Обсуждение проекта концепции развития страхового рынка России
Известия,
24 апреля 2002 г.
Александр Коваль: Чтобы двигаться вперед, необходимо знать куда идти 679 просмотров
26 апреля правительство должно рассмотреть окончательный вариант Концепции развития страхования в России. О том, как повлияет этот документ на развитие страхования в стране, а также об актуальных событиях на страховом рынке, обозревателю «Известий» Анне Калединой рассказал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль.
— Насколько важно принятие Концепции? Носит ли она декларативный или стратегический характер?
— Это программный продукт, на котором будет строиться политика правительства по отношению к страховому рынку. Чтобы двигаться вперед, необходимо знать куда идти.
— Учитывались ли мнения страховщиков при подготовке концепции?
— Концепция разрабатывалась Департаментом страхового надзора Министерства финансов при непосредственном участии ВСС. Более того, Минфин вынес документ на рассмотрение участников рынка. Надеюсь, что их мнения будут учтены в окончательном варианте, который будет приниматься правительством.
— Судя по всему, у вас возникли расхождения с позицией Минфина?
— В целом наши позиции совпадают, но существует и несколько принципиальных расхождений. Первое: непонятно, зачем правительство настаивает на создании государственной перестраховочной компании. Такого нет нигде в мире: страховые компании сами создают перестраховочные пулы. Кроме того, рынок перестрахования и так не развит у нас в стране, и 70% рисков перестраховываются за рубежом. Кстати, второе расхождение связано именное иностранцами. Правительство, готовясь к вступлению в ВТО, настаивает на скорейшей либерализации страхового рынка. Прежде всего, это выражается в снятии ограничений для иностранных страховщиков. Мы против этой позиции. Кроме того, спрашивается, куда допускать иностранцев? Страховой рынок у нас находится на начальном этапе развития. Даже самым «старым» компаниям всего по 12-15 лет.
— А почему, на ваш взгляд, иностранные страховщики так рвутся на наш рынок?
— Все основные страховые рынки поделены, и в мире осталось только два потенциально интересных для западных компаний рынка — Россия и Китай. Иностранцы утверждают, что их не стоит бояться. Наоборот, они смогут дать толчок для развития отечественного рынка, внедряя на нем свои ноу-хау, методики и т.д. Мы сами уже многому научились. Сейчас, когда появилась надежда, что законодательные акты помогут развитию рынка обязательных видов страхования, по крайней мере, странно снимать ограничения для иностранцев. Ведь обязательные виды страхования — самый перспективный путь для увеличения капитализации компаний. Зачем нужно дарить эту возможность иностранцам, если можно помочь развитию отечественных страховщиков. Мы принципиально против участия иностранных страховщиков в обязательных видах страхования. Допустить их сюда — значит удушить страховой рынок. Против либерализации мы не выступаем, но считаем, что она должна быть плавной и постепенной. Причем проводиться и в интересах отечественных компаний. В частности, недавно в рамках форума «Санкт-Петербургский диалог», который прошел в Веймаре, делегация ВСС провела переговоры с председателем Европейского моторного бюро господином Лемуром по поводу вступления России в систему «Зеленая карта». По предварительным данным, мы можем быть приняты в эту организацию уже в начале 2004 года. Это немаловажный сегмент рынка, средства которого утекают за рубеж, а могут оставаться в России. И наша основная задача — защитить интересы отечественных страховщиков.
— Кстати, существует мнение, что в вашем лице у страховщиков появилось надежное лобби в законодательном собрании. И, в частности, благодаря ему ускорилось принятие закона «Об автогражданской ответственности». Насколько это соответствует действительности?
— Во время избирательной кампании я пообещал ускорить принятие важнейших для рынка законов, и даже были определены сроки. По закону «Об автогражданской ответственности» они были выдержаны.
— Насколько одобренный вариант закона отличается от первоначального варианта?
— Как земля и небо. Новая редакция процентов на 90 отличается от варианта двухгодичной давности. Принципы остались неизменными — всеобщность, обязательность, гарантированное возмещение ущерба. А вот механизмы претерпели серьезные изменения.
— При рассмотрении закона в Совете федерации пришлось немного поволноваться, что закон опять отложат в «долгий ящик». Каковы ваши прогнозы, как быстро на нем появится виза президента?
