Финансы,
21 февраля 2000 г.
О сельскохозяйственном страховании 7870 просмотров
Сельскохозяйственное производство – стратегическая отрасль экономики, которая находится в большой зависимости от влияния природно-климатических и погодных условий, поэтому как никакая другая нуждается в страховой защите.
В целях обеспечения непрерывности сельскохозяйственного производства в Российской Федерации до 1968 г. производилась, на основании Закона от 4 апреля 1940 г., обязательное окладное страхование посевов сельскохозяйственных культур, животных и основных средств, принадлежащих колхозам. Страховое обеспечение посевов сельскохозяйственных культур было установлено отдельно по союзным республикам в твердых суммах на один гектар, исчисленных исходя из 40% стоимости урожая каждой конкретной культуры и страховой суммы, исчисленной в размере 40% средней стоимости одной головы взрослого поголовья животных по видам скота. Здания, сооружения и другие основные средства подлежали страхованию по оценке, отраженной в бухгалтерском балансе хозяйства. Такое ограничение размеров страхового обеспечения по обязательному страхованию посевов сельскохозяйственных культур и животных было связано с финансовыми возможностями хозяйств уплачивать страховые платежи в страховой фонд, в формировании которого, в силу Закона, участвовали все без исключения колхозы. В дополнение к обязательному страхованию на основании постановления правительства проводилось добровольное страхование посевов и сельскохозяйственных животных. Колхозы могли застраховать все или любую отдельно взятую культуру на всей площади ее посева (по озимым, как правило, обязательно все культуры), а сельскохозяйственных животных – все взрослое поголовье данного вида скота в размере до 40% его стоимости. При заключении договоров добровольного страхования посевов сельскохозяйственных культур и животных страховое обеспечение с учетом обязательного страхования ограничивалось 80% их стоимости, остальная часть в размере 20% оставалась на ответственности колхозов. В настоящий период от отдельных страховщиков можно услышать, что в советское время страхования как такового вообще не было, что оно являлось дополнительным источником получения налогов. Такие заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности и делаются лицами, которые, по-видимому, раньше вообще не знали о существовании страхования кок вида хозяйственной деятельности. Экономическая сущность страховой деятельности, заключается в образовании специализированными организациями – страхового фонда в денежном выражении, формируемого из взносов страхователей, с целью возмещения из него убытков, причиненных отдельным страхователям в результате наступления страховых случаев, предусмотренных в договоре страхования или как обязанность в силу Закона. Во всех случаях основу страховых отношений составляют, с одной стороны, страхователь, на котором лежит обязанность выплачивать страховую премию (страховой взнос, платеж), с другой – страховщик, который обязывается в случае наступления определенного события возместить страхователю ущерб или установленную сумму. Именно этому принципу в полной мере соответствовало государственное обязательное страхование имущества колхозов, которое проводилось с первого января 1968 г. на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 г. В развитие Указа Советом Министров СССР в этот же день было принято одноименное постановление № 814. Данный Указ был утвержден как Закон СССР на сессии Верховного Совета СССР 12 октября 1967 г. Этими законодательным и нормативным актами были существенно расширены и улучшены ранее действовавшие условия государственного обязательного окладного страхования имущества колхозов. Добровольное страхование имущества колхозов с 1 января 1968 г. было отменено. На основании Указа государственному обязательному страхованию подлежали: урожаи всех сельскохозяйственных культур (кроме урожая сенокосов и пастбищ), сельскохозяйственные животные, домашняя птица, кролики, пушные зверки и семьи пчел, а также основные и оборотные средства колхозов. Органы Госстраха впервые в мировой практике стали проводить страхование урожая по самому широкому кругу страховой ответственности, включая засуху, недостаток тепла, излишнее увлажнение, безводье и маловодье в источниках орошения и другие необычные для данной местности метеорологические или иные природные условия, а также от болезней, вредителей растений и пожара. Уровень страхового обеспечения по сельскохозяйственным культурам повысился до 50%, а впоследствии – до 70% от суммы ущерба. Фактически по сельхозкультурам страхование проводилось на случай недобора урожая. При гибели или повреждении сельскохозяйственных культур размер ущерба определялся исходя из стоимости количественных потерь урожая основной продукции культуры на всей площадки посева (посадки) в колхозе, исчисленной по разнице между стоимостью урожая на один га в среднем за последние пять лет и данного года по действующим государственным закупочным