Московская правда,
4 мая 1995 г.
Позади год работы 899 просмотров
Уважаемые читатели, следуя сложившейся традиции — регулярно знакомить вас с результатами работы за год по введению в Москве обязательного медицинского страхования, публикуем краткое изложение отчета городского фонда ОМС за 1994 год.
Краткая количественная характеристика системы обязательного медицинского страхования
В 1994 году системой ОМС было охвачено все взрослое население города, как работающее, так и неработающее, кроме военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел. В соответствии с решением правительства Москвы в 1995 году начато обязательное медицинское страхование детей.
Застрахованный гражданин получает полис ОМС по месту прописки. Он имеет право обращаться в любое лечебное учреждение, работающее в московской системе ОМС, и менять страховую медицинскую организацию.
По данным налоговых органов, в Москве действуют свыше 300 тысяч хозяйствующих субъектов, являющихся по закону плательщиками страховых взносов. Но только 70% зарегистрировались в МГФОМС.
За весь период деятельности фонда собрано 689,8 млрд. руб. Кроме того, начислено плательщикам взносов и банкам пеней и штрафов на сумму 36,2 млрд. руб. В соответствии с соглашением между департаментом здравоохранения и МГФОМС о структуре и платежах на неработающее население Москвы в 1994 г. из городского бюджета поступило 317,9 млрд. руб. Задолженность бюджета за 1994 г. — 37,2 млрд. руб. В первом квартале 1995 г. внесено 100% средств.
Основные принципы развития обязательного медицинского страхования в Москве Обязательное медицинское страхование в Москве началось в январе 1994 года, когда 354 медицинских учреждения для взрослых, подведомственных департаменту здравоохранения, было переведено на финансирование за счет средств МГФОМС.
Введение ОМС осуществлялось на следующих принципах: поэтапное включение в ОМС всех слоев и категорий населения, постепенное расширение перечня видов медицинской помощи, предусмотренных программой ОМС, последовательный перевод на новые условия финансирования медицинских учреждений и создание между ними здоровой конкуренции в борьбе за пациентов.
Этапность развития системы ОМС связана в первую очередь с необходимостью тщательной подготовки медицинских учреждений к работе в условиях расчетов за фактически оказанные медицинские услуги. Поэтому 1994 год был годом практического обучения. Медицинские учреждения оснащались вычислительной техникой, формировалась нормативная база, отрабатывались системы учета оказываемой медицинской помощи и ее оплаты, создавались системы контроля объемов и качества медицинской помощи.
Подготовительный этап
В период с 1991 по 1993 год была сформирована законодательная база ОМС, а в 1994 г. перед МГФОМС стояла задача обеспечения лечебно-профилактических учреждений и страховых медицинских организаций нормативными, инструктивными и методическими документами по организационному, финансовому и информационному их взаимодействию.
Главным результатом работы, проведенной в 1994 г. городским фондом ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, следует считать фактическое функционирование системы ОМС в Москве. Создана система аккумулирования страховых взносов и обеспечена финансовая устойчивость системы ОМС. Разработана и внедрена система учета и отчетности по оказанной медицинской помощи и отлажен механизм расчетов с медицинскими учреждениями городской сети, обслуживающей взрослое население.
Важнейшее направление подготовительного этапа — организация выдачи полисов ОМС застрахованному населению. В 1994 г. 52% взрослых москвичей получили полисы ОМС.
Опыт практического введения ОМС в 1994 г.
Основные показатели финансирования
В течение 1994 г. за счет средств МГФОМС финансировалось 389 медицинских учреждений. На их подготовку к работе в условиях ОМС было выделено 37,2 млрд. руб. Расходы на оплату медицинских услуг составили 540,7 млрд. руб., а на ведение дел страховыми медицинскими организациями — 11,3 млрд. руб.
С мая 1994 г. начало осуществляться финансирование за выполненный объем медицинских услуг по счетам-фактурам. МГФОМС В течение года неоднократно индексировал расходы на питание, медикаменты и мягкий инвентарь. В среднем на 1 застрахованного было израсходовано 64,8 тыс. руб.
Вхождение медицинских учреждений в систему ОМС строилось на договорной основе. Характерная особенность этого периода — введение в ОМС всех городских лечебных учреждений для взрослых. В порядке эксперимента была начата работа с детскими поликлиниками, женскими консультациями (в составе городских поликлиник) и некоторыми медицинскими учреждениями ведомственного подчинения.
