Эксперт-Урал,
15 апреля 2002 г.
Принцип домино
660 просмотров
Благоприятная экономическая конъюнктура последних лет на внешних рынках, рост внутреннего производства в стране и расширение реальных доходов населения сделали страхование одной из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики.
Спрос на классические страховые продукты усиливается со стороны и предприятий, и населения. Рост рынка в 2001 году составил 60,9% к показателю предыдущего года. Положительно влияет на активизацию рынка и политика федеральных властей. Приняты 25-я глава второй части Налогового кодекса РФ и закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Активно обсуждаются пенсионная реформа и переход к накопительной системе, а также перспективы вступления России в члены ВТО. Все это стимулирует развитие страхования, в том числе регионального. Выделим типичные черты страхового рынка Уральского региона.
Промышленный характер
Рост страхового рынка Урала за прошлый год составил 56,6%, в том числе 69,2% по добровольным видам страхования. Это превышает общероссийский уровень на 2,2%. Положительной тенденцией следует считать изменение структуры поступившей премии по видам страхования: доля обязательного страхования и страхования жизни продолжает снижаться. Особенности развития Уральского региона как одного из самых мощных промышленных регионов страны определяют и специфику страхового рынка. В структуре собранной уральскими страховщиками премии преобладает имущественное страхование — 46% (против 38% годом ранее). Это превышает общероссийский показатель на 25%. Интенсивно развивается личное страхование: премия по этому виду составляет 22% (прирост за год 4%) — более чем вдвое больше, чем в целом по России. А вот доля страхования жизни в Уральском регионе значительно ниже (17% против 50,5% российских) и продолжает снижаться. По сравнению с 2000 годом она уменьшилась на 7%. Подтверждение этому — более низкий уровень выплат уральских страховщиков к общероссийскому показателю (39,4% против 62,1%). Правило сегодняшнего дня рынка таково: чем выше в совокупной структуре взносов доля, занимаемая страхованием жизни, тем выше уровень выплат. Сейчас уже никто не отрицает, что страховые схемы массово используются для минимизации налогообложения.
Подобная структура взносов на Урале объяснима. На территории региона расположены крупнейшие предприятия основных отраслей экономики — цветной и черной металлургии, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и химической промышленности, машиностроения. Дорогостоящие основные фонды и большое количество занятых на этих предприятиях обусловили рост взносов по всем видам страхования. Причем рост этот во всех сегментах рынка равномерен. В личных видах страхования наибольший рост обеспечен за счет добровольного медицинского страхования (ДМС) сотрудников предприятий и страхования от несчастных случаев. Специалисты страховых компаний всех областей и республик Уральского региона отмечают, что ДМС стало бестселлером прошедшего года. Рост общероссийских показателей по этим видам составил 82,7%, превысив даже рост взносов по страхованию жизни 74,1%. (Напомним, наиболее востребованным продуктом 2000 года было страхование предприятий — источников повышенной опасности.) Рост имущественных видов страхования и страхования ответственности обеспечен за счет расширения страхования имущества юридических лиц.
Концентрация
Промышленная специфика региона породила большую "кэптивизацию" рынка имущественного страхования и страхования ответственности. Это, наряду с процессами объединения компаний и сращивания страхового и банковского (финансового) капитала, придает дополнительный импульс усилению концентрации страхового рынка регионов Урала. Так, на страховщиков Тюменского региона (Тюменская область, ХМАО, ЯНАО) приходится более 65% объема всех взносов, собранных на Урале. Почему — понятно: там расположены крупнейшие нефтяные концерны "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", имеющие собственные кэптивные страховые компании. Взносы, к примеру, страховой компании "ЛУКойл" за 2001 год составили 6,653 млрд рублей — это около 50% всех сборов по добровольным видам страхования в Тюменском регионе и 31% сборов — в Уральском регионе. Заметим, что головной офис этой компании находится на территории Тюменской области, но работает она на территории всей России. Аналогична ситуация и с компанией "Сибирь" (Нижневартовск), активно развивающей бизнес в Москве. Страховой рынок Башкортостана подвержен влиянию государства, что, впрочем, свойственно всем сферам экономики этой республики. Лидирующие позиции занимает страховая группа "Аккорд", в состав которой входят четыре ведущие страховые компании. Учредитель головной компании группы "Аккорд" — бывший Башкредитбанк, ныне "УралСиб", имеющий значительную долю государственного капитала. Взносы страховой группы за 2001 год составили 821,4 млн рублей — более 67% всего объема страховых взносов, собранных в республике. Башкортостан — единственный регион на Урале, где взносы по страхованию жизни составляют более половины от всей суммы собранных страховых взносов и перекрывают взносы по страхованию имущества.
