Экономика и жизнь,
15 марта 1995 г.
Экспорт услуг и налогообложение 3173 просмотра
По данным Госкомстата России, экспорт услуг в 1994 году составил порядка 1,5 миллиарда долларов, что составляет около 3 процентов общего экспорта России. По сравнению с предшествующими годами принципиальных изменений в стоимостном объеме экспорта услуг не произошло: его доля колеблется в пределах 2-3 процентов, процентов, в то время как в мировой торговле складываются совершенно иные тенденции.
В 80-е и 90-е годы экспорт услуг по сравнению с товарным экспортом развивался опережающими темпами и, по различным оценкам, его удельный вес составляет 20-25 процентов объема мировой торговли. Таким образом, объемы экспорта услуг явно не соответствуют существующим потенциальным возможностям, особенно в тех сферах, в которых Россия обладает определенными конкурентными преимуществами (выполнение технологических разработок, создание программного обеспечения, космические и другие виды наукоемких услуг, заказные научные разработки и другое).
С точки зрения законодательства
В проекте Федерального закона “О внешнеэкономической деятельности”, принятом Государственной Думой в первом чтении, понятие “экспорт” разъясняется как вывоз товаров с таможенной территории России за границу без обязательства об обратном ввозе и возмездное предоставление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. Следовательно, если при определении экспорта товаров во главу угла ставится “территориальный” принцип — факт перемещения товары за пределы территории России (и это полностью соответствует Таможенному кодексу Российской Федерации), то при определении экспорта услуг принципиальное значение имеет факт их оказания иностранному лицу, то есть нерезиденту, а вовсе не место оказания услуг или использования их результатов. Отметим, что никакого противоречия Таможенному кодексу здесь нет, поскольку в нем регулируются порядок и условия перемещения через таможенную границу России транспортных средств, операций по экспорту и импорту товаров, но не услуг.
Аналогичный принцип определения понятия экспорта услуг содержится в Инструкции по составлению статистической отчетности об услугах во внешнеэкономической деятельности, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 ноября 1994 года № 245. В соответствии с этим документом данные по предоставлению и получению услуг в области международной деятельности охватывают операции, осуществляемые между российскими и иностранными лицами.
К основным видам международных (в том числе экспортных) услуг, по методологии Госкомстата, относятся: транспортные, туристические услуги, услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, услуги по использованию нематериальных активов и титулов собственности; услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, государственные услуги, не отнесенные к другим категориям; прочие услуги.
Одним из главных условий увеличения экспорта услуг является его стимулирование. В условиях предполагаемого вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) субсидирование экспорта становится невозможным, поскольку оно противоречит принципам деятельности ВТО. Но это не относится к частичному или полному освобождению экспортных операций от налогового обложения, что является общепринятым в мировой практике и, по-видимому, станет одним из основных методов стимулирования экспорта товаров и услуг в России.
Эволюция налогообложения
Рассмотрим эволюцию принципов налогообложения экспорта в целом и экспорта услуг. В соответствии с Законом РСФСР от 6 декабря 1991 года № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон) от НДС освобождались товары, работы, услуги, экспортируемые за пределы государств — членов Экономического сообщества, а также экспедиторские и транспортные услуги, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, связанные с обслуживанием экспортных и транзитных иностранных грузов.
В 1993 году формулировка несколько изменилась: соответствующая льгота стала распространяться на товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и при транзите иностранных грузов через территорию Российской Федерации. Таким образом, в 1992-1993 годах льготное налогообложение распространялось как на экспортируемые услуги, так и на услуги в отношении экспортируемых товаров.
С 1994 года вопросы налогообложения экспортных операций стали регулироваться, помимо упомянутого Закона, Указом Президента России от 22 декабря 1993 года № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”. В соответствии с п.15 Указа от обложения налогом на добавленную стоимость освобождались экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации. При этом из списка выпали транспортировка, погрузка, разгрузка экспортируемых товаров и тому подобное. Соответственно эти позиции были исключены из числа льготируемых и в тексте Инструкции Госналогслужбы России от 9 декабря 1991 года № 1 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (далее — Инструкция).
Особенности льготирования
Однако Указ имел определенные особенности своего действия, отраженные в пп. 31 и 33. Пункт 31 гласил, что некоторые законы, в том числе Закон “О налоге на добавленную стоимость”, не применяются в части, противоречащей Указу. Отметим, что трактовка данного положения в отношении налоговых льгот по экспорту, с одной стороны, и по импорту, с другой, была совершенно разной. Список налоговых освобождений от уплаты НДС при импорте, содержащийся в Указе (например, в отношении книг, периодических изданий, оборудования по выпуску медицинских препаратов), не заменял, а дополнял уже существовавшие льготы по импорту медикаментов, продовольствия, детских товаров и так далее. Список налоговых освобождений при экспорте, содержащийся в Указе, напротив, по существу, заменил предшествовавший перечень. Возможно, здесь сыграл свою роль “ведомственный” фактор: в первом случае разъяснения давались по линии ГТК России, во втором случае — по линии Госналогслужбы России.
Кроме того, в соответствии с п. 33 Указа в случае, если предоставленные по Указу налоговые льготы создавали для отдельных категорий налогоплательщиков менее благоприятные условия по сравнению с ранее принятыми законами и указами Президента России, подлежали применению ранее предоставленные им льготы.
Тем не менее, формулировка предоставления налоговых льгот при экспорте стала иметь следующий вид (п. 13 Инструкции): “От налога на добавленную стоимость освобождаются: а) экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги, а также услуги по транзиту иностранных грузов через территорию Российской Федерации.
