Эксперт,
22 апреля 2002 г.
Полис для импорта 1461 просмотр
Наконец-то заработал рынок страхования авансовых платежей по импорту. Основную прибыль на нем получат крупные и известные страховые компании.
Рынок страхования по риску невозврата авансовых платежей при международных расчетах возник три года назад по инициативе Центрального банка. 22 марта 1999 года он издал указание № 519, в соответствии с которым российские компании при осуществлении авансового платежа зарубежному партнеру были обязаны или зарезервировать в российском расчетном банке сумму, равную платежу, или застраховать риск потери этих средств в страховой компании. Банк России своей цели добился — практику вывода капитала через оплату лжеимпорта пресек, а попутно помог и импортерам, гарантировав им сохранность средств. А вот у страховых компаний успехи в обслуживании импортеров пока весьма скромные. В 2001 году застраховано было только 2% национального импорта на общую сумму 1 млрд долларов, общий сбор премии по авансовым платежам составил 3 млн. Но в этом году страховщики надеются привлечь новых клиентов и по данному виду страхования собрать 12 млн долларов. Добиться цели крупнейшие игроки на рынке пытаются за счет снижения ставки и сокращения сроков оформления страховки по авансовым платежам.
Инструкция для клиента
Своим решением Банк России создал рынок, который страховые компании оценивают в 10-15 млрд долларов. Вот как объясняет такую емкость рынка начальник отдела страхования зарубежных рисков ОСАО "Ингосстрах" Алексей Хомяков: "Если взять весь реальный импорт в Россию за прошлый год, — это 100 миллиардов долларов. Как правило, размер предоплаты по импортным поставкам составляет 25-30 процентов от суммы сделки, отсюда мы получаем потенциальный рынок в 15 миллиардов". Страховые компании отнюдь не смущает тот факт, что сегодня они по данному виду риска обслуживают лишь 1,5% импорта. Страховщики считают: покуда действует инструкция ЦБ, популярность услуги будет расти. Объективно же востребованность данного вида страхования повышает система работы большинства наших импортеров — по предоплате, что, естественно, увеличивает риски потерь. Ведь за рубежом до 80% сделок — это либо оплата сделки "день в день", либо продажа товара с отсрочкой платежа. Но скорее всего клиентов привлечет то, что страховые компании обязательно проверяют состояние дел контрагентов, — так что импортеры получают дополнительные гарантии сохранности своих средств. Со страховым полисом на рынке конкурируют различные банковские услуги. Простейшая из них — открытие депозита. Кроме того, существует еще три способа создать требуемый инструкцией ЦБ резерв средств. Импортер может, во-первых, взять в банке валютный кредит, во-вторых, получить безотзывный покрытый аккредитив, в-третьих, добиться гарантии от банка-нерезидента. Затруднение у импортеров лишь в том, что каждый из описанных вариантов либо отвлекает часть оборотных средств, либо требует опыта работы с банками. И, конечно же, во всех трех случаях придется платить проценты из прибыли от сделки. В результате за валютным кредитом чаще всего обращаются те компании, у которых недостаточно средств для оплаты сделки или те, которые не хотят рисковать собственным оборотным капиталом. Как правило, это торговые компании, желающие увеличить продажи импортных товаров. Издержки по кредиту они включат в торговую наценку. Страховой полис остается невостребованным и тогда, когда у импортера на счету в банке значительный остаток средств. Если компания не ставит целью пустить в оборот все свои капиталы, банк просто заблокирует часть денег на клиентском счете как требуемый ЦБ резерв по авансовому платежу. Чтобы привлечь как можно больше клиентов на свою сторону, страховые компании постепенно снижают стоимость полиса и сроки его оформления. Сегодня самый доступный на рынке полис обойдется компании в 0,3-1% от суммы авансового платежа, а на его оформление уйдет дней пять. "Даже по сравнению с простыми затратами на открытие аккредитива, не считая затрат на покрытие по нему, использование полиса дает трехкратную экономию", — полагает финансовый директор ЗАО "Аояма Моторс" Светлана Шмакова. В сложившейся ситуации реально конкурировать с полисом могут только полулегальные схемы. Самая популярная из них — кредитно-депозитная. Банк дает импортеру валютный кредит. Под этот кредит берет залог, например, в виде рублевого депозита. Затем банк сам перечисляет валюту в счет авансового платежа, а рублевые средства направляет на покупку валюты для погашения кредита. ЦБ такой тип операций — по текущим валютным счетам — не отслеживает, то есть депонирования средств не требуется. Основной риск для банка и его клиента в том, что такие операции можно квалифицировать как притворную сделку, поскольку цель ее — не предоставление средств, а осуществление конкретного валютного платежа. Организация сделки требует высокого доверия банка к клиенту, а потому компании-новички или мелкие импортеры такой услугой воспользоваться не могут.
