Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Business FM Самара, 25 ноября 2014 г.

Автодевальвация

Резкая девальвация рубля может стать главной проблемой автострахования в России. Затраты на запчасти составляют в среднем 70% в стоимости восстановительного ремонта. И причем они в основном импортного производства.  [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Юридический вестник, 16 мая 1995 г.

Чужого горя не бывает
853 просмотра

В московских канцеляриях все чаще встречаешь людей, получивших увечья или потерявших здоровье на производстве и отчаявшихся выбить хоть какую-то компенсацию на месте. У одного предприятия нет денег, другое акционировалось и теперь считает увечных чужими. Причины разнообразные, а суть одна — рыночные реалии все отчетливей выявляют неприспособленность к новым экономическим условиям действующей системы возмещения ущерба этим несчастным. О правовых путях выхода из еще одного социального тупика и размышляет автор публикуемой статьи.

Действующая система компенсации утраты трудоспособности из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости — сложный механизм, складывающийся из страховых и нестраховых методов. Организационно-правовой формой этой системы служит институт индивидуального возмещения ущерба. В новых условиях, при возникающих у многих предприятий финансовых трудностях, а то и банкротстве она оказывается не в состоянии гарантировать полноту защиты интересов пострадавших, членов их семей, иждивенцев погибших.

Принятое у нас прямое возмещение ущерба от утраты трудоспособности в рыночной экономике применяться не может. Особенно наглядно это высветилось в ходе подготовки к ликвидации ряда шахт из тех 90, что намечено закрыть в связи с их убыточностью. Правительством, в частности, принято решение о прекращении добычи угля с последующей ликвидацией шахты Хальмер-Ю ПО “Воркутауголь” в срок до 1 ноября 1995 г. При этом предусмотрены социальная защита жителей поселка Хальмер-Ю, компенсация всем работникам, подлежащим сокращению, однако ничего не говорится о социальной защите лиц, получивших на этой шахте трудовое увечье или профзаболевание, не определена сумма возмещения за ущерб, причиненный их здоровью. А на начало 1995 г. численность работников, получающих выплаты в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием, на “Хальмер-Ю” составляла 526 человек, расчетная сумма выплат только на один месяц — 262,4 миллиона рублей.

Всего же по компании “Росуголь” в соответствии с Правилами возмещения вреда (полное наименование этого нормативного акта — “Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей”. Они утверждены постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1) сумма этих выплат за 1993 г. составила 11,8 миллиарда рублей, а за 1994 г. — 61,2 миллиарда.

Ликвидируемые шахты особо убыточны и не имеют средств для капитализации и внесения платежей государственным страховым органам на пожизненные выплаты в возмещение вреда. Между тем действующая система предусматривает только компенсацию пострадавшим материального ущерба без оплаты лечения производственных травм и профессиональных заболеваний, проведения медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших. Однако “Росуголь” даже не ставит перед правительством вопрос о том, кто будет все это оплачивать. Если учесть высокую стоимость медицинских и реабилитационных услуг, то затраты только по десяти шахтам из 90 намеченных к закрытию составят, по крайней мере, 1 миллиард рублей в месяц. Нетрудно спрогнозировать, что по всем 90 шахтам эта сумма в течение двух лет вырастет до триллиона.

Сказанное — типично. Сегодня при неустойчивом финансовом состоянии предприятий (остановка или сокращение объемов производства, нехватка средств на заработную плату) вопросы возмещения ущерба крайне обострены. Выплаты пострадавшим либо задерживают, либо выдают в заниженных размерах, либо в них отказывают вообще. В правительственные и законодательные органы, министерства поступают десятки тысяч жалоб.

Наиболее характерны следующие ситуации: часть предприятий акционировалась и перестала выплачивать компенсацию своим бывшим работникам; многие предприятия, не желая терять значительные суммы, принимаются доказывать вину потерпевших либо не оплачивают расходов работников на медицинское освидетельствование для выявления профзаболеваний; многие предприятия СНГ, в том числе российские, не компенсируют утрату трудоспособности тем, кто переехал в другие государства Содружества; не решен вопрос индексации возмещения ущерба в условиях высокой инфляции.

