Экономика и жизнь,
18 мая 1995 г.
Страховщикам становится тесно
631 просмотр
Центр экономической конъюнктуры при Правительстве России провел очередное выборочное обследование деловой активности страховых организаций. С помощью анкетирования были выявлены мнения их руководителей о деятельности в 1994 году и намерения на первое полугодие 1995 года. В опросе участвовала 101 страховая компания из различных регионов России, прошедшая лицензирование в Федеральной службе по надзору за страховой деятельностью.
О респондентах. Подавляющее число (92 процента) обследованных страховых организаций являются негосударственными. Среди них преобладают АО закрытого типа (42 процента); около четверти — АО открытого типа и столько же ТОО.
Около половины страховых организаций относительно небольшие (с уставным капиталом менее 100 млн. рублей), из них 30 процентов можно отнести к малым (менее 30 млн. рублей). Крупные компании (с капиталом свыше 500 млн. рублей) составляют 16 процентов, в том числе крупнейшие (свыше 1 млрд. рублей) — 6 процентов.
Почти 60 процентов обследованных структур располагают небольшим штатом сотрудников — до 30 человек (без страховых агентов). Большая часть страховых организаций осуществляет свою деятельность в течение 3-4 лет. Это свидетельствует об относительно устойчивом страховом рынке, сформировавшемся в России за последние годы, который пока преимущественно представлен небольшими компаниями.
Направления деятельности. Развитие страхового дела в России осуществляется как путем создания новых самостоятельных структур, таки и за счет расширения сети действующих. Во II полугодии 1994 года в целом увеличили число своих филиалов 25 процентов страховых организаций, а уменьшили — 10 процентов. При этом наибольшую активность проявляли руководители негосударственных страховых компаний.
Несмотря на то, что государственные организации дольше всех функционируют на рынке страховых услуг, они проигрывают негосударственным по размеру уставного капитала. Вместе с тем по численности работающих (без страховых агентов) наиболее крупные компании представляют государственные страховые организации — на 74 процентах из них численность работников превышает 100 человек. Для сравнения: в АО закрытого типа доля таких организаций лишь 14 процентов, в АО открытого типа — 42 процента, а среди обследованных ТОО таких вообще не было.
Среди обследованных организаций 28 процентов указали на свою принадлежность к промышленной, банковской, финансовой или торговой группе. В них входят в основном крупные компании как по уставному капиталу, так и по численности занятых. Принадлежность к таким группам повышает финансовую устойчивость страховщиков и позволяет улучшить обслуживание клиентуры.
Клиенты. Опрос показал, что 39 процентов страховых организаций оказывают услуги в основном юридическим лицам, 11 процентов — преимущественно физическим и половина — тем и другим. При этом на услуги юридическим лицам ориентированы в большей мере негосударственные организации.
Рост числа клиентов отмечали 47 процентов государственных страховых компаний и 54 процента коммерческих структур (об уменьшении заявили соответственно 13 и 9 процентов компаний).
Наилучшие результаты по расширению клиентуры среди юридических лиц достигнуты в АО открытого типа. Значительно скромнее результаты государственных страховых организаций.
Наибольшую активность в обслуживании предприятий производственной сферы проявили АО открытого типа: 88 процентов из них заявили, что работают с промышленными предприятиями. Причем более широко сотрудничают с промышленными предприятиями крупные страховые компании.
Почти половина страховых организаций к концу 1994 года обслуживала свыше одной тысячи клиентов — физических лиц. Наибольшую активность здесь проявляют государственные компании (62 процента организаций), а наименьшую — ТОО (24 процента). Чем крупнее по численности работников страховые организации, тем активнее они обслуживают физических лиц. В целом за 1994 год более половины обследованных страховых организаций увеличили число обслуживаемых клиентов среди физических лиц и лишь 14 процентов — уменьшили. Причем на этом отрезке времени наиболее решительны были негосударственные страховые компании. В то же время среди государственных структур доля организаций, уменьшивших число клиентов (37 процентов), оказалась даже большей, чем доля увеличивших (25 процентов). Это свидетельствует о том, что население начинает отдавать предпочтение при страховании негосударственным организациям.
В условиях возрастающей конкуренции страховые компании все шире используют элементы маркетинговых исследований. Предоставили новые виды услуг в I полугодии 1994 года 45 процентов страховых организаций, во II полугодии — уже 63 процента. Почти вдвое выросло число организаций, занимающихся изучением деятельности конкурентов. Основные показатели. Масштабы страховых операций в конце 1994 года значительно расширились по сравнению с началом года. Об увеличении количества видов страхования заявили 37 процентов респондентов, об уменьшении — 6 процентов.
Наибольший рост заключенных договоров касается личного страхования (на это указали 54 процента опрошенных) и имущественного (48 процентов).
Особенно продвинулись вперед акционерные общества. А вот государственные компании по мере увеличения конкуренции сталкиваются со все более значительными трудностями. Так, 25 процентов их руководителей сообщили об уменьшении к концу 1994 года портфеля заказов по личному и 38 процентов — по имущественному страхованию. В то же время госструктуры расширили операции по страхованию ответственности и обязательному страхованию, что отметили 37-38 процентов респондентов (против 13 процентов сокративших эти виды страхования).
Важным показателем, характеризующим деятельность страховых организаций, является коэффициент выплат, определяемый отношением страховых выплат к страховым взносам. 46 страховых компаний заявили об увеличении этого показателя в 1994 году, 35 процентов — о сохранении его на том же уровне и 13 процентов — об уменьшении.
Финансовое положение. Руководители страховых организаций в целом достаточно оптимистично оценивают финансово-экономическое положение своих структур. Так, 57 процентов опрошенных отметили, что к концу 1994 года оно улучшилось, 28 процентов — что не изменилось и только 11 процентов заявили об ухудшении.
Наиболее преуспели АО открытого типа, а также госструктуры. Менее благоприятные оценки финансово-экономического положения характерны для ТОО.
В лучшей финансово-экономической ситуации по сравнению с другими находятся крупнейшие страховые организации (с уставным капиталом свыше 1 млрд. руб.): руководители всех обследованных компаний этой группы указали на ее улучшение. В худшем — небольшие организации.
Как выявил опрос, свои резервы страховые организации предпочитают хранить в банковских вкладах (об этом заявили 93 процента обследованных), государственных ценных бумагах (70 процентов), ценных бумагах АО, используя права участия (50 процентов), недвижимом имуществе (43 процента).
Перспективы. Страховые структуры довольно уверенно смотрят в будущее. Ожидают рост числа клиентов среди физических лиц 60 процентов, среди государственных предприятий — 56 процентов, коммерческих структур — 66 процентов страховых организаций. Планируют увеличить количество видов страхования, по которым заключаются договора, 45 процентов страховых структур. Надеются на улучшение своего финансово-экономического положения 58 процентов организаций.
По материалам Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ.
* В оригинальной статье приведен график «Основные клиенты страховых организаций среди юридических лиц (в % от общего числа респондентов)».
Вся пресса за 18 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Исследования, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|