Комментариии МВД к принятому закону по введению ОСАГО в России
Собеседник,
2 мая 2002 г.
Без «подстав» и при своих 1032 просмотра
Госдума РФ приняла в третьем чтении закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который касается не только автолюбителей, но и работников автоинспекции. О том, как же теперь будут строиться их отношения и как изменится ситуация на наших дорогах