Анализ текущих изменений в учет и налогообложение страховых организаций.
Учет, налоги, право,
15 апреля 2001 г.
База для исчисления нормативов 13491 просмотр
Минфин России не в первый раз меняет базу для исчисления предельных размеров нормируемых расходов у страховых организаций. Причем она и увеличивалась, и уменьшалась.
С 1 апреля 2001 года страховые организации при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу (далее — нормируемые расходы.) используют новый показатель. Он определяется как страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование (сноски к п. 1 и 2 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 № 26н; в редакции от 01.03.01). Ранее (причем даже в I квартале текущего года) однозначно классифицировать принимаемый для расчета нормативов показатель не представлялось возможным. Первоначальной редакцией приказа № 26н страховщикам предписывалось при расчете предельных размеров нормируемых расходов использовать показатель суммы поступлений, определенных в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Положения об особенностях налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 491. Что конкретно имелось в виду в данном случае: выручка страховщика по пунктам 1 и 2 раздела I Положения об особенностях налогооблагаемой базы или доходы от страховой деятельности по тем же пунктам без учета, например, страховых выплат и отчислений в страховые резервы и премий по рискам, переданным в перестрахование? Второй вариант прочтения позволял получить больший размер предельных величин по нормируемым расходам.
Экскурс в историю Вначале страховым организациям предлагалось при расчете предельных размеров нормируемых расходов в качестве объемного показателя использовать сумму поступивших взносов по страхованию и перестрахованию (письмо Госналогслужбы России и Росстрахнадзора от 01.06.93 № НП-6-01/193 и № 1281 «О нормах и нормативах», письмо Росстрахнадзора от 08.06.94 № 03/2-7). Затем объемный показатель изменился. И под суммой реализуемых страховыми организациями услуг стала пониматься сумма, полученная от реализации страховых услуг и определенная в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Положения (приказ Минфина России от 10.08.99 № 51н). Но еще до выхода приказа Минфин пытался обосновать введение новых норм, ссылаясь на то, что вышеназванные письма по заключению Минюста России не имеют юридической силы (письмо Минфина России от 16.04.98 № 04-02-05/6). Таким образом, до вступления в силу приказа № 51н порядок определения предельного размера нормируемых расходов страховщика установлен не был. Это подразумевало обоснованное применение страховщиками как порядка, установленного письмами Росстрахнадзора и Госналогслужбы России, так и порядка, предусмотренного в письме Минфина России.
Унификация показателя Однако следует подчеркнуть, что понятия «выручка, полученная от реализации страховых услуг» и «сумма, полученная от реализации страховых услуг» использовались Минфином и Госналогслужбой России для определения показателя объема реализованных услуг при исчислении налогооблагаемых баз. И этот показатель исчислялся именно в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Положения. Так, например, расходы по страхованию включаются в себестоимость страховых организаций в сумме, не превышающей 1 процента от объема реализуемых услуг. При этом под объемом реализуемых услуг по страховым организациям понимается выручка, полученная от реализации страховых услуг, определенная в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Положения (письмо Минфина и Госналогслужбы России от 13.03.96 №24, № HП-4-05/21н). То же определение объема реализуемых услуг дано в пункте 33.2 инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды». Одновременно Минфин России неоднократно официально указывал на необходимость унификации порядка расчета объема реализуемых услуг страховой организацией при расчете налогооблагаемых баз, нормативов и т.п. (письмо Минфина России от 26.11.97 № 04-07-04). Издавая приказ № 51н, Минфин России нормативно закрепил высказываемую ранее позицию относительно расчета объемного показателя реализации страховых услуг для определения разного рода нормативов, при этом определив, что этим показателем является выручка от реализации страховых услуг. Предположив, что его мнение не меняется, и учитывая вышеприведенную позицию относительно унификации показателей, можно сделать вывод, что понятие «суммы поступлений» в приказе было эквивалентно понятию «выручка страховщика». Данный вывод также подтверждался позицией ведомства, высказываемой им в многочисленных разъяснениях, носящих характер официальной переписки. Необходимо подчеркнуть, что текст сносок в действующих до 1 апреля 2001 года Нормах и нормативах полностью копирует текст определения объемного показателя реализации страховых услуг из приказа № 51н. Таким образом, уже сделанный нами вывод подтверждается: «суммы поступлений» в сносках к Нормам и нормативам до 1 апреля 2001 года — это на самом деле «выручка страховщика». Следовательно, страховые организации для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу должны были до 1 апреля текущего года использовать выручку от реализации страховых услуг, определенную в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела I Положения.
Что же теперь? Вступающим в действие с 1 апреля сего года приказом № 18н, внесшим изменения и дополнения в приказ № 26н, Минфин России с размаху обрушивает свою собственную позицию относительно унификации показателей и меняет свое мнение на совершенно полярное. Получается, что словосочетание «суммы поступлений» в приказе № 51н и в более поздних Нормах и нормативах все-таки подразумевало обороты по кредиту счетов учета страховых и перестраховочных премий. Выходит, путаница в определении показателей остается. В сложившейся ситуации автор советовал бы, отбросив логику ведомств: — до 1 апреля 2001 года определять норматив для представительских расходов и расходов на рекламу исходя из выручки страховщика; — с 1 апреля придерживаться порядка, изложенного в новой редакции Норм и нормативов. При этом до внесения каких-либо других изменений в акты законодательства, касающихся страхования, страховщику придется по-разному определять несколько показателей, имеющих один и тот же экономический смысл. Однако во всей этой истории есть и положительный момент. С 1 апреля размер представительских расходов и расходов на рекламу, включаемых в себестоимость страховых услуг и учитываемых при налогообложении, увеличивается, так как в новом расчете полностью отсутствуют такие существенные величины, как страховые выплаты и отчисления в страховые резервы.
И. БОГДАНОВ
Вся пресса за 15 апреля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|