Особенно неблагополучно обстоят дела с медицинской реабилитацией пострадавших на производстве (а это 40-50 тысяч человек ежегодно). В подавляющем большинстве случаев она в России просто не проводится.
Как видим, сложившаяся система не отвечает требованиям времени. Выявилась необходимость отказаться от индивидуального возмещения ущерба, вызванного потерей трудоспособности на производстве. Альтернативой ему служит широко распространенная в западных странах система обязательного социального страхования работающих от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, показавшая эффективность как в сфере социальной защиты работников, так и в стимулировании заботы о повышении безопасности труда.

В настоящее время в 139 из 146 стран — членов Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) практикуется страхование производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Законы о страховании от несчастных случаев на производстве были приняты во многих странах около ста лет тому назад: в Германии — 1884 г., в Австрии — 1887 г., в Финляндии — 1895 г., в Соединенном Королевстве — 1897 г., во Франции, Дании, Италии — 1898 г., в Нидерландах, Швеции — 1901 г., в Австралии — 1902 г., в России — 1912 г.
В пользу этой системы западные специалисты включают следующие важнейшие аргументы. Во-первых, она в осязаемой и наглядной форме нацеливает бизнесменов принимать меры по улучшению условий труда, его охраны и заботиться о здоровье персонала. Во-вторых, весомые (дифференцированные) тарифы страхования трудно оспаривать при наличии высоких рисков повреждения здоровья. В-третьих, автономная система страхования от несчастных случаев на производстве обеспечивает более надежную степень социальной защиты, так как включает лечение пострадавших, их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

На мой взгляд, и у России возникает необходимость объединить институт возмещения ущерба, государственное социальное страхование и социальное обеспечение (пенсионное по трудовым увечьям, а также затраты на санаторно-курортное лечение и другие услуги из бюджета соцстраха и пенсионного фонда) и учредить самостоятельный институт социального страхования от несчастных случаев на производстве.

Несомненное его преимущество — исключение тяжб между работником и работодателем. Полноту ответственности перед пострадавшими несет страховая организация, компенсирующая затраты на возмещение возможного ущерба и организующая их лечение и реабилитацию.

Основным каналом компенсации здесь является страховое возмещение потерь от случившегося. Этот подход принципиально отличен от практикуемой у нас компенсации с помощью надбавок к заработной плате, изменения режима труда, предоставления отпусков и имеет ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, то, что работнику, получающему более высокую заработную плату за неблагоприятные и опасные условия труда, в какой-то степени авансируется возмещение последствий возможного несчастного случая, вряд ли приемлемо с моральной точки зрения. Во-вторых, работники и работодатели в этих условиях не заинтересованы улучшать условия труда, а стимулировать ужесточение техники безопасности и производственной гигиены затруднительно. В-третьих, часть средств, идущая при таком подходе на повышение оплаты труда, расходуется неэффективно. Именно компенсация уже произошедших несчастных случаев, а не авансирование (в виде доплат к заработку) позволяет, при прочих равных условиях, повысить эффективность, адресность и объем предоставляемой защиты.

В самом широком смысле страхование — это целенаправленное создание финансовых фондов из взносов и расходование собранных средств на покрытие убытков, понесенных кем-либо из участников, либо на предотвращение таких убытков, если это предусматривается статусом страхового фонда. При этом государство законодательным путем организует формирование и использование страхового фонда, но не принимает на свой счет убытков застрахованных. Страхование является государственным в том смысле, что регулируется правовыми средствами и может осуществляться органами, входящими в систему государственных структур.

Определенную специфику в системе защиты трудящихся имеет институт обязательного социального страхования. Для него характерны: особый объект страхования (социальные и профессиональные риски); массовый характер охвата (практически все трудозанятое население); финансовое распределение долей страховых взносов, которые вносят как работодатели, работники, так в ряде случаев и государство (кроме страхования от несчастных случаев на производстве, когда лишь работодатели несут страховое бремя); предоставление услуг не только в виде страховых выплат, но и в форме медицинских, реабилитационных и других видов услуг потерпевшим; качественно иные по сравнению с государственным личным страхованием основания и размеры обеспечения.

Принципиально важно уточнить различия между двумя этими системами. “Западный” вариант вероятностен для каждого в отдельности страхового случая. А по действующей у нас системе индивидуального возмещения ущерба реальные компенсационные отношения возникают только когда произошло несчастье и без этого не существуют.

