Деловой мир,
17 мая 1995 г.
Такой “порядок” не гарантирует порядка 665 просмотров
Наверное, Чечня — не то место, куда люди рвутся на заработки. Хотя специалистам, занятым на восстановлении порушенного хозяйства республики, платят по нынешним временам неплохо: рабочий строительной специальности, к примеру, может рассчитывать в среднем на три миллиона рублей в месяц. Но и самых отчаянных способна остановить мысль о вполне реальном риске наткнуться, например, на мину или неразорвавшийся снаряд, особенно, если они обременены семьей.
Соответствующим правительственным постановлением, которым создана государственная комиссия по восстановлению экономики и социальной сферы в Чеченской республике, оговорено, что работники и имущество предприятий, задействованных на восстановительных работах, подлежат страхованию. Как разъяснили в Росстрахнадзоре, защита их имущественных интересов осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ от 12 января 1995 г. № 19 “О дополнительных выплатах лицам, находившимся в Чеченской республике”. Министерство труда РФ по согласованию с Минфином, Министерством социальной защиты населения РФ и Минздравом РФ утвердило особым постановлением № 10 от 14 февраля 1995 г. “Порядок предоставления и финансирования дополнительных выплат лицам, находившимся в Чеченской республике”. Так, членам семей погибших, а также умерших выплачивается дополнительная единовременная материальная помощь в 100-кратном размере среднемесячной заработной платы в равных долях каждому члену семьи, лицам, ставшим инвалидами I и II групп — в 50-кратном размере,
III группы — в 20-кратном, получившим тяжелое увечье — 10-кратном, легкое — в 5-кратном размере среднемесячной заработной платы. Этим документом предусмотрена “организация подготовки и проведения похорон...”, включая и такие необходимые ритуальные услуги, как “предоставление гроба, урны, венка, ленты, рытье могилы”. В общем, если кое-какие опасения у отъезжающих в Чеченскую республику и имеются насчет возможного неблагоприятного для них стечения обстоятельств, то “Порядок...” их должен рассеять. Правда, страховщики, получающие в день до десятка звонков от подрядчиков, как правило, строительных отраслей с просьбой застраховать их имущество и специалистов, обнаруживают, что те даже не слышали о таком документе, хотя он и был опубликован в открытой печати. Но и детальное знакомство оставляет массу вопросов. Как следует из последнего, II пункта, “Расходы организаций или воинских частей, связанные с выплатами дополнительной единовременной материальной помощи и организацией похорон, возмещаются местными финансовыми органами по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, с последующим возмещением им этих расходов Министерством финансов Российской Федерации из федерального бюджета согласно представляемым ежеквартально сведениям о произведенных расходах”.
Организация, предприятие или учреждение, направляя на восстановительные работы своих специалистов и технику, располагают определенной суммой, предусмотренной сметой затрат на конкретные работы. Ничего лишнего они не получают. Тем не менее, в случае гибели своего работника организация должна выплатить его семье весьма приличную сумму, допустим, 300 миллионов рублей — 100 среднемесячных заработных плат. В смете подобные расходы не предусмотрены. Предположим, что деньги где-то как-то раздобыли. Минфин расходы возместит, но когда? Сведения о подобных расходах собираются, раз в квартал, и дай Бог, чтобы через полгода затраты были компенсированы. Ясно, что в случае беды деньги, целенаправленно выделенные на восстановительные работы, будут отвлекаться на другие, но, тем не менее, неотложные нужды. Такой, с позволения сказать, порядок может устраивать только Минфин РФ. Не нужно объяснять к тому же, что сумма, компенсированная через несколько месяцев, — это уже не те деньги.
Утвержденный порядок имеет мало общего с принципами страхования, его идеей и сутью.
Была ли альтернатива? Известно, и “ДМ” об этом сообщал, что в кратчайшие сроки был отработан механизм страховых выплат пострадавшим в ходе чеченских событий и их родственникам. Обязательное государственное личное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляет Военно-страховая компания в соответствии с постановлением правительства РФ № 295 от 5 апреля 1993 г. Ею заключены договоры обязательного страхования с 18 федеральными министерствами и ведомствами, произведено около 200 тысяч страховых выплат, в том числе около 4,5 тысячи выплат на общую сумму более 13 миллиардов рублей пострадавшим на территории Чеченской республики.
Логично было бы тот же механизм применить и для социальной защиты специалистов, занятых на восстановительных работах. Тем более ничего нового изобретать не нужно. Оставалось бы лишь перечислить, предварительно рассчитав, определенную сумму из федерального бюджета в счет страховых платежей страховщику, который оперативно и профессионально в течение 7-10 дней производил бы выплаты по страховым случаям. Сразу расстаться с деньгами, как мы понимаем, не то же самое, что вернуть их через полгода. А то что неизбежны сбои в работе, срыв сроков их проведения, нервотрепка и волокита, так кого в России этим удивишь? Отродясь так было...
Но если специалисты, уезжающие на восстановительные работы в Чечню, могут чувствовать себя социально защищенными (все трудности с исполнением пресловутого “Порядка...” — головная боль подрядчиков), то имущество предприятий, организаций и учреждений, а это зачастую дорогостоящая техника и материалы, грузы, перевозимые в республику для целей восстановительных работ, а также транспорт, эти перевозки осуществляющий, остаются незастрахованными ни от каких случайностей.
