Экономика и жизнь,
4 мая 1995 г.
Обязательное медицинское страхование прочно встанет на ноги, если ему не сделают подсечку непрофессионалы 819 просмотров
Система обязательного медицинского страхования (ОМС) — один из новых организационно-финансовых институтов. Вокруг нее сегодня идет немало споров: как сделать систему более эффективной, устранить имеющиеся шероховатости.
Визитная карточка
Гришин Владимир Вадимович, 38 лет, родился в городе Перми, в 1980 году окончил Пермский медицинский институт. В 1985 году приглашен в планово-финансовое управление союзного Минздрава.
В 1986 году окончил экономический факультет Пермского университета. Кандидат медицинских наук.
В 1991-1992 гг. работал в Верховном Совете Союза консультантом по вопросам здравоохранения. Затем приглашен в Главное медицинское управление Москвы заместителем начальника по экономическим вопросам, откуда перешел работать в Министерство финансов РФ заместителем начальника управления финансирования социальной сферы и науки.
27 мая 1993 года назначен исполнительным директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Учитывая особую социальную значимость проблемы развития системы ОМС (она затрагивает интересы без преувеличения всех россиян), редакция обратилась к исполнительному директору Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Гришину с просьбой ответить на вопросы, которые наиболее часто задают наши читатели.
— Владимир Вадимович, каковы основные итоги внедрения ОМС? Каковы проблемы?
— Эти два вопроса как две стороны одной медали. Непрофессионализм многих лиц как в парламенте, так и среди госслужащих, навызяывающих свое мнение, сильно усложняет налаживающуюся работу ОМС. В частности, депутатами Госдумы С.Бурковым, В.Ивановым, С.Калашниковым внесен законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”. Предполагается, что данный законопроект направлен на совершенствование действующей системы ОМС. В пояснительной записке декларативно заявляется, что реализуемая модель продемонстрировала свою несостоятельность и невозможность использовать ... на практике”. При этом общественность вводится в заблуждение приведением неизвестно из каких источников полученных данных о том, что средства ОМС не доходят до системы здравоохранения, 40 процентов средств используется на содержание территориальных фондов ОМС.
На самом деле в 1994 году территориальными фондами ОМС было собрано страховых взносов и платежей 6,1 трлн. рублей, из которых в систему здравоохранения направлено 5 трлн. рублей. Расходы на содержание фондов ОМС составили 2,8 процента от собранных средств. На содержание страховых медицинских организаций было израсходовано 4,2 процента средств, перечисленных им территориальными фондами ОМС на основании дифференцированных подушевых нормативов, что составило 1,2 процента от собранных средств. Суммарно на содержание территориальных фондов и страховых медицинских организаций было израсходовано 260,4 млрд. рублей. В то же время они взыскали с неплательщиков страховых взносов и с медицинских учреждений за некачественную медицинскую помощь штрафов на сумму 132,7 млрд. рублей, то есть как минимум на 50 процентов окупили свои текущие расходы.
Использование средств фондами ОМС находится под жестким контролем правлений фондов, представляющих собой общественный орган, в состав которого входят представители местной администрации, включая начальников финансовых органов и управлений здравоохранением, общественных организаций врачей, страховщиков, работодателей и так далее.
На финансирование территориальных программ было израсходовано 3,8 трлн. рублей и еще 1,2 трлн. рублей было использовано на реализацию совместных программ с органами управления здравоохранением.
Граждане страны получают бесплатную медицинскую помощь, так как медучреждения гарантированно получают от страховых организаций два раза в месяц оплату счетов за оказанные услуги. Более того, страховщики осуществляют независимый вневедомственный контроль качества этой помощи, стимулируя медицинский персонал соблюдать современные требования к лечебно-диагностическому процессу.
Представленный законопроект разрушает сложившуюся организационно-финансовую схему здравоохранения и обязательного медицинского страхования. В настоящее время здравоохранение — единственная отрасль хозяйства, имеющая свою независимую финансовую структуру, которая обеспечивает сбор, аккумулирование, контроль поступлений страховых взносов и платежей и целевое их использование на финансирование медицинской помощи гражданам. Впервые местные органы власти начали финансировать здравоохранение не по остаточному принципу, а на основе фиксированных платежей на страхование неработающих граждан.