ценам. При гибели сельскохозяйственных животных ущерб определялся исходя из их балансовой стоимости, зданий и сооружений – из балансовой, инвентарной стоимости их с учетом амортизации. Ни в одной стране мира не проводилось и не проводится страхование сельскохозяйственных культур по такому широкому комплексу страховых рисков, отвечающих интересам производителей сельскохозяйственной продукции. Основным положением страхования имущества колхозов являлся принцип эквивалентности платежей и выплат страхового возмещения хозяйствам в масштабе республик. Участие всех колхозов в формировании страхового фонда позволило установить по государственному обязательному страхованию имущества колхозов минимальные страховые тарифы, размеры которых определялись с таким расчетом, чтобы суммы выплат страхового возмещения, исчисленного исходя из ущерба, нанесенного в результате страховых событий, включая суммы отчислений на предупредительные мероприятия, а также затраты на ведения дела по страхованию сельхозкультур за десять лет; по страхованию животных, основных и оборотных средств за пять лет соответствовали сумме платежей колхозов за указанный период. Структура тарифных ставок предусматривала следующие распределение средств страхового фонда: на выплату страхового возмещения колхозом – 91%, на финансирование предупредительных мероприятий – 4%, на образование межреспубликанского запасного фонда по страхованию имущества колхозов – 3% и ведение страхового дела – 2%. Никакой прибыли при расчете страховых тарифов не предусматривалось. Денежные средства межреспубликанского запасного фонда по страхованию имущества колхозов использовались для выдачи из него по решению Министерства финансов СССР, согласованному с Министерством сельского хозяйства СССР, возвратных ссуд органам государственного страхования союзных республик в те годы, когда имеющихся в их распоряжении средств для выплаты колхозам страхового возмещения окажется недостаточно. Важным является также положение, что суммы превышения доходов над расходами по государственному обязательному страхованию имущества колхозов использовались только для выплат колхозам страхового возмещения в последующие годы, когда платежей текущего года было недостаточно. Учитывая положительную практику страхования имущества колхозов, с 1979 г. было введено обязательное страхование имущества совхозов и других сельскохозяйственных предприятий системы Минсельхоза, а затем и хозяйств минплодоовощхоза, минпищепрома, минмясомолопрома и минводхоза на условиях, установленных законодательством для колхозов. При этом низкорентабельным и убыточным совхозам для уплаты ими страховых платежей ежегодно из госбюджета выделяется 1 млрд руб. Формируемые органами Госстраха страховые фонды в целом обеспечивали своевременное возмещение сельхозпредприятиями ущерба, причиняемого стихийными бедствиями и неблагоприятными погодными условиями. С 1968 по 1990 г. включительно колхозам и совхозов было выплачено в возмещение ущерба около 70 млрд. руб. За весь период страхования имущества колхозов и совхозов не хватило средств страхового фонда для возмещения убытков только в крайне неблагоприятные по погодным условиям 1975 и 1981 гг. Для выполнения своих обязательств по возмещению ущерба сельхозпредприятиям, Главное управление Госстраха СССР было вынуждено в 1975 г. оформить ссуду Госбанка СССР в размере 750 млн. руб. под 0,25% годовых. Несколько в меньшем размере на таких же условиях была оформлена ссуда в 1981 г. Полученные ссуды погашались в последующие два года из поступлений страховых платежей хозяйств. Отказов в выплате страхового возмещения сельхозпредприятиям по ущербам, причиняемым страховыми событиями, предусмотренными условиями страхования, вообще не было. Положение о целевом использовании средств страхового фонда на протяжении двадцати лет строго соблюдалось, и только в 1989 г. оно было нарушено. С подачи Госагропрома СССР, по распоряжению Совета Министров значительная часть средств межреспубликанского запасного фонда и запасных страховых фондов органов Госстраха некоторых республик была изъята и направлена на погашение задолженности колхозов и совхозов на выполненные работы подрядным строительным и другим организациям и предприятиям. Как представляется авторам, обязательная государственная форма страхования имущества колхозов и совхозов для плановой экономики сельского хозяйства того периода является наиболее целесообразной. Она была удобной для хозяйств, действовала непрерывно. Страховое возмещение в связи с ущербом, причиненным страховым событием, выплачивалась независимо от того, уплачены ли хозяйством к этому времени страховые платежи или нет. В таких случаях из сумм страхового возмещения, причитающихся хозяйству, удерживались просроченные страховые платежи и очередной взнос. С переходом страны к рыночной экономике государственное страхование имущества колхозов и совхозов с 1991 г. было отменено. Страхование урожая и животных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств