МЭСИ ведет интенсивную работу по подготовке специалистов, хотя проблема не только в их отсутствии. По сути, сегодня в российской экономике нет благоприятной адаптированной инфраструктуры, способной на полную мощностью включить механизм антикризисного управления.
Главный вопрос: где взять деньги для проведения санации предприятий? Государство запланировало на эти цели определенные ассигнования. Однако в условиях большого дефицита государственного бюджета получение их весьма проблематично.
Кредитные учреждения сегодня пытаются отделить себя от проблемы банкротства клиентов. Так что действительно темпы углубления кризиса превышают темпы воздействия на этот процесс общества.
А. Марьяшин: Многие банки сегодня далеки от проблемы банкротства предприятий. Для них она отождествляется с проблемой не возврата кредитов. К сожалению, многие банки реально не осознают, что банкротство предприятий — это первый шаг к банкротству банков. Пока не поздно, банки и другие структурные элементы финансовой системы должны включиться в процесс антикризисного управления. НГС банк одним из первых создал подразделение по работе с несостоятельными предприятиями, занимает активную позицию в создании системы антикризисного управления. Мы подготовили на базе МЭСИ 13 специалистов в области антикризисного управления, в начале марта направляем команду специалистов в Германию, обладающую богатым опытом в этой области.
С. Смирнов: Сегодня в эпицентре работы с предприятиями-банкротами находится НГС банк, Сбербанк, некоторые другие банки. Тесно работаем по этим вопросам с Центрбанком. Однако этого мало. Для решения задач антикризисного управления, создания соответствующей инфраструктуры нужна интеграция всех структурных элементов финансовой системы, экономики в целом. Юридические, аудиторские, консалтинговые, трастовые фирмы, учебные и информационные центры, специализированные фонды, банки, страховые и перестраховочные компании, которые действовали бы под эгидой Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий и Центрбанка. Надо подчеркнуть, что внедрять антикризисное управление сегодня нужно не только в производственной сфере, но и в банках, 25 процентов которых могут быть официально отнесены к разряду банкротов. Причем многие — не по своей вине, а из-за роста неплатежей в экономике.
— Александр Николаевич, вы как банкир и председатель совета директоров АО “Славянское перестраховочное общество” какие перспективы видите в сфере антикризисного управления для возглавляемых вами структур?
А. Марьяшин: Что касается НГС банка, то о нем я уже вкратце сказал. Добавлю только, что мы подписали соглашение с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) о назначении НГС банка уполномоченным банком для организации финансирования санационных мероприятий как по линии госбюджетных ассигнований, так и по другим источникам финансирования. Нам, скажу прямо, оказано большое доверие. Это большая ответственность. Что касается перестрахования, то здесь непочатый край работы. Давайте вдумаемся в порядок цифр. 80-89 процентов предприятий сегодня имеют явные признаки неплатежеспособности и по системе действующих критериев могут быть отнесены к разряду несостоятельных. Антикризисное управление предприятиями-банкротами тесно связано с рисками вложения средств в их санацию как по линии государства, так и по линии частных инвесторов.
Страхование и перестрахование этих рисков является не только социально значимым, но и выгодным делом, поскольку выделение государственных субсидий и инвестиций для оздоровления предприятий-банкротов будет осуществляться на основе утвержденных планов финансового оздоровления, разработанных по типовой форме, легко контролируемых и реализуемых под руководством классных специалистов.
Только на основе консолидации целей, финансов, технологий, знаний, опыта возможно решить клубок проблем неплатежеспособности, спада производства, безработицы, социальных проблем.
В высказанных нами предложениях, бесспорно, есть и дискуссионные, и спорные моменты. Это нормально. Приглашаем желающих к сотрудничеству!
Вся пресса за 27 февраля 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Маркетинг, Игроки, Управление риском
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
КурсивЪ, Астана, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|