Казалось бы, какая разница: определенная часть страхового фонда систематически используется для выплат страховых сумм, а обязательства за причиненный вред тоже являются компенсационными? Дело в том, что они всегда остаются индивидуальными случаями. Иными словами, страховые обязательства возникают не при наличии вреда, а при его вероятности. Это весьма существенное отличие проистекает из обязательного характера социального страхования, когда государство законодательными актами предписывает работодателям страховать нанимаемых работников на случай производственной травмы и профессиональной заболеваемости. Для этого и создается страховая организация, которая обеспечивает сбор средств и накапливает необходимые суммы в виде специализированного фонда.

Отличие имеется и в источниках, в условиях и способах компенсации, формах предоставляемых услуг. Страховые выплаты производятся независимо от вины третьих лиц, действиями которых вызвано причинение вреда, не за счет имущества виноватого (в денежной форме, а также в виде оплаты медицинских и реабилитационных услуг в заранее определенных размерах). Особенно важно, что компенсационные выплаты в каждом отдельном случае обеспечиваются всей системой страховых обязательств, построение которой подчинено интересам участвующих в ней людей.

Отмеченные особенности столь существенны, что выходят за пределы института компенсационных обязательств. Уместно также отметить, что при этом совсем не исключается ответственность за причинение вреда, в том числе и предприятия перед работником, в связи с несчастным случаем на производстве. Обязательное социальное страхование данного вида распространяется и на лиц, ставших инвалидами в результате трудового увечья. Нормы пенсионного обеспечения в этом случае выше и не зависят от вины потерпевшего.

Подчеркну принципиальный момент: институт обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предполагает не только определение дифференцированных тарифов по отраслям (с учетом видов и уровней профессионального риска), но и корректировку пенсионного законодательства, разделение пенсионных выплат при увечьях на две группы: связанные с трудовым увечьем и прочие (полученные в быту, на транспорте и т.д.).

Предусматривая возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности, с одной стороны, и отказываясь от учета чьей-либо вины за это — с другой, этот вид социального страхования должен интегрировать в себе три разновидности платежей пострадавшему: возмещение возникающего по вине работодателя вреда здоровью; возмещение утраты заработка при временной и постоянной утрате трудоспособности, а также предоставление ряда льгот (по санаторно-курортному лечению, транспортных, коммунальных и других) из бюджетов Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и социального обеспечения; разовые выплаты (единовременные — в случае летального и инвалидного исхода) и страховые дополнительные платежи (на основании договоров по дополнительному страхованию жизни и здоровья работающих).

Формирование эффективной системы выплат и услуг потерпевшим, определение категорий страхуемых и страховых случаев, обеспечение необходимого уровня социальной защиты при сочетании обязательного и добровольного страхования потребует кардинальной реформы действующего порядка материального обеспечения пострадавших на производстве. Это повлечет за собой реформу всего спектра услуг и платежей, включая медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, возмещение затрат на реабилитацию и другие компенсации пострадавшему или членам его семьи. А значит, в орбиту реформы должно попасть и гражданское законодательство в части, касающейся страхования и возмещения ущерба, законодательство о пенсиях инвалидам и лицам, работающим на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, о социальном обеспечении и здравоохранении. При этом потребуется четко разграничить функции различных систем социального страхования — от несчастных случаев на производстве, медицинского и пенсионного.

Как ни запутан клубок обозначенных проблем, его “разматывание” не терпит отлагательства. Это все более осознается обществом, что подтвердили состоявшиеся обсуждения в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Подготовлен и проект федерального закона об изменении и дополнении законодательных актов о порядке возмещения работодателями вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. Хочется надеяться, что выявившиеся у их участников разные подходы не затормозят движение к цели.

Валентин РОИК,
заместитель директора Института труда Минтруда РФ, доктор экономических наук


  Вся пресса за 16 мая 1995 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Социальное страхование, Регулирование, Страхование жизни, Страхование от несчастных случаев

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Текущая пресса

25 ноября 2024 г.

RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям

РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось

NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета

genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей

ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО

Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования

Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье

Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам

Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне

РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре

РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев

ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет

Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»

ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС

Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года

РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб

Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни


  Остальные материалы за 25 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт