Современные аспекты экономики,
28 декабря 2001 г.
Правовые и организационные предпосылки страхования земель 1891 просмотр
Земельная реформа не обеспечила пока рациональное использование и охрану земель, не привела к росту продуктивности сельскохозяйственных угодий. Наоборот: площади пахотных земель сокращаются, увеличивается перевод сельхозугодий в другие категории земель, возрастают необрабатываемые площади, снижается почвенное плодородие.
Публикуемая официальная оценка состояния сельскохозяйственных угодий не показывает реальных последствий и всех случаев негативных воздействий на земельный фонд. Вместе с тем, ущербы, наносимые землям сельскохозяйственного назначения непредвиденными природными катаклизмами и техногенным воздействием, огромны и заставляют искать источники их компенсации и эффективную систему защиты земель. Если раньше неудовлетворительное состояние земель России оценивали в 40 млн т. недополученной продукции (в пересчете на зерно), то в настоящее время прогнозируют рост потерь урожая, но этой причине в 1,2-1,5 раза. В отличие от экономически развитых западных стран, где малоплодородные почвы на больших площадях постепенно увеличивают свою продуктивность, в России плодородные земли (особенно черноземы) переходят в разряд малопродуктивных, что приводит к нарушению нормальных биологических циклов и разрушению почв. В отдельных регионах эти процессы достигают масштабов экологического кризиса и даже экологического бедствия. К сожалению, значение мер и механизмов защиты земли остается принижено. Государственная политика не реализует в полной мере требования землесбережения. Нет финансовой поддержки землепользователей в части расходов на проведение ими природных (стихийных) и антропогенных (техногенных) воздействий. Недостаток юридических и экономических механизмов приводит к общему потребительско-бесхозяйственному и безответственному отношению к земле. На законодательном уровне основой для организации страхования земель сельскохозяйственного назначения можно считать закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (декабрь, 1991 г.), который ввел на территории Российской Федерации добровольное и обязательное экологическое страхование на случаи экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Вторым документом, который также можно включить в состав нормативно-правовой базы страхования земель, является закон Российской Федерации (июль, 1997 г.) «О промышленной безопасности производственных объектов», устанавливающий обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде в случае аварии на каком-либо опасном производственном объекте. Закон г. Москва (ноябрь, 1997 г.) «О защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предполагает создание фонда обязательного страхования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. Согласно этому закону организации, чья деятельность связана с повышенным риском возникновения по их вине чрезвычайных ситуаций, обязаны застраховать свою ответственность за ущерб окружающей природной среде. Вопрос разработки механизма страхования сельскохозяйственных угодий стал особенно актуальным в связи с принятой правительством Российской Федерации целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы», предусматривающей среди основных направлений развития рынка земли создание системы добровольного страхования различных рисков землепользователей (ст. 2, п. 2.3). Не обходит вопрос страхования земель и закон Российской Федерации (ноябрь, 1995 г.) «О сельскохозяйственной корпорации», предусматривающий организацию страховых кооперативов для оказания различного рода услуг по страхованию имущества, земли и посевов (гл. I, ст. 4. н. 9). В настоящее время в порядке изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Государственной Думой по предложению Роскомзема рассматривается статья «Страхование земельного участка от стихийных бедствий», согласно которому залогодержатель вправе включить в договор об ипотеке условие о страховании земельного участка от стихийных бедствий и от катастроф антропогенного характера. Ориентируясь в перспективе на введение ипотеке (залога) земельных участков сельскохозяйственного назначения (проект Земельного кодекса), предложение Роскомзема о страховании земельных участков можно считать еще одним обоснованием необходимости создания института страхования сельскохозяйственных угодий. В настоящее время существующие экологические страховые фонды возмещают убытки только от аварийного загрязнения, и только атмосферы и водных источников, хотя в число страховых случаев, связанных с токсичными выбросами, несомненно, можно и нужно включать землю, принимающую на себя груз вредных осадков. Земельные ресурсы, в том числе сельскохозяйственные угодья, не должны исключаться из состава элементов окружающей природной среды, то есть также полноправно должны быть включены в систему страхования. Расширение страховой сферы за счет земли возможно при наличии заинтересованности ее пользователей в этом виде страховой услуги, а также исполнителей, в лице страховых компаний, способных обеспечить страховую защиту на устраивающих землепользователей условиях страхования. В настоящее время сельскохозяйственным страхованием (в большинстве своем страхованием урожая сельскохозяйственных культур) в России занимаются 16 страховых организаций в 23 регионах, объединенных в Ассоциацию агропромышленных страховщиков. Ими охвачено страхованием лишь около десять процентов продукции земледелия. К числу наиболее крупных из них относятся: государственная страховая компания «Росгосстрах». Национальная агропромышленная страховая компания «Агрострах», страховая компания «Поддержка» (создана российским и региональными подразделениями АККОР), компания «Агрополис», (основной учредитель которой является агропромышленный профсоюз России), страховые компании «АСКО». «Интекс», «Сберегательное товарищество страхования» (создано банком «СБС-Агро»), региональные страховые компании «Екатеринбург-Агро». Все эти компании, учитывая нынешние суженные зоны страховых отношений, могут быть привлечены к работе по страхованию сельскохозяйственных угодий, также обеспеченного государственной поддержкой. Для этого им организационно потребуются лишь создать соответствующие подразделения подготовленных к новому виду страхования специалистов. Возможен и вариант, когда организуется новая специализированная система для страхования сельскохозяйственных угодий со своей региональной сетью и централизацией большинства финансовых операций. Однако опыт ряда страховых компаний показывает, что чрезмерная централизация затрудняет работу с землепользователями. Для них предпочтительнее, когда все операции, связанные со страхованием, осуществляются, как правило, на местах. Поэтому более целесообразной представляется схема, по которой для страхования земель будут использоваться региональные страховые организации и лишь при необходимости создаваться новые страховые компании. Исследование проблемы страхования сельхозугодий как одного из эффективных средств их защиты, позволяет сделать вывод, что есть все основания считать организацию страхования сельскохозяйственных земель темой актуальной. Для ее решения имеются первоначально необходимые законодательные документы и появившиеся в последние годы научные разработки (в основном, правда, безотносительно к категориям земель). Все это может рассматриваться в качестве научно-правовой основы разработки конкретных предложений по вопросам формирования организационно-экономического и правового механизма страхования сельскохозяйственных угодий. Таким образом, использование механизма страхования наряду с мерами по развитию земельного участка рынка должно стать необходимым условием цивилизованных рыночных земельных отношений.
Рис.1. Предпосылки организации страхования земель
Объекты страхования
|
Субъекты страхования
|
Участки земель сельскохозяйственного назначения (их поверхностный слой)
|
Страховые компании-Землепользователи
|
Мотивы организации страхования
|
— Отсутствие страховых операций с землей в системе земельных отношений;
— Потери земель от воздействия природных и техногенных факторов;
— Потребность средств для землевосстановительных работ
|
Правовые предпосылки
|
— Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. № 2060-1 (в ред. ФЗ от 02.06.93 г.);
— Закон Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. № 68-ФЗ;
— «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. № 116-ФЗ;
— Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 гг.»;
— постановление Правительства РФ от 26.06.99 г. № 694
|
Организационные предпосылки
|
— Наличие страховых учреждений и возможность расширения страховой сферы за счет земли;
— Наличие стоимостной (кадастровой) оценки
|
Страхуемые риски
|
Природные
|
Техногенные
|
Наводнения, землетрясения, сели, оползни, обвалы, подтопления и прочие потери от природных факторов
|
Захламления земель, загрязнения, порча и уничтожение верхнего плодородного слоя земли
|
Смирнова И.Г., Всероссийский Научно-исследовательский Институт Труда и Управления в Сельском Хозяйстве (научый руководитель, д.э.н., профессор Панкова К.И.)
Вся пресса за 28 декабря 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Агрострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|