В Удмуртии концентрация страхового рынка также высока: три лидирующие по объему взносов компании собирают более 70% от суммы всех взносов в республике. В Свердловской области на первые пять компаний-лидеров приходится 61,5% совокупных взносов страховщиков, а на лидера списка "Сибирско-Уральскую СК" — 27,4% (годом ранее этот показатель составлял 12,4%).
Конкуренция регионалов и инорегионалов
Количество филиалов инорегиональных страховых компаний, открытых на территории Урала за 2001 год, выросло в полтора раза. При этом темпы прироста взносов в добровольных видах страхования у инорегионалов оказались ниже, чем у местных страховщиков. Это своеобразное свидетельство того, что большинство крупнейших московских страховщиков пока не отошло от шаблонов в региональной политике. На серьезные инвестиции в регионы лидеры страхового рынка не решаются. Филиалы открываются, но центральные офисы лишают их какой бы то ни было инициативы, опасаясь за их управляемость. Именно в неэффективности взаимодействия головных организаций и региональных филиалов следует скорее всего искать основные причины не впечатляющих результатов работы многих национальных лидеров на региональных рынках. Тем не менее филиалы медленно, но верно наращивают присутствие на региональных рынках. Даже в регионах, где власти создают тепличные условия для "своих" страховщиков, доли взносов филиалов увеличиваются. Пример — Удмуртия и Башкирия, причем в Башкирии доля взносов выросла в 3,6 раза. Только в двух областях, Тюменской и Свердловской, зарегистрировано снижение, но оно составило всего 0,3 и 2,7% соответственно. Расширение деятельности филиалов происходит в основном за счет сектора юридических лиц, так как традиционно филиалы ориентированы на работу именно с этой группой клиентов. Основными видами по-прежнему остаются ДМС, страхование от несчастного случая и страхование выезжающих за рубеж, страхование автотранспорта, опасных производственных объектов и имущества предприятий.
Структура взносов практически не изменилась. Исключение составил 30-процентный рост по страхованию ответственности. В 2000 году этот вид составил 19,7% всего объема премий, собранных филиалами, в 2001-м — уже 26% (если взять те же показатели без учета Тюменского региона, цифры будут еще более показательны: 40,2 и 51,9% соответственно). Динамика сбора взносов по личным видам страхования не изменилась, они составляют 17,3% (без учета Тюменского региона картина выглядит немного иначе: 34,9% против 29,6% годом ранее). Падение взносов в имущественных видах страхования составило 3,5%, и в 2001 году этот показатель составил 8,5%. Доля взносов по страхованию жизни снизились до 5,9%.
Способность к прогрессу
По итогам года можно признать: осознание страховщиками региона новых требований рынка состоялось. Ранее уральские страховщики из-за нехватки ресурсов в большинстве своем не могли позволить себе ни регулярного маркетинга, ни эффективного управленческого учета. Теперь страховой рынок региона выходит на новый уровень — здесь все меньше удается обойтись интуитивными методами в области тарифной политики, технологий продаж, рекламы. Поэтому компании стали вкладывать деньги в развитие. В штатных расписаниях появились доселе экзотические единицы: начальник отдела маркетинга, менеджер по связям с общественностью, директор по развитию... За год мы стали свидетелями нескольких рекламных кампаний, в том числе с использованием телевизионной рекламы. Рекламные щиты на наиболее оживленных магистралях городов ненавязчиво призывают нас к страхованию.
