Сегодня,
1 февраля 2000 г.
И.О.Президента Российской Федерации, Председателю Правительства России Владимиру Путину
757 просмотров
Уважаемый Владимир Владимирович!
Искренне поддерживая Ваши усилия по стабилизации социально-экономической ситуации в стране, страховое сообщество готово и может оказать Вам реальную поддержку в этой деятельности. Однако возможности страховщиков по обеспечению устойчивого развития экономики и созданию полнокровной системы социальной защиты населения используются не в полной мере.
Мы вынуждены констатировать, что, несмотря на правительственные решения о развитии национальной системы страхования (Постановление Правительства от 1.10.98 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 годах»), начиная с 1996 г. не было принято ни одного (!) законодательного акта, который бы существенно повлиял на развитие страхования положительным образом. Хотя именно на последние годы приходится принятие на уровне Правительства программных решений, казалось бы, направленных на развитие страхования, его законодательной базы. Страховой рынок в России остро нуждается в государственной поддержке. На сегодняшний день такой поддержки нет. Государство не только не создает стимулы для его развития, но, напротив, ограничивает страховое поле. В частности, при принятии законов и подзаконных актов в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения наблюдается явное стремление вытеснить страхование, осуществляемое страховыми организациями, из этих областей деятельности. Хотя должно происходить обратное в силу того, что страхование, во-первых, служит неотъемлемым элементом системы социальной защиты населения; во-вторых, снижает нагрузку на расходную часть бюджета, беря на себя выплаты по техногенным, экологическим рискам и прочим катастрофам и катаклизмам, освобождая государство от этих платежей; в-третьих, является мощным источником инвестиционных ресурсов (для примера: в 1999 году во всем мире собрано более 2 трлн долл. страховых премий). Такой вывод напрашивается в силу следующих обстоятельств: 1. В 1998 году был принят Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в котором, в нарушение гражданского законодательства и благодаря позиции Министерства труда и социальной защиты, не нашлось места страхованию, несмотря на то, что Всероссийский союз страховщиков предпринимал необходимые шаги (предложил альтернативный законопроект). Для сравнения: недавно принятый Госдумой закон о тарифах на данный вид страхования устанавливает тариф, достигающий 10,7% от начисленной оплаты труда. Страховщики же по страхованию от несчастных случаев на производстве дают максимальный тариф в 2%. Для осуществления данного вида страхования в органах Фонда социального страхования требуются огромные дополнительные расходы «на содержание аппарата исполнительных органов Фонда, информационное обеспечение, международную работу, подготовку и повышение квалификации кадров, издательскую деятельность, судебные издержки» и т.д. Страховым организациям такие расходы не требуются. 2. Вопрос об увеличении (до 3% от объема реализуемой продукции) сумм страховых взносов, относимых предприятием на себестоимость, не решается годами. И хотя проект Постановления сегодня согласован Министерством экономики, Министерством финансов. Министерством юстиции и МНС РФ, позицию Правительства РФ в этом вопросе определяет почему-то Министерство труда и социального развития, которое против принятия данного постановления. 3. Очередной серьезный удар по страхованию был нанесен с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», которым вводится налог на добавленную стоимость отдельных страховых операций, а именно предпринимательских рисков, к которым относится и страхование рисков при экспортно-импортных операциях. 4. На сегодняшний день неопределенность в перечне операций, которые следует относить к страхованию и перестрахованию и которые не следует считать таковыми, приводят к трениям с налоговыми инспекциями. Налоговики постоянно изобретают новые трактовки. Поэтому давно назрела необходимость в существенных изменениях и дополнениях в Закон РФ «Об организации страхового дела». 5. В пенсионной системе России страхованию не находится места. Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 № 1154 из перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в пенсионный фонд РФ, исключены суммы страховых платежей работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования, тогда как платежи по договорам, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, оставлены. 6. Еще ранее Постановлением Правительства РФ от 27.05.98 № 509 были внесены изменения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства от 05.05.92 № 552), которыми в состав затрат предприятий, относимых на себестоимость продукции, включены платежи работодателей только по договорам с негосударственными пенсионными фондами и не указаны такие же платежи по договорам пенсионного страхования, заключенным со страховыми организациями. 7. До сих пор не принят один их важнейших нормативных документов — Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств. По последним данным, в России насчитывается 32 млн автовладельцев, из них более 3-х млн в Москве и области. Это громадный рынок, который может дать значительные поступления страховых премий и увеличение реальных инвестиций в отечественную экономику. Кроме того, это позволит существенно расширить объем социальной защиты участникам дорожного движения, пострадавшим в результате ДТП, поскольку бремя ответственности по выплатам будет возложено на страховые компании. Для справки: в России ежегодно регистрируется около 5 млн ДТП или примерно 13 тыс. в день. 8. Страхование не только может возместить ущерб, нанесенный предприятию, и обеспечить социальные гарантии работникам, оно в развитых странах является источником долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику. Не случайно в этих странах на долю страховых компаний приходится до 30% от общего объема внутренних инвестиций. Только в США, например, страховые компании ежегодно собирают по страхованию жизни до 350 млрд долл., а в России весь страховой рынок — чуть более 3 млрд долл. В условиях, когда фондового рынка нет, государственные ценные бумаги исчезли, а банки не стали инструментом долгосрочных инвестиций в экономику, именно долгосрочное страхование жизни может и должно стать механизмом привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов. А ресурс этот немалый (от 30 до 60 млрд долл.). Однако Указ Президента РФ «О развитии долгосрочного страхования жизни», обсуждавшийся более 1,5 лет, до сих пор, к сожалению, не принят. Вывод. Мы видим две важнейшие проблемы, которые не позволяют страховому рынку встать на цивилизованные рельсы и раскрыть весь свой потенциал. Это, во-первых, проблема создания законодательной базы, способствующей развитию страхового рынка, во-вторых, проблема регулирования страхового рынка. Российские страховщики поддерживают идею о том, чтобы рыночные отношения носили и государственно-регулируемый, и одновременно прогнозно-системный характер. Мы рассматриваем прогноз как продуманную, точно рассчитанную, реальную программу общенационального уровня, не противоречащую рынку, а наоборот, выступающую с ним в едином комплексе, действующую как единый процесс. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что нужен единый координирующий орган по вопросам развития страхования в РФ, который бы отвечал за выполнение постановлений Правительства. Сегодня страховой рынок регулируют Министерство финансов, в части развития и привлечения инвестиционных ресурсов — Министерство экономики, в части социальных гарантий — Минтруда. Такая несогласованность приводит к тому, что годами не принимаются нужные документы для развития национального страхового рынка. Поэтому крайне необходимо создать единый координирующий орган — Комитет по страхованию при Правительстве, куда должны войти представители всех заинтересованных министерств и ведомств и страховщиков. Когда существовал Экспертный совет при Правительстве РФ, законотворческая работа продвигалась наиболее успешно, тогда были приняты важнейшие нормативные акты. Страхование — это уникальный социально ориентированный механизм, способствующий стабильному развитию национальной экономики. Страховой рынок доказал свою жизнеспособность в период становления рыночных отношений. Несмотря на финансовые кризисы, этот сектор экономики продолжает развиваться: объемы страховых поступлений растут, страховые компании продолжают развивать и укреплять систему страховой защиты имущественных и финансовых интересов физических и юридических лиц. Для того чтобы в полной мере реализовать заложенные в страховании громадные потенциальные возможности, нужны совместные усилия государства, предпринимателей и страхового сообщества.
Президиум Всероссийского союза страховщиков
Вся пресса за 1 февраля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|