Красноярский рабочий,
10 февраля 2010 г.
Страховка от пробок
1343 просмотра
От ДТП в наше время не застрахован никто. Особенно в Красноярске, где автомобилей скоро станет больше, чем людей. Изматывающие пробки парализуют жизнь большого города. И часто их причиной становятся мелкие аварии, которые на несколько часов закупоривают транспортные артерии. Госавтоинспекция порой только тем и занимается, что оформляет несерьёзные ДТП. Водителям тоже нерадостно подолгу торчать на морозе в ожидании инспекторов. Где же выход?
Этим вопросом задались участники совещания, которое управление ГИБДД ГУВД по краю провело совместно с Сибирской ассоциацией страховщиков. Если рассуждать формально, выход есть, но им в силу ряда причин предпочитают не пользоваться. С 1 марта прошлого года в федеральный закон об ОСАГО было внесено изменение, предусматривающее процедуру упрощённого оформления дорожно-транспортного происшествия - без участия уполномоченных на то сотрудников милиции. Так называемый Европейский протокол вступает в силу, если в аварии нет пострадавших, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. В этом случае водители, прикинув нанесённый урон, вправе сами определить виновника происшествия, заполнить извещения о ДТП и затем обратиться за компенсацией ущерба в страховую компанию. Однако на практике эта простая схема, увы, не работает. Страховщики настоятельно советуют водителям дожидаться прибытия экипажа ДПС, и вовсе не из вредности, а главным образом из боязни мошенничества, которое и без того расцвело в этой сфере пышным цветом. - Надежды на Европейский протокол в нашем крае не оправдались, - констатировал и. о. заместителя начальника УГИБДД Александр Галушков. - Между тем рост количества ДТП вызывает тревогу. В январе этого года зарегистрировано 6970 аварий - это почти на 14 процентов больше, чем прежде. Причин тому немало - это и проблемы с дорожным покрытием, и правовой нигилизм людей за рулём, и плохие навыки вождения. А результат один - нескончаемые пробки и огромный вал бумажной работы, которой вынуждены заниматься наши инспектора. - Мировая тенденция такова, что госинспекция или дорожная полиция занимается рассмотрением только тех ДТП, в которых пострадали люди, - отметил начальник отдела УГИБДД по исполнению административного законодательства Александр Трухин. - Когда готовился закон об ОСАГО, законодатель изначально был введён в заблуждение. Тогда утверждалось, что страховые компании возьмут на себя разбирательство по всем ДТП без пострадавших. Не надо сваливать всё на ГАИ. Компаниям следует иметь свой штат аварийных комиссаров, службы безопасности. Если возникают сомнения, пусть они и разбираются, нет ли тут мошенничества. По словам Александра Вячеславовича, в перспективе вся масса мелких ДТП "уйдёт" в страховые компании - такова установка милицейского начальства. И Европротокол - это только первый шаг. Затем сумму ущерба увеличат до 50 тысяч рублей, а потом и до максимального уровня. - И это, я считаю, правильно, - продолжил Трухин. - Люди в погонах должны заниматься серьёзными происшествиями, а с мелочёвкой придётся разбираться вам. Вы взяли с людей страховой взнос - будьте добры работать. Хочу довести до вас позицию начальника управления ГИБДД Михаила Юрьевича Черникова. Сейчас мы делаем последнюю попытку уговорить, убедить страховые компании, а потом начнём юридически помогать водителям, принуждать компании делать выплаты, создавать для них невыносимые условия. Если не хотите нас понять - будем искать пути, чтобы заставить вас работать. Это не угроза - это необходимость. Вы не представляете, что сейчас творится на дорогах. В Красноярске Госавтоинспекция не выполняет свои функции - часто все экипажи заняты именно оформлением ДТП. Дошло до того, что страховщиков обвинили в саботаже. В самом деле, неисполнение федерального закона налицо. Но у страхового сообщества своя правда. Случаев "подстав", фиктивных ДТП и сейчас очень много, убытки от них исчисляются миллионами рублей. Что же будет, когда двое прохвостов полюбовно договорятся между собой, "цокнут" свои авто и потребуют со страховых компаний компенсации по максимуму? Вот что сказал по этому поводу Валерий Ревкуц, председатель Сибирской ассоциации страховщиков и президент страховой компании "Возрождение-Кредит": - Руководителей ГИБДД можно понять - с них стали жёстко требовать соблюдения федерального законодательства. Конечно, длительный разбор любого ДТП создаёт заторы, парализует жизнь города. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ущерб от пробок в Красноярске только по работе пассажирских автобусов исчисляется сотнями миллионов рублей. А какой урон наносится частному сектору, предпринимателям, госпредприятиям! В прошлом году меня даже просили особо не расширять работу по Европротоколу, но страховщики, как видите, и так ею не занимаются. Ведь как оно бывает? "Стукнулись", к примеру, двое пьяных. Понятно, что им обоим невыгоден приезд сотрудников ГИБДД. Вот и говорят друг другу, давай, мол, оформим на месте документы на 25 тысяч рублей, пусть в деньгах потеряем, зато права сохраним. Чтобы такого не было, логично обязать водителей заверить подписанные документы на ближайшем посту ДПС. Подводных камней в этом самом Европротоколе действительно полно. К сожалению, народ у нас в массе своей грамотностью не блещет, правильно заполнить документы у водителей не всегда получается. Вот и предпочитают они дожидаться милиции, которая всё оформит честь по чести. И надо сказать, что водители не зря боятся напортачить в бумагах. Поскольку страховщиков Европротокол не прельщает, у них велик соблазн придраться к каждой неправильно поставленной запятой, чтобы отказать в выплате потенциальному мошеннику. Ещё один момент: водители всё же не оценщики. Откуда им знать, каким будет в рублях нанесённый в ДТП ущерб. А вдруг в машине образовались скрытые дефекты? 