Ценообразование — сопоставительный анализ и перспектива
На этапе формирования начального рынка медицинских услуг ценообразование — одна из основных проблем. Анализ индивидуальных затрат производителей услуг в системе ОМС позволяет сделать вывод — различия в материально-техническом обеспечении лечебных учреждений и уровне квалификации персонала приводят к разнице индивидуальных затрат на оказание 1 услуги в 1,5-2 раза.
МГФОМС совместно со страховыми медицинскими организациями разработана методика ценообразования. Начиная с 1 января 1994 года, она служит основой для расчетов ежемесячных индивидуальных прейскурантов на услуги, выполняемые в конкретном учреждении.
Прейскурант и счет-фактура поступают в исполнительную дирекцию фонда, где подвергаются экспертизе. После этого проводятся окончательные взаиморасчеты со страховыми организациями.
Отклонения между плановыми объемами финансирования и фактически проплаченными суммами медицинским учреждениям в мае 1994 г. составили минус 6,5%, а в декабре плюс 12,9%.
Практически у всех медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению объема оказываемой медицинской помощи.
Рост цены усредненной услуги в декабре по отношению к маю составил 68,8%. Следующим этапом должен стать переход от оплаты услуг, фактически оказанных лечебным учреждением, к распределению средств МГФОМС по подушевым нормативам, что существенно изменит взаимоотношения между субъектами системы ОМС и повлияет на организацию медицинской помощи населению.
Организация межрегиональных взаиморасчетов
В соответствии с рекомендациями Федерального фонда ОМС, а также в целях реализации прав граждан на получение медицинской помощи на всей территории страны предусматривается организация системы взаиморасчетов между территориальными фондами ОМС. Она основывается на договорах о взаимодействии и взаиморасчетах. В МГФОМС подготовлен и утвержден проект такого договора с пакетом приложений.
Еще до заключения договоров МГФОМС начал на основе гарантийных писем оплачивать медицинскую помощь, оказанную москвичам на территории России. В 1994 г. эти расходы составили 35.% млн. руб., а от территориальных фондов было получено 13,2 млн.руб. за медицинскую помощь, оказанную в Москве иногородним гражданам.
Организация контроля объемов и качества медицинской помощи
Московская модель финансирования системы ОМС базируется на экономических расчетах с лечебно-профилактическими учреждениями за выполненные объемы медицинской помощи застрахованному населению. Главная проблема здесь — достоверность учета объемов медицинской помощи.
Для организации взаимодействия субъектов ОМС в вопросах контроля объемов и качества медицинской помощи были выбраны 2 основных направления: разработка единой для амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений системы учета объемов медицинских услуг, а также организация контроля за соответствием проведенных выплат объемам медицинских услуг, оказанных лечебными учреждениями. В результате создан реестр амбулаторно-поликлинических услуг взрослому населению. Он вошел составной частью в генеральное соглашение о тарифах. Параллельно шла работа над созданием аналогичного реестра для детских амбулаторно-поликлинических учреждений.
Наряду с основным способом оплаты больничной помощи, в качестве эксперимента используется второе направление, позволяющее не только учитывать медицинскую помощь, но и определять норматив стоимости пролеченного больного и проводить оценку качества оказанной медицинской помощи. Речь идет о медико-экономических стандартах.
За май-декабрь 1994 г. специалистами фонда проведена экспертиза 2018 счетов-фактур от учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, при этом изъяты, в связи с ошибками и недостоверностью учета (включением услуг, не входящих в программу ОМС), услуги на сумму 906,7 млн. руб. Выборочное сопоставление данных счета на пациента с историями болезни или амбулаторными картами конкретных больных выявило несоответствие информации как в сторону необоснованного указания услуг, на самом деле не оказанных пациенту, так и в сторону недоучета оказанных медицинских услуг.
На первый взгляд фонды ОМС не обязаны заниматься оценкой и экспертизой качества медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам. Однако в рамках реализации государственной политики становления и развития системы ОМС и контроля за эффективным использованием средств ОМС фонд интересует не только, сколько “продано” медицинской помощи, но и какого она качества.