— Действительно, из результатов голосования в Совете федерации видно, насколько высока была вероятность, что сенаторы не пропустят закон. В процессе рассмотрения закона даже шла речь о создании согласительной комиссии — и это после двух лет обсуждения закона в Госдуме. Но проблема тут не в самом акте, а в том, что у сенаторов, по всей видимости, не хватило времени, чтобы детально разобраться в законе. Они задавали вопросы, которые в Госдуме уже не раз обсуждались и ответы на которые были найдены. Многие из этих вопросов звучали не на юридическом, а на обывательском языке. Отсюда вывод, при подготовке законопроектов в Госдуме нужно более тесно работать с членами Совета федерации, приглашать их на заседания думских комитетов, проводить совместные заседания. Возможно, тогда диалог будет более конструктивным. Что же касается президента, то мне трудно отвечать за него. Но, на мой взгляд, у него нет оснований не подписать закон, учитывая его высокую важность и, мягко говоря, затянувшуюся эпопею с принятием.
— Если президент подпишет закон «Об автогражданской ответственности», то он вступит в силу с 1 июля 2003 года. Поэтому всех волнует вопрос, насколько новый закон «опустошит» кошельки владельцев машин.
— В законе прописаны только объемы возмещения ущерба. Что же касается тарифов, то они будут разрабатываться по стандартной схеме на основании статистики, которую еще нужно собрать и обработать. В любом случае речь идет о базовом тарифе, от которого индивидуальный может отличаться как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если пенсионер живет в тундре, где и автомобильное движение соответствующее, то он, может быть, будет платить и 50 рублей. А если москвич, с небольшим стажем вождения и большой историей аварий, да еще ездит на джипе, то для него тариф может в несколько раз превышать базовый.
— Страхование ответственности и имущественных рисков для страховых компаний — способ заработать, рекламный ход или что-то еще?
— Страхование ответственности — магистральный путь, который, кстати, отражен в Концепции развития страхового рынка. В дальнейшем планируется поэтапное введение ответственности перевозчиков перед пассажирами и третьими лицами, обязательного страхования имущества от огня и иных опасностей. Необходимо введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев предприятий — источников повышенной опасности. В настоящее время требуется наработка опыта и практики осуществления данного вида страхования в добровольной форме. А с развитием профессиональной деятельности врачей, юристов, риэлтеров, регистраторов, бухгалтеров, аудиторов и др. повысится и потребность в обязательном страховании профессиональной ответственности. Уже даже сейчас существуют законопроекты по страхованию ответственности аудиторов, арбитражных управляющих.
— А как вы оцениваете перспективы принятия закона об ОМС и перспективы участия страховщиков в пенсионной реформе?
— Законопроект стоит в плане правительства и даже с пометкой, что в случае принятия закона будет пересмотрен бюджет. Но до сих пор не решена главная проблема, кто будет платить за неработающее население. Поэтому перспективы крайне туманны. Такого мнения придерживаются и разработчики, которые намерены просто внести изменения в действующий закон об ОМС. Об участии же в пенсионной реформе можно говорить только теоретически, поскольку законодательно участие НПФ и страховых компаний не оформлено. Сейчас вопрос стоит неправильно: должны или нет НПФ и страховщики быть частью пенсионной реформы. Безусловно, должны, иначе это будет означать отказ от рыночных реформ. Вопрос должен стоять только о том, в какой форме они будут в ней участвовать.
Вся пресса за 24 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, ОСАГО, Реформа ОМС, Страховое право, Тенденции, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Лента.Ру, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали подозреваемого в мошенничестве россиянина
|
|
Тюменская линия, 11 ноября 2024 г.
Более 5,6 тыс. полисов лекарственного страхования оформили тюменцы на почте
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 11 ноября 2024 г.
Астраханский Роспотребнадзор в суде запретил «Победе» навязывать страхование
|
|
Хабр, 11 ноября 2024 г.
Пострадавшим от утечек персональных данных пользователям из РФ предложили платить до 5 тысяч рублей компенсации
|
|
Вечерний Петербург, 11 ноября 2024 г.
В первом полугодии 2024 года страховые компании выплатили своим клиентам в Петербурге более 46 миллиардов рублей
|
|
IT Channel News, 11 ноября 2024 г.
Глава НСИС Николай Галушин назвал принципы востребованного страхования киберрисков
|
|
РИА Новости, 11 ноября 2024 г.
На границе с Грузией задержали мужчину, подозреваемого в мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 11 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|