Двигатель прогресса регионального рынка — конкуренция. Она вынуждает местных страховщиков к совершенствованию качества предлагаемых продуктов и сопутствующих услуг, поскольку их возможности в ценовой конкуренции ограничены. Важнейшее конкурентное преимущество — эффективная организация продаж. Пока большая часть продаж региональных страховщиков проходит по традиционным каналам: через агентскую сеть и офисы страховщиков. Продажи через интернет, офисы банков, страховых брокеров очень ограничены. Перспективы лежат в области освоения эффективных технологий продвижения страховых продуктов — систематизации и комплексности организации обширной агентской сети, доступной и удобной системы прямых продаж страховых продуктов в офисах компаний, интернет-продаж, а также более полного использования возможностей страховых брокеров. Усилит эффект продуманная маркетинговая и рекламная политика. С точки зрения территориального базирования конкурентные преимущества есть у всех участников рынка. Для региональных страховщиков — это большая мобильность и управляемость. Для филиалов — методологическая поддержка головных офисов. Просто эти преимущества надо наиболее полно использовать. По общему мнению специалистов, в этом году при сохранении относительной стабильности в экономике региональный рынок страхования динамики не потеряет. Причем рост будет равномерным во всех его сегментах.
Рост спроса на услуги страховщиков будет связан в первую очередь с изменениями нормативной базы. По положениям 25-й главы НК РФ, предприятия с 1 января вправе в полном объеме относить на себестоимость расходы по страхованию (ограничения коснутся добровольного медицинского страхования), что будет способствовать притоку средств. Серьезный импульс развитию страхового рынка, безусловно, придаст принятие закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Следствием станет значительное увеличение клиентской базы. Однако техническая готовность к этому у многих региональных компаний не высока. На фоне значительных, по прогнозам, выплат это может привести к уходу из этого сектора рынка финансово маломощных региональных компаний и переделу уральского рынка страхования в пользу московских страховщиков. Р.S .В следующем обзоре страхового рынка мы планируем проанализировать итоги деятельности крупнейших страховых компаний региона за 2001 год. Сегодня в этом секторе экономики — информационный вакуум. Страховщики вынуждены развиваться "вслепую", не зная ни о своем месте на рынке, ни о результатах конкурентов. Потребителям страховых услуг при выборе компании приходится довольствоваться рекламными публикациями. Мы взялись устранить белые пятна на информационном поле. Приглашаем к сотрудничеству страховые компании всего Уральского региона.
Вся пресса за 15 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Маркетинг, Тенденции, Страхование имущества
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
9 ноября 2024 г.
|
|
Наш дом Новосибирск, 9 ноября 2024 г.
Все что нужно знать о бесплатном туристическом страховании в Таиланде
|
|
Свободная пресса, ИД, Москва, 9 ноября 2024 г.
Михаил Матвеев: За гипс и роды у мигрантов бюджет заплатил уже десятки миллиардов
|
|
КурсивЪ, Астана, 9 ноября 2024 г.
Страховка от ненастья: как заработать на катастрофических облигациях
|
|
Российская газета онлайн, 9 ноября 2024 г.
Запчасти для авто начнут маркировать. Как это поможет бороться с контрафактом
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 ноября 2024 г.
ОСАГО подъехала к «Госуслугам». Что ждет водителей
|
|
РБК.Тюмень, 9 ноября 2024 г.
В Тюменской области из-за аккуратных водителей подешевело ОСАГО
|
8 ноября 2024 г.
|
|
Московский комсомолец, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили идею компенсации морального ущерба за кражу персональных данных
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
ЦБ получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финуслуг
|
|
cbr.ru, 8 ноября 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года Банк России получил более 241 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг
|
|
Известия онлайн, 8 ноября 2024 г.
Эксперты оценили функцию напоминания об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|