Речь идет о громадных ценностях, уже находящихся в. Чеченской республике и подвергающихся неизмеримо большим рискам, чем, скажем, квартирное и дачное имущество.
Согласитесь, что защита имущественных интересов предприятий — задача государственная. И там, где затраты на страхование компенсируются из средств федерального бюджета, на страхе государственных интересов должен стоять Росстрахнадзор. Его же предложения в этом плане выглядят, на мой взгляд, по меньшей мере, беспомощными. Так, предлагается “направлять средства в размере до 2,5% от стоимости имущества, подлежащего страхованию, получаемые в порядке финансирования федеральной целевой программы по восстановлению экономики и социальной сферы Чеченской республики, на страхование... имущества... Доля расходов страховщиков не может превышать 1% страховых взносов, уплачиваемых предприятиями... Страхование осуществляют страховщики, получившие... лицензию,... обладающие средствами в размере не менее 700 млн рублей”, — цитирую один из вариантов проекта решения государственной комиссии, подготовленный специалистами Росстрахнадзора. Кстати, никто из страховщиков, перечисленных в данном проекте, крупнейших страховых организаций не мог припомнить, чтобы с ним обсуждались эти предложения. Согласно предположениям Росстрахнадзора, высказанным в проекте, Росгосстрах, Военно-страховая компания, Энергогарант, Промышленно-страховая компания, ЖАСО, МАКС, РОСНО, “Россия”, Национальная страховая группа, Инвестстрах должны заняться организацией страхования имущества, привлекая других страховщиков, на основе создания страховых пулов — целевых объединений страховых организаций.
Во-первых, 2,5% — цифра довольно условная. Не определено, какое имущество должно быть застраховано. Одно дело — имущество, находящееся в федеральной собственности, другое — имущество различных коммерческих структур, которые тоже привлекаются к восстановительным работам, третье, как мы понимаем, — имущество иностранных компаний, которые тоже могут оказаться в Чечне.
Поскольку основной риск — противоправные действия третьих лиц, говоря словами страховщиков, или военные действия, тариф в 2,5%, безусловно, очень скромный. В Москве по нему вы не застрахуете и личный автомобиль. И кто будет оценивать страхуемое имущество? Ясно, что не обойтись без участия страховщика, принимающего риск и ответственность на себя.
Во-вторых, что такое 1% на покрытие собственных расходов по ведению дел? Спасибо, если хватит на дорогу, чтобы съездить на место страхового события и выяснить, что там произошло.
Интересуюсь у страховщиков, тех, на кого Росстрахнадзор возлагает свои надежды, могут ли они отказаться от участия в программе на столь невыгодных условиях? Ну, отказаться, может, и не откажутся, в конце концов, это вопрос престижа. Долгое время потом еще можно говорить о своем участии в столь важной государственной программе, но вот сколько они ответственности примут на себя? В-о-о-т столечко!
В-третьих, собственные средства в размере 700 млн. рублей и не позволяют принять много. Да и никакой мощности, даже вместе взятых страховых компаний, не хватит покрыть все имущественные риски. Напомню, что только на первый этап восстановления выделено 5,3 триллиона рублей. Проблема — удастся ли вообще разместить этот риск в России. Тем более за рубежом. Хотя военные действия на территории Чечни официально и не были объявлены, западные страховщики прекрасно понимают всю степень существующего риска.
Создание страховых пулов в этих условиях — единственный приемлемый вариант. Не предложив ничего конкретного по страхованию имущества, закабалив, по сути, страховщиков неприбыльными, скажем так, условиями, Росстрахнадзор вовсю постарался в части контроля над участниками пулов. Они должны представить целые кипы документов, включая соглашение, “устанавливающее цели деятельности страхового пула, организационную структуру страхового пула, права и обязанности участников, максимальный размер обязательств пула по индивидуальному риску, порядок взаиморасчетов со страхователями, а также участников пула между собой по страховым премиям и страховым выплатам, порядок заключения и исполнения договоров страхования, заключенных от имени участников пула, гарантии по безусловному обеспечению страховых выплат, порядок формирования страховых резервов и размещения соответствующих активов; балансы страховщиков — участников пула на последнюю отчетную дату перед вступлением в страховой пул; сведения о финансовых результатах деятельности за последний отчетный период; другие документы, имеющие значение для деятельности страхового пула”. При этом уведомляется, что “рассмотрение документов осуществляется Росстрахнадзором в сроки, установленные действующим законодательством”. Всякая страховая организация знает, что по части сроков законодательство весьма лояльно к Росстрахнадзору.
Вся процедура сбора и представления документов в лучшем случае растянется еще на месяц.
Еще 21 марта на заседании Госкомиссии Росстрахнадзору было отведено несколько дней на то, чтобы представить документы, регламентирующие страхование имущественных интересов предприятий и организаций в Чечне. До сегодняшнего дня ведущие страховые компании к страхованию этому еще не приступали. Зато некоторые из них утверждают, что уже своими глазами видели страховые полисы компаний, о существовании которых даже не подозревали. Вот только защитят ли они интересы страхователей?
Светлана ОМЕЛЬЧЕНКО
Вся пресса за 17 мая 1995 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Обязательное страхование, Регионы, Регулирование, Страхование имущества, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|