При вывозе товаров с территории Российской Федерации другими предприятиями возврат сумм налога на добавленную стоимость производится в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации”.
По-видимому, второй абзац фактически утратил свое значение, поскольку, во-первых, содержащееся в нем положение было сформулировано до принятия Таможенного кодекса — основного документа таможенного законодательства России. В ст. 98 кодекса говорится, что при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, то есть дается обратная ссылка.
Во-вторых, вопросы возврата сумм налогов при экспорте товаров и услуг рассматриваются в п. 23 Инструкции:
“При экспорте предприятиями товаров (работ, услуг) собственного производства в случае, если суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, до момента экспорта не возмещены, они подлежат возмещению в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящей Инструкции. При экспорте товаров, приобретенных с налогом на добавленную стоимость, засчитываются в уплату предстоящий платежей или возмещаются из бюджета только суммы налога по материальным ценностям (работам, услугам), отнесенным (списанным) на издержки обращения, связанные с реализацией указанных товаров”.
При применении данного пункта на практике встречаются следующие сложности. По-разному могут трактоваться (и трактуются), какие услуги (а значит, и соответствующие расходы) считать связанными, а какие не связанными с реализацией товара. Кроме того, в отношении товаров, экспортируемых непроизводителями, речь идет о возмещении сумм налога по материальным ценностям, работам и услугам, а в отношении экспорта товаров производителями — только о возмещении сумм налога по материальным ресурсам. Отсюда возникает парадоксальный вывод, что НДС на услуги, связанные с реализацией экспортируемых товаров, должен возмещаться только непроизводителям. Это имеет смысл, если для предприятий-производителей указанные услуги вообще освобождены от НДС, что, однако, не соответствует п. 13 Инструкции.
Согласно второму абзацу п. 23 Инструкции для обоснования льгот при экспорте товаров и услуг в налоговые органы должны предъявляться следующие документы:
— контракт (копия контракта) с иностранной фирмой на поставку товаров (работ, услуг) или приравненный к нему документ; — платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров (работ, услуг); — грузовая таможенная декларация со штампом таможни “выпуск разрешен” товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение грузом границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная накладная, железнодорожная накладная).
Очевидно, что указанные в последнем подпункте документы относятся только к экспорту товаров, но не услуг. Следовательно, для обоснования льгот по экспорту услуг, в том числе и при получении предоплаты от зарубежного партнера, достаточно документов, указанных в первых двух подпунктах. На практике же налоговые органы иногда требуют дополнительные документы, начиная с акта о фактическом оказании услуг за рубежом и заканчивая таможенными документами об осуществлении экспорта услуг в соответствии с одним из таможенных режимов. В этой связи необходимо отметить, что в соответствии со ст. 18 Таможенного кодекса таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей, то есть требование об установлении того или иного таможенного режима при экспорте услуг является неправомерным.
Ответы на многие вопросы были даны в совместном письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 15/14 ноября 1994 года № ВЗ-6-05/433, № 154 “Об отнесении услуг (работ) к экспортируемым при расчетах по налогу на добавленную стоимость”. Но речь об этом пойдет в следующей статье.
А. НИКОНОВ, зав. сектором отдела внешнеэкономических связей АООТ “ВНИКИ”.
Вся пресса за 15 марта 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
5 декабря 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 5 декабря 2024 г.
Жалуются больше. Эксперты рассказали, как сделать медпомощь доступнее
|
|
РИА Новости, 5 декабря 2024 г.
Липецкие сельхозпроизводители получат дополнительное финансирование
|
|
Известия онлайн, 5 декабря 2024 г.
Названы регионы с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО
|
|
Тульская пресса, 5 декабря 2024 г.
С «Газпрома» требуют деньги за последствия взрыва в Ефремове
|
|
РБК (RBC.ru), 5 декабря 2024 г.
На месте убийства главного страховщика в США нашли гильзы с тремя словами
|
|
Интерфакс, 5 декабря 2024 г.
Доля накладных расходов в судебных выплатах по ОСАГО выросла за два года на 38%
|
|
НИА Крым, 5 декабря 2024 г.
Обслуживание через ОМС – новый вид мошенничества в Крыму
|
|
korins.ru, 5 декабря 2024 г.
РСА определил топ-10 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО
|
|
Московский комсомолец, 5 декабря 2024 г.
«Наглое нападение»: началась охота на подозреваемого в убийстве главы крупнейшей страховой компании
|
|
korins.ru, 5 декабря 2024 г.
Страховое сообщество рассчитывает на принятие законов в поддержку ДСЖ до конца года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 5 декабря 2024 г.
В Кургане избрали меру пресечения четырем организаторам инсценировок ДТП
|
|
Новости Липецка, 5 декабря 2024 г.
Аграрии Липецкой области получат ещё 52 миллиона рублей на страхование будущего урожая
|
|
Frank Media, 5 декабря 2024 г.
По итогам 2025 года объем рынка ДСЖ может оказаться ниже целей Минфина
|
|
Нижегородская правда, 5 декабря 2024 г.
Мошенник похитил у нижегородца деньги под видом страховщика
|
|
Autonews.ru, 5 декабря 2024 г.
Важные изменения в ОСАГО. Каких ужесточений ждать водителям
|
|
cbr.ru, 5 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Коммерсантъ, 5 декабря 2024 г.
Жизнь взяли в долю
|
 Остальные материалы за 5 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|