стало проводиться только в добровольной форме. При этом следует отметить, что условия добровольного страхования урожая сельскохозяйственных культур, предлагаемых страховыми компаниями, содержат все основные положения Закона «Об обязательном государственном страховании имущества колхозов», на стоимость его стала в 1,5-2 раза выше. Такое страхование не отвечает интересам и потребностям сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. Учитывая высокий страховой риск по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, большинство страховых компаний также не заинтересовано в проведении операций по этому виду страхования. В связи с этим добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур не получило развития. Число хозяйств, страхующих урожай, из года в год сокращается, происходит спад сельскохозяйственного производства. Чтобы приостановить эту негативную тенденцию, Правительство РФ ежегодно с 1993 г. принимало постановления о выделении из федерального бюджета ассигнований на компенсацию денежных средств сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам (от 25 до 50% сумм страховых платежей), заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур. Фактически ни в одном году в связи с недостатком средств в Федеральном бюджете постановления не были выполнены. Не оправдались надежды на реанимирование добровольного сельскохозяйственного страхования и путем создания специализированных страховых компаний при государственной финансовой поддержке по формированию их уставного капитала. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.98г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства» намечен широкий комплекс мер содействия развитию обеспеченного государственной поддержкой страхования урожая сельхозкультур, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования. Постановлением предусматривается образовать при Министерстве финансов РФ государственное учреждение – Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства, которое должно быть государственным агентом (далее Агентство). На Агентство предлагается возложить: разработку предложений о порядке и условиях организации и проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур; контроль за соблюдением условий страхования; решение вопросов, связанных с выделением страховщикам средств из федерального сельскохозяйственного страхового резерва, а также разработку предложений по обеспечению обязательного перестрахования части рисков по данному виду страхования. В Постановлении в целях его реализации даны поручения Министерству финансов РФ, Министерству экономики РФ, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерству труда и социального развития РФ, предусмотрены также рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ. Здесь вновь повторяется запись, где Министерству финансов РФ вменяется в обязанность «предусматривать ежегодно отдельной строкой в проектах федерального бюджета ассигнования для уплаты 50% страховых взносов при страховании урожая сельскохозяйственных культур». Постановлением устанавливается также нормативные положения, что договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается сроком не менее 5 лет. Страховая стоимость определяется исходя из размеров посевных площадей, урожайности, сложившейся за предыдущие 5 лет, и прогнозируемой рыночной цены урожая сельскохозяйственных культур на соответствующий год, а страховая сумма – в размере 70% страховой стоимости. Со дня принятия постановления № 1399 прошло более года, но ни один его пункт не выполнен. Благие намерения остались на бумаге. Положения данного постановления, с формированием страхового фонда за счет 50% страховых взносов сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств и 50% страховых взносов из федерального бюджета в данное время и не могли быть реализованы. Добровольное страхование сельскохозяйственных культур – дорогое. В условиях непрекращающегося в течение последних восьми лет спада сельскохозяйственного производства, кризис платежеспособности сельхозпредприятий и фермерских хозяйств, подавляющее большинство их не имеет средств на оплату страховых взносов по добровольному страхованию урожая, размер которых составляет от 10 до 15% его стоимости. По существу невыполнимо также предложение Постановления, предписывающее перестрахование договоров добровольного страхования урожая сельхозкультур. Прямые страховщики, учитывая высокую степень страхового риска по договорам страхования сельхозкультур, будут стремиться оставлять на собственном удержании минимальный размер страхового обеспечения, а большую часть его объема передавать в перестрахование, по договорам, которых перестраховщики при наступлении страховых событий должны будут возмещать основную часть убытков. Поэтому такие договоры, как правило, не представляют интереса для перестраховщиков. В 1998 и в 1999 гг. в подавляющем большинстве регионов России добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур вообще не