Представленный законопроект предполагает передать функции сбора страховых взносов налоговой инспекции. Это приведет к снижению уровня сбора страховых платежей, так как налоговая служба заинтересована в первую очередь в формировании бюджета и совершенно не заинтересована в системе обязательного медицинского страхования. Более того, передача функции сбора страховых взносов Госналогслужбе экономически нецелесообразна, так как расходы в этом случае по предложениям ее представительств в регионах составляют не менее 3 процентов от суммы собранных средств. И это на выполнение только одной функции — сбора взносов. Территориальные фонды выполняют множество различных функций в соответствии с законодательством и тратят на это всего 2,8 процента.
Законопроект выводит из системы ОМС граждан России, оставляя лишь неопределенное понятие “застрахованные”, нарушая тем самым Конституцию Российской Федерации, предусматривающую государственные гарантии бесплатной медицинской помощи всем гражданам. Более того, из системы ОМС выводится основной документ, гарантирующий гражданам получение бесплатной медицинской помощи — страховой медицинский полис. Ущемлению прав граждан будет способствовать также полное исключение договорных отношений между участниками системы ОМС, а соответственно и их ответственности за невыполнение своих функций. Исключение договоров страхования также лишает всех прав страхователей.
В настоящее время в сфере оказания медицинской помощи четко реализуется принцип, исповедуемый во всех системах здравоохранения экономически развитых и большинства развивающихся стран мира о разделении функций тех, кто платит (покупает) и тех, кто предоставляет (осуществляет) медицинские услуги. Подчинение фондов ОМС органам управления здравоохранением с одновременным приданием последним функций страховщика означает ликвидацию этого разделения и возврат к старой государственной системе здравоохранения, неэффективность которой явилась основанием для реформирования отечественного здравоохранения. Реализация данных положений законопроекта приведет к созданию неуправляемой, неконтролируемой, замкнутой системы, работающей для себя, а не для граждан. Кроме того, ликвидация института страховых медицинских организаций в системе ОМС лишает пациента главного достижения реформы — иметь возможность осуществления вневедомственного контроля качества медицинской помощи, свободного выбора медицинского учреждения.
В целом содержание законопроекта направлено на возрождение жесткой административно-командной системы здравоохранения, в которой медицинские учреждения лишаются практически всех прав как юридические лица, ликвидируется конкуренция между ними. Граждане становятся бесправными пациентами, “прикрепленными” к поликлинике и больнице по чьему-то решению, независимо от качества работы этих учреждений. Принятие этой концепции приведет к разрушению сложившихся отношений между всеми участниками систем здравоохранения и медицинского страхования, к резкому ухудшению доступности бесплатной медицинской помощи населению и в конечном итоге к ликвидации гарантий государства по оказанию своим гражданам бесплатной, квалифицированной, доступной медицинской помощи с правом выбора медицинского учреждения и врача.
— Что дает введение ОМС для населения? Ведь улучшение его медицинского обслуживания — главная причина создания системы обязательного медицинского страхования.
— Большинство граждан практически не почувствовало введения ОМС, и мы считаем, что это хорошо: если проведение реформы не ухудшило положение реформы не ухудшило положение простого гражданина, то это определенное достижение.
Полис ОМС дает возможность застрахованному получить медицинскую помощь не только в медицинских учреждениях территории, где получен полис, но и в любом другом учреждении, входящем в систему ОМС, независимо от его расположения. Таким образом, человек получает право выбора медицинского учреждения, врача (естественно, в разумных пределах) и страховой компании. Такая ситуация способствует развитию здравоохранения, повышает заинтересованность врача в успешном лечении пациента, поскольку в системе ОМС строго соблюдается материальный принцип: деньги следуют за пациентом.
— Какова организационная структура ОМС?
— Прежде всего, это 88 территориальных фондов, которые работают практически во всех субъектах РФ, действует около 400 страховых медицинских организаций, работают медицинские учреждения в системе ОМС (поликлиники, стационары, как муниципальные, так и ведомственные, и даже есть негосударственные учреждения). Более 55 миллионов человек получили полисы ОМС, этот процесс интенсифицируется, и к концу 1995 года практически все население страны будет их иметь. Сейчас полисы в первую очередь получают те, за кого взносы платятся (большинство из них работающее население), но 50 территорий уже осуществляют страхование неработающих граждан.
— Выиграла ли система здравоохранения от введения ОМС? Какие здесь основные результаты?
— Здравоохранение, главным образом государственное, получило 5 трлн. рублей в качестве оплаты за медицинские услуги. К сожалению, сами врачи этого практически не ощутили, потому что использование средств находится в руках управленческого персонала и слабо поддается контролю. Изменение механизма финансирования заставляет управленцев думать о реструктуризации системы здравоохранения: нужно ли такое количество врачей и больничных коек, может, нужно реорганизовать или перепрофилировать инфраструктуру. Создание системы контроля со стороны страховой медицинской организации и территориальных фондов ОМС заставляет медицинские учреждения повышать качество оказываемых медицинских услуг и стимулирует их дальнейшую работу. Появляется достаточно объективный критерий оценки квалификации как врача, так и всего учреждения в целом.
— Какие трудности нужно преодолеть, и к чему вы стремитесь?
— Нынешнее тяжелое экономическое положение страны, кризис платежей, неплатежеспособность предприятий — плательщиков больно бьют по ОМС. Другая трудность — психологическое неприятие медицинскими работниками системы ОМС: когда появляется контроль за качеством лечения, за использованием финансовых средств, становится ясной истинная квалификация врача. Серьезным моментом, задерживающим развитие ОМС, является отсутствие в 1994 и 1995 годах перечня видов и объемов медицинской помощи, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования. Большая проблема — кадры. Система ОМС является принципиально новой для нашей страны, и подготовка специалистов — это один из приоритетов на сегодняшний день.
Но главное сегодня — укрепление финансового положения системы, более полный сбор взносов и платежей на ОМС, повышение эффективности использования собранных средств. Другое направление — совершенствование вневедомственной системы контроля качества медицинской помощи. Третья задача — профессиональная, подчеркиваю, доработка законодательства, лежащего в основе системы ОМС. Так, в частности, законодательно до сих пор не определено понятие “неработающее население”. Практически не отражена в законодательстве проблема медицинского обслуживания иностранцев. Медицинское страхование граждан России, выезжающих за рубеж, также остается заботой самих граждан.
Система ОМС в состоянии решить все проблемы. Лишь бы не мешали.
Беседовал Д.СУЕТИН
Вся пресса за 4 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
5 декабря 2024 г.
|
|
Тульская пресса, 5 декабря 2024 г.
С «Газпрома» требуют деньги за последствия взрыва в Ефремове
|
|
РБК (RBC.ru), 5 декабря 2024 г.
На месте убийства главного страховщика в США нашли гильзы с тремя словами
|
|
Интерфакс, 5 декабря 2024 г.
Доля накладных расходов в судебных выплатах по ОСАГО выросла за два года на 38%
|
|
НИА Крым, 5 декабря 2024 г.
Обслуживание через ОМС – новый вид мошенничества в Крыму
|
|
korins.ru, 5 декабря 2024 г.
РСА определил топ-10 регионов с максимальной долей судебных издержек по ОСАГО
|
|
Московский комсомолец, 5 декабря 2024 г.
«Наглое нападение»: началась охота на подозреваемого в убийстве главы крупнейшей страховой компании
|
|
korins.ru, 5 декабря 2024 г.
Страховое сообщество рассчитывает на принятие законов в поддержку ДСЖ до конца года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 5 декабря 2024 г.
В Кургане избрали меру пресечения четырем организаторам инсценировок ДТП
|
|
Новости Липецка, 5 декабря 2024 г.
Аграрии Липецкой области получат ещё 52 миллиона рублей на страхование будущего урожая
|
|
Frank Media, 5 декабря 2024 г.
По итогам 2025 года объем рынка ДСЖ может оказаться ниже целей Минфина
|
|
Нижегородская правда, 5 декабря 2024 г.
Мошенник похитил у нижегородца деньги под видом страховщика
|
|
Autonews.ru, 5 декабря 2024 г.
Важные изменения в ОСАГО. Каких ужесточений ждать водителям
|
|
cbr.ru, 5 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Коммерсантъ, 5 декабря 2024 г.
Жизнь взяли в долю
|
|
РБК (RBC.ru), 5 декабря 2024 г.
В полиции Нью-Йорка назвали спланированным убийство главы страховой фирмы
|
|
Известия, 5 декабря 2024 г.
Минфин сообщил о создании спецлинейки семейных инвестиционных инструментов
|
|
Труд, 5 декабря 2024 г.
Инвестиции с двойной выгодой: Путин объявил о старте программы долевого страхования жизни
|
 Остальные материалы за 5 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|