Речь не идет о подмене функций, традиционно принадлежащих здравоохранению. Классическая система экспертизы внутри отрасли продолжает использоваться, но в условиях ОМС приобретает дополнительную мотивацию в предоставлении медицинских услуг более высокого качества. Подталкивает к этому конкуренция и среди лечебных учреждений, борьба за привлечение дополнительных пациентов.
В связи с отсутствием нормативно-методической основы внеотраслевой экспертизы качества медицинских услуг сегодня актуально создание единого терминологического поля экспертизы качества, унифицированных методик оценки и достижение договоренности принятия положительных или отрицательных решений с целью недопущения конфронтации между медицинским учреждением и страховой организацией. Причем договоренность должна быть достигнута как внутри отрасли, так и между субъектами ОМС. Следует учесть, что к процессу рассмотрения качества медицинской помощи равноправно подключается такой субъект ОМС, как застрахованный гражданин со своей субъективной оценкой качества оказанной ему услуги.
Сегодня очевидна необходимость принятия закона о защите прав пациента и создания как механизма реализации этих прав, так и механизма их ограничения, возлагающего персональную ответственность на пациента за сохранение и укрепление собственного здоровья. Это необходимо и для ограждения медицинских работников от необоснованных претензий недобросовестных пациентов.
В системе ОМС уже разработан пакет документов и определены структура и функции всех уровней внеотраслевого контроля качества медицинской помощи. Также с целью защиты прав пациентов и для разрешения возможных конфликтов между субъектами ОМС предложено создать межведомственную экспертную комиссию и наделить ее функциями арбитра на досудебном этапе рассмотрения жалоб населения.
Информационно-методическая и учебная работа
Одним из важнейших направлений работ по введению обязательного медицинского страхования в Москве является подготовка кадров. В 1994 г. были организованы семинары для сотрудников 23 страховых медицинских организаций и отдельно для сотрудников 17 учреждений Российской академии медицинских наук.
На 1995 год МГФОМС подготовлена программа семинаров по основным категориям слушателей. Это главные врачи, их заместители по экономическим вопросам, менеджеры, врачи-эксперты, бухгалтеры страховых медицинских организаций. Предполагается разработка деловых игр по разрешению конфликтных ситуаций.
Совершенствование информационного обеспечения ОМС
С целью автоматизации обработки информационных потоков создания и внедрения интегрированной системы в октябре 1994 г. в МГФОМС была создана служба информационного обеспечения. Адаптированы и введены в работу пяти отделений автоматизированные комплексы, с помощью которых теперь регистрируются налогоплательщики, учитываются платежи страховых взносов, обрабатываются расчетные ведомости плательщиков, осуществляются проверка и составление отчетов о финансово-экономическом состоянии отделений фонда.
Разработано и введено программное обеспечение для автоматизированной проверки индивидуальных прейскурантов и счетов-фактур амбулаторно-поликлинических учреждений.
С ноября 1994 г. страховые медицинские организации начали предоставлять в фонд информацию о прейскурантах и счетах-фактурах на магнитных носителях. В результате внедрения программного продукта у сотрудников экономического управления и управления организации контроля объемов и качества медицинской помощи появился инструмент, позволяющий выявить все отклонения, связанные с оказанием медицинских услуг и их стоимости, а также необходимые статистические данные для машинной обработки.
Для связи со страховыми медицинскими организациями внедрена электронная почта REX.400. В 12 СМО установлены модемы, с помощью которых теперь передается информация для проверки прейскурантов и счетов-фактур.
В рамках проекта “Авиакомп Сервисез” ведется работа по организации расчетно-аналитического сопровождения руководства фондом.
Система информационного обеспечения ОМС ведется на основе современных программно-технических средств.
Проблемы предстоящего периода
Развитие нормативной базы
Первые результаты внедрения ОМС в Москве показали необходимость корректировки ряда разработанных инструкций и методических материалов. Это закономерный процесс формирования нового подхода к организации здравоохранения.
Дальнейшее формирование нормативной базы ОМС должно идти по следующим направлениям:
— разработка новых нормативных документов, в том числе и законодательных актов, по отдельным вопросам функционирования системы ОМС;
— доработка по результатам практической деятельности системы ОМС уже принятых документов.