25 тысяч рублей - сумма небольшая. Например, несколько царапин на "Тойоте-камри" иной раз оценивают тысяч в шестьдесят. В итоге может получиться, что водитель, воспользовавшийся Европейским протоколом, потеряет в деньгах. Кому это охота? Наконец, компенсации по всяким там царапинам и трещинам многие требуют не по ОСАГО, а по КАСКО, и тут уж без документа из ГИБДД никак не обойтись (исключение - одно несущественное повреждение раз в году). Что же касается мошенничества, то Валерий Ревкуц предложил коллегам воспользоваться накопленным в крае банковским опытом противодействия этому злу. Чтобы не попадаться на удочку любителей лёгкой наживы, страховым компаниям нужно располагать единой базой данных. С её помощью можно отследить "умельцев", которые нарочно бьют свои авто и бегают из компании в компанию, получая барыши от фиктивных ДТП. У местных банков отработана и запатентована технология отслеживания автомобильных мошенников - её и предложено взять на вооружение страховщикам. Тем более что при этом соблюдаются требования законодательства о защите персональных данных, и страховым компаниям вряд ли стоит опасаться раскрытия коммерческой тайны. Страховщики в принципе не возражают против совместной информационной базы, которая бы аккумулировала все страховые случаи в крае. По крайней мере, представитель "Военно-страховой компании", активно выступавший на совещании, воспринял эту идею с энтузиазмом. Он предложил разработать совместный документ с участием тех компаний, которые хотели бы пользоваться единой базой данных. Не так, мол, страшен чёрт, как его малюют. Технически ничего сложного тут нет - нужно только создать сервер и получить к нему общий доступ. В конечном итоге это выгодно всем, поскольку уменьшит расходы компаний на выплаты. Созданием базы данных следует заняться в кратчайшие сроки. К слову, руководство краевой Госавтоинспекции удостоилось тёплых слов благодарности за готовность к сотрудничеству, объективность и непредвзятое отношением к своим работникам. Что до комплектования штатов страховых компаний аварийными комиссарами и службой безопасности, то представитель ВСК резонно заметил: у многих головные офисы находятся в Москве, и оттуда спускаются чёткие регламенты, не предусматривающие подобной самодеятельности на местах. И нужно честно признать, что регламенты эти придуманы отнюдь не для того, чтобы за счёт денег акционера и собственника решать региональные проблемы разгрузки улиц. Если руководство страховых компаний решит у себя в Москве, значит, в крае будут наняты новые сотрудники, которые возьмут на себя заботы о мелких ДТП. Но надо учесть, что это означает новые расходы, влечёт за собой убытки по ОСАГО и КАСКО, а значит, компании снова начнут требовать от власти повышения страховых тарифов, что наверняка не понравится автовладельцам. Словом, соответствующие решения должны принимать федеральные органы. Вот собраться бы в МВД собственникам десятка страховых компаний России, которые держат 64 процента всего рынка, - тогда был бы толк. Ну а на местах пока лишь остаётся предлагать рекомендательные меры. В их числе действенный финансовый рычаг - кратное увеличение коэффициентов страховых тарифов для владельцев транспортных средств, допустивших четыре и более страховых случаев. В то же время можно было бы снизить (в идеале - наполовину) те же коэффициенты для дисциплинированных водителей, которые ни разу не удостаивались страховых выплат. Также предложено ввести административную ответственность в отношении водителей - виновников ДТП и бить их рублём в порядке регресса, то есть истребования компанией суммы страховой выплаты, превышающей 25 тысяч рублей. Кроме того, участники красноярского заседания в своей резолюции обратились к тем, кто обеспечивает безопасное дорожное движение, ко всем водителям и пешеходам с таким девизом: "Давайте сделаем 2010 год годом безопасности на автомобильном транспорте!" Пусть будет меньше хамства на дорогах, меньше жертв и меньше виновных в увечьях и гибели людей. Продемонстрировать свою волю, культуру и ответственность призвал гендиректор Красноярского автоклуба Алексей Араджиони. По его мнению, в 75 процентах случаев причиной ДТП является неуважение водителей друг к другу. Пренебрежительное отношение к собратьям за рулём, лихое подрезание, назойливое бибиканье - такое, к сожалению, сплошь и рядом встречается на красноярских дорогах. Араджиони справедливо считает, что культуру сверху не насадить, а бороться с нетерпимостью и грубостью нужно всем миром. Каждому желающему он предлагает наклеить на заднее стекло автомобиля яркий стикер, который означает принадлежность к братству водителей, уважительно относящихся друг к другу и правилам дорожного движения. Участники заседания сочли заслуживающей внимания инициативу Красноярского автоклуба "Уважение – гарантия безопасности". Всех водителей убедительно просят быть корректными и предупредительными.
В 2009 году на территории края зарегистрировано 73 467 ДТП, из них 4789 повлекли за собой причинение вреда жизни и здоровью людей. В этих происшествиях погибли 620 человек, из них 19 детей; 6059 человек получили тяжкие травмы и увечья. 86,5 процента всех ДТП связано с нарушением правил дорожного движения водителями транспортных средств. 12 процентов ДТП произошло по вине пешеходов. В 2009 году неудовлетворительное состояние улиц и дорог в крае стало причиной 17,5 процента всех ДТП, в которых погибло 94 и ранено 1330 человек. Этой зимой из-за обильных снегопадов и недостаточно интенсивной работы дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб количество и тяжесть ДТП резко возросли.
За 9 месяцев 2009 года страховые компании получили на рынке края свыше 1,2 миллиарда рублей страховых премий, что почти на 13 процентов превышает прошлогодний уровень. За тот же период произведено около 900 миллионов рублей страховых выплат. По соглашению о прямом возмещении убытков за 9 месяцев минувшего года в целом по России потерпевшими предъявлено более 19 тысяч требований на сумму свыше 750 миллионов рублей. В 10 850 случаях произведены выплаты, в 2764 - последовал мотивированный отказ. К сожалению, некоторые компании уходят с рынка ОСАГО, не выполнив обязательств перед страхователями. Часты случаи отказов и занижение сумм выплат, что вызывает справедливые нарекания и жалобы страхователей в надзорные органы.
Условия упрощённого оформления ДТП (Европейский протокол): - вред причинён только имуществу; - происшествие произошло с участием двух транспортных средств; - гражданская ответственность водителей - участников аварии застрахована по ОСАГО; - обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате аварии, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников и зафиксированы в извещениях о ДТП. В случае оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД максимальная сумма, которая может быть выплачена страховой компанией, составляет 25 тысяч рублей. Если стоимость ремонта будет больше (например, возможны скрытые повреждения, которые не были обнаружены сразу), вам придётся самостоятельно оплачивать эти расходы.
Эрих ПЫРХ
Вся пресса за 10 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Мероприятия, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Орелград, 23 декабря 2024 г.
С Ливенской больницы взыскали штраф за недостатки в медпомощи
|
|
Dela.ru, Красноярск, 23 декабря 2024 г.
Сколько средств ОМС приходится на одного жителя Красноярского края
|
|
Business FM Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
С 2025 года в Новосибирске ОСАГО могут начать проверять по камерам
|
22 декабря 2024 г.
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
Для каких автомобилей запчасти подорожали сильнее всего
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
РБК (RBC.ru), 22 декабря 2024 г.
Что такое страхование ответственности директоров D&O
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 22 декабря 2024 г.
Венгерский страховщик потребовал с тамбовского агрария 174 млн рублей
|
|
МК в Германии, 22 декабря 2024 г.
Германия — Грядет шок в кошельке: почему в 2025 году ваша медстраховка станет дороже
|
|
car.ru, 22 декабря 2024 г.
В России взлетят цены на ОСАГО
|
|
UzDaily.uz, 22 декабря 2024 г.
Потребителей освободят от уплаты госпошлины за иски к страховщикам
|
20 декабря 2024 г.
|
|
РБК (RBC.ru), 20 декабря 2024 г.
Страховой консалтинг как способ снизить риски и затраты
|
|
Autonews.ru, 20 декабря 2024 г.
Цены падают, выплаты — растут. Что случилось с рынком ОСАГО к концу года
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Автостраховщики начали заключать договоры ОСАГО на новых территориях РФ с конца декабря 2024 года
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|