Рынок немногих
Тем, кто все-таки решит застраховать риски по авансовым платежам, долго искать страховую компанию не придется. Такую услугу предлагают семь компаний. Самые известные из них — "АльфаСтрахование", "Интеррос-Согласие", "Ингосстрах" и РОСНО. Дольше всех по данному виду страхования — около трех лет — работает "Ингосстрах". Даже на рынках развитых стран авансовые платежи страхует ограниченное число компаний. Так что и у нас компаний, предлагающих страхование авансовых платежей, вряд ли будет много. Дело в том, что при массовом страховании, когда счет проданным полисам переваливает за сотню, страховая компания должна заключить с зарубежным партнером договор по перестрахованию рисков, а перестраховщиков мало. "В настоящий момент в мире можно назвать буквально пять крупных центров по страхованию данного вида рисков. Это — французская компания Coface; немецкая группа Gerling, купившая за последние несколько лет бельгийскую Namur и голландскую NCM; немецкая же компания Hermes, контролируемая группой Allianz и, в свою очередь, контролирующая (вместе с Allianz) французскую группу Euler; а еще есть американская AIG и британская Lloyd’s", — говорит Алексей Хомяков. В России перестраховочный бизнес только зарождается. Пока на этом рынке единственный крупный игрок — "Ингосстрах". В этом году компания способна застраховать предоплату за импорт на 35 млрд долларов по работе с компаниями из 160 стран (на сегодня эта услуга не действует для таких стран, как Аргентина, Афганистан и Пакистан). Свои риски по авансовым платежам планируют перестраховывать в "Ингосстрахе" компании "Интеррос-Согласие" и "АльфаСтрахование". С его помощью они собираются еще и проверять информацию о надежности иностранных контрагентов российских импортеров. Сам "Ингосстрах" опирается на информацию Dan&Brеadstreet и на базы данных перестраховочных компаний, в частности Gerling.
Варианты исполнения требования валютного регулирования по авансовым платежам по импорту
Вариант
|
Процедура
|
Время
|
Стоимость
|
Оценка
|
Депозит
|
открытие депозита
|
1 день
|
банковский кредит 22-25% годовых в рублях, 16-19% годовых в валюте
|
отвлечение средств; быстрота оформления; риск курсовых потерь
|
Валютный кредит
|
подготовка документов о заемщике и залоге, рассмотрение кредитной заявки банком, оформление и подписание кредитных и обеспечительных договоров
|
от 2 недель до нескольких месяцев
|
16-19% годовых
|
высокая стоимость кредита; длительное оформление; требуется опыт работы с банком
|
Безотзывный покрытый аккредитив
|
заявление на открытие аккредитива, размещение покрытия в банке
|
1-2 дня
|
0,2-0,3% от аванса (но не менее 100 долл.) и покрытие по альтернативной стоимости 16-19% годовых в валюте
|
отвлечение средств; быстрота оформления; надежная форма расчетов
|
Гарантия банка-нерезидента
|
согласование с иностранным контрагентом, рассмотрение банком контрагента запроса на предоставления гарантии, включение стоимости гарантии в стоимость контракта
|
1-3 недели
|
0,5-2% от суммы аванса, таможенные платежи и НДС с суммы увеличения стоимости контракта
|
сложность согласования; длительность оформления
|
Полис по страхованию невозврата авансового платежа
|
заявление на страхование, кредитная проверка иностранного контрагента по контракту, подписание полиса
|
5-10 рабочих дней
|
100 долл. в год (с НДС), фиксированная плата за кредитную проверку 0,3-1% от суммы аванса
|
не надо отвлекать собственные средства; если компания сочтет контрагента ненадежным, в полисе будет отказано; возможен отказ страхования рисков по некоторым странам
|
Источники: ОСАО "Ингосстрах", журнал "Эксперт"
КИРЬЯН П.
Вся пресса за 22 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования, Маркетинг
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
30 января 2025 г.
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 30 января 2025 г.
В Первоуральске вынесли приговор группировке, похитившей у страховых компаний 3,9 миллиона рублей
|
|
Известия онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин выступил против увеличения лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
IAIS представляет стратегический план с дорожной картой на 2025–2026 годы
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Потерпевшие крушение в Черном море танкеры были застрахованы на более $40 млн
|
|
Forbes Казахстан, 30 января 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes увеличил капитал своей страховой компании почти в 2,5 раза
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
DIFC и Ллойд объединяются для развития будущих талантов в страховом секторе
|
|
Коммерсантъ онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин не поддержал повышение лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Финмаркет, 30 января 2025 г.
Выплаты российских агростраховщиков в 2024 году выросли на 38%
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин отклонил инициативу о компенсации при отсутствии ОСАГО у виновника аварии
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 января 2025 г.
Верховный суд утвердил взыскание ущерба от обстрелов в белгородском Шебекине
|
|
Блокнот Краснодара, 30 января 2025 г.
Минтранс дал ответ о страховании потерпевших крушение танкеров на Кубани
|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 30 января 2025 г.
Страховка владельцев судов «Волгонефть» за загрязнение покрывает около 3 млрд
|
|
Тренд, Баку, 30 января 2025 г.
В Азербайджане часть стоимости ряда лекарств будет покрываться страховкой
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 января 2025 г.
Для Краснодара снижен территориальный коэффициент по ОСАГО
|
|
Gorod.lv, 30 января 2025 г.
Топ самых угоняемых автомобилей в Латвии: рейтинг изменился
|
|
Autonews.ru, 30 января 2025 г.
Это невероятно. Сколько стоит ОСАГО и каско на Lada, Chery, Geely и Haval
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 30 января 2025 г.
Страховщика через ВС РФ обязали заплатить деньги попавшей под обстрел белгородской компании
|
 Остальные материалы за 30 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|