Предполагается разработать и утвердить следующие нормативные и методические документы:
— “Временный порядок организации сбора и обработки первичной информации по оказанию медицинской помощи по программе ОМС в медицинских учреждениях Москвы иногородним гражданам”;
— “Временный порядок обработки информации и формирование реестров по оплате услуг, оказанных медицинскими учреждениями Москвы гражданам, застрахованным на других территориях РФ, в МГФОМС”;
— “Временный порядок экспертизы и обработки информации по оплате счетов за медицинскую помощь жителям Москвы на территориях субъектов РФ, представленных ТФОМС”;
— “Порядок авансирования СМО и индексирования авансовых (плановых) объемов информации”.
Дальнейшая структуризация территориальной программы ОМС
В отличие от 1994 г., в программу ОМС на 1995 г. с финансированием за счет средств ОМС включены детские больницы и поликлиники с их противоэпидемическими службами, детские стоматологические поликлиники, в том числе детское протезирование, женские консультации в составе поликлиник, родильные, инфарктные, онкологические, эндокринологические, инфекционные, психосоматические отделения в составе больниц и вся патологоанатомическая служба.
Существенно расширяется сеть ведомственных и негосударственных учреждений. В I квартале 1995 г. в систему ОМС вошли научные центры акушерства и гинекологии, эндокринологии, кардиологии. Институт педиатрии и детской хирургии, где москвичи получают высококвалифицированную специализированную медицинскую помощь, в том числе ее дорогостоящие виды. В связи с этим назрела необходимость разработки департаментом здравоохранения Москвы перечня дорогостоящих видов медицинской помощи, подлежащих финансированию из городского бюджета (по образцу Минздравмедпрома, который утвердил перечень дорогостоящих услуг, подлежащих финансированию из республиканского бюджета), а также решения вопроса порядка финансирования указанных видов помощи в городских больницах и НИИ.
За март сего года фонд по представленным счетам-фактурам оплатил всем лечебным учреждениям оказанные медицинские услуги в полном объеме. Вместе с тем оплата только хронического гемодиализа (искусственная почка) лишь по трем городским больницам составила 221,2 млн. руб.
В перспективе сеть лечебных учреждений, входящих в систему ОМС, и виды медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, будут расширяться.
Совершенствование организационно-правового статуса и основ хозяйствования медучреждений
Одним из направлений совершенствования системы здравоохранения и повышения качества оказания медицинской помощи в условиях ОМС является придание медицинскому учреждению статуса самостоятельного хозяйствующего субъекта. При этом могут быть использованы различные формы, предусмотренные действующим законодательством, муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, казенное предприятие.
Для этого необходимо организационно-правовое оформление медицинских учреждений как самостоятельно хозяйствующих субъектов, а также создание отраслевой вневедомственной комиссии по лицензированию, аккредитации (сертификации) медицинских учреждений независимо от форм собственности и организационно-правового статуса при Московской лицензионной палате.
Аккредитация медицинских учреждений
Остается актуальной задача создания системы аккредитации субъектов медицинской деятельности с целью защиты интересов потребителей медицинских услуг.
Разработанные департаментом здравоохранения Москвы “Основные принципы аккредитации медицинских учреждений (предприятий) и лицензирования медицинской деятельности в Москве на 1995-98 гг.” содержат ряд спорных позиций, по которым фонд высказал свои замечания:
1. Аккредитация медицинских учреждений может проводиться в двух направлениях: на соответствие возможностей медицинского учреждения выполнению предполагаемого перечня медицинских услуг и на соответствие квалификации медицинских работников выполнению данных услуг необходимого качества.
2. Центр организации аккредитации должен действовать как межведомственная структура.
3. Регламент аккредитации должен согласовываться и утверждаться всеми заинтересованными сторонами.
4. В общих положениях необходимо определить ответственность, в том числе и юридическую, комиссии аккредитации медицинских учреждений за принятые решения.
5. Нуждается в уточнении соотношение реестра видов медицинской деятельности с реестром медицинских услуг для системы обязательного медицинского страхования.
Учет объемов оказываемой медицинской помощи и ее оплата в амбулаторно-поликлинических учреждениях проводились в 1994 г. по услугам, в большинстве больничных учреждений — по койко-дням и услугам вспомогательных отделений. В 16 медицинских учреждениях совместно с СМО “МАКС” проводится эксперимент по оплате стационарной медицинской помощи за законченный случай госпитализации по нормативам стоимости медико-экономического стандарта.
* В оригинальной статье приведены схемы и графики
Вся пресса за 4 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Динамика рынка, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|