проводилось. По мнению авторов, при огромной внешней финансовой задолженности государства бесперспективно рассчитывать на реальное выделение сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам в ближайшие 5 лет средств из федерального бюджета на оплату ими страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. В сложившихся тяжелых днях для страны экономических условиях абсурдно создавать еще одно государственное учреждение – Федеральное агентство, а, следовательно, и структуры в регионах, на что, безусловно, потребуется большие денежные затраты сельхозтоваропроизводителей при кризисном финансовом положении большинства их и значительном дефиците средств в федеральном бюджете. Одной из причин глубокого кризиса сельского хозяйства, резкого спада производства продукции растениеводства и животноводства является необеспеченность соответствующей страховой защитой имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим труженики сельского хозяйства ежегодно терпят большие не возмещаемые убытки, причиняемые стихийными бедствиями и другими неблагоприятными погодными условиями, такими, как наводнение, засуха и нашествие саранчи, что повлекло резкое ухудшение финансового состояния хозяйства, а многие поставило на грань разорения. В условиях переходного периода к рыночной экономики, организационной перестройки хозяйственной деятельности на селе, для обеспечения страховой защитой сельскохозяйственного производства необходимо сочетание обязательной и добровольной форм страхования. При этом в ближайшие 5-10 лет приоритетным должно быть обязательное сельскохозяйственное страхование. В комплексе мер по выводу сельского хозяйства из затянувшегося кризиса в положительном значение имело бы введение в законодательном порядке государственного обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур, животных, основных и оборотных средств всех сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, независимо от формы их собственности. Участие всех хозяйств в формировании страхового фонда позволит установить минимальные тарифные ставки. Подготовку проекта закона о государственном сельскохозяйственном страховании, условиях и порядке его проведения следовало бы, как нам кажется, возложить не на Федеральное агентство, а на Российскую государственную страховую компанию (Росгосстрах) с ее разветвленной сетью дочерних страховых компаний и их филиалов во всех регионах России, имеющих специалистов с практическим опытом работы по этому виду страхования. При разработке условий сельскохозяйственного страхования необходимо учитывать возможности сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств оплачивать в ближайшие годы страховые услуги. В условия государственного обязательного сельскохозяйственного страхования целесообразно было бы включить элементы взаимного страхования, при котором не ставится задача получения прибыли. Минимальными, в размере двух, максимально 3% от общей годовой суммы страховых взносов хозяйств, должны быть расходы на ведение дела. Начинать следует с малого. В первые годы проводить страхование урожая не всех, а основных культур, возделываемых в конкретной природно-климатической зоне и имеющий экономическое значение для хозяйств данного региона. Страхование урожая проводить на случай его гибели или повреждений от наиболее вероятных и часто повторяющихся в данной местности стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий. В регионах с большим выпадением атмосферных осадков – от наводнений, паводков, вымокания, выпревания, градобития, в засушливых регионах – от засухи. Перечень сельскохозяйственных культур и страховых рисков должны определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. Страховое обеспечение по страхованию урожая сельхозкультур следует установить по регионам в переделах 40-50% стоимости урожая с одного га, рассчитанных исходя из средней пятилетней урожайности в хозяйстве и рыночной цены урожая сельскохозяйственных культур соответствующего года в расчете на всю площадь посева культур под урожай текущего года, а по озимым культурам – под урожай следующего года. По страхованию сельскохозяйственных животных (лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец) страховое обеспечение следует также установить в пределах 40-50% их рыночной стоимости. Страхование взрослого поголовья животных проводить на случай гибели (падежа), вынужденного убоя или уничтожения в результате инфекционных болезней, стихийных бедствий и пожаров, молодняка животных – на случай гибели (падежа), вынужденного убоя или уничтожения в результате стихийных бедствий и пожара. В законе о сельскохозяйственном страховании необходимо предусмотреть, что для обеспечения своевременной выплаты сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам страхового возмещения убытков, причиняемых страховыми событиями, дочерние страховые компании Росгосстраха формируют за счет платежей хозяйств региона страховой фонд и фонды страхового и технических резервов. Для устойчивости страховых операций по сельскохозяйственному страхованию при Правлении Росгосстраха логично было бы создать межрегиональный резервный страховой фонд для выдачи дочерним страховым компаниям беспроцентных ссуд сроком до двух лет, когда текущих страховых взносов и средств собственного резервного фонда для выплаты страхового возмещения по убыткам им будет недостаточно. Предусмотреть, что решение о выдаче ссуд и размера их принимают члены коллегии госпредставителей при ОАО «Росгосстрах». Межрегиональный резервный фонд целесообразно формировать за счет отчислений дочерних страховых компаний системы Росгосстраха. Норму отчислений установить для всех компаний единую в пределах 5-10% от годовой суммы страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию. Учитывая большое значение сельскохозяйственного производства для страны, в первый год введения государственного обязательного страхования, может быть, следовало бы пойти на такую крайность – обязать все страховые компании, включая перестраховочные общества, работающие на российском страховом рынке, независимо от того, на какие виды страхования имеют они лицензии, произвести разовое отчисление 1% от полной годовой суммы страховой премии на образование Межрегионального резервного фонда по сельхозстрахованию. В отличие от других видов, сельскохозяйственное страхование имеет специфические особенности, как по условиям его проведения, так и по формированию и использованию страхового и резервного фондов. В связи с этим страховые операции по сельскохозяйственному страхованию в статической отчетности необходимо отражать в отдельном разделе статотчета. Безусловно, наряду с государственным обязательным страхованием необходимо проводить и добровольное страхование. Отдельные сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, располагающие финансовыми возможностями, пожелают иметь страховое покрытие своего сельскохозяйственного производства в большем объеме и по более широкому перечню страховых рисков, а также застраховать урожай или животных, которые не будут застрахованы по обязательному страхованию. Как известно, в настоящее время в страну до 60% сельскохозяйственной продукции импортируется из-за рубежа. Чтобы не впасть в полную кабальную зависимость от Запада в обеспечении населения России продовольствием, необходимо срочно принять меры по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам. Введение в законодательном порядке государственного обязательного страхования имущественных интересов сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств будет одним из мероприятий, необходимых для приостановления процесса спада сельскохозяйственного производства в стране, его стабилизации, а в дальнейшем и подъему.
Г.В.ДУВАНОВ, Член Совета директоров СЗАО «Национальная страховая группа» В.И.МИХАЙЛОВ, советник
Вся пресса за 21 февраля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Агрострахование, История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
15 ноября 2024 г.
|
|
Комсомольская правда-Волгоград, 15 ноября 2024 г.
В Волгограде суд оштрафовал страховщика на 300 тысяч за отказ обслужить клиента
|
|
IvanovoNews, 15 ноября 2024 г.
В Иванове осудили преступную группировку за мошенничество в сфере страхования
|
|
Финмаркет, 15 ноября 2024 г.
Более 80% почтовых обращений по досудебным страховым спорам поступает от скрытых автоюристов - финуполномоченный
|
|
Москва FM, 15 ноября 2024 г.
Автоюрист рассказал, как получить полное возмещение ущерба после аварии
|
|
Российская газета онлайн, 15 ноября 2024 г.
Растет средняя сумма убытков, заявленных страховыми мошенниками
|
|
РИА57, Орел, 15 ноября 2024 г.
Страховщики пытались отсудить у Орловской области миллионы за АЧС
|
|
zakon.kz, 15 ноября 2024 г.
В Казахстане теперь можно получить доход от аварий
|
|
Деловой Казахстан, 15 ноября 2024 г.
Новые виды вмененного страхования: как это защищает от ошибок и некачественных услуг
|
|
Известия онлайн, 15 ноября 2024 г.
В США арестовали переодевавшихся в медведя страховых мошенников с Rolls-Royce
|
|
Клерк.Ру, 15 ноября 2024 г.
Автовладельцы смогут сами выбрать сервис для ремонта по ОСАГО
|
|
Inbusiness.kz, 15 ноября 2024 г.
Страховой рынок Казахстана отстает от банков в 20 раз по объему активов
|
|
РИА Новости, 15 ноября 2024 г.
Более 17 миллионов застрахованных имеют полис ОМС в цифровом виде
|
|
ФедералПресс, 15 ноября 2024 г.
Банки отказывают страховать производителей морепродуктов в Крыму
|
|
Орелград, 15 ноября 2024 г.
Страховщики потребовали от ветеринаров 49 миллионов за АЧС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 15 ноября 2024 г.
Ремонт может стать проще: россиянам могут разрешить самостоятельно выбирать сервис по ОСАГО
|
|
Новости транспорта, 15 ноября 2024 г.
Шапарин заявил о четырехкратном занижении цен на запчасти в каталогах ОСАГО
|
|
ТАСС, 15 ноября 2024 г.
Оставившие автомобили в курском приграничье получат страховые выплаты
|
 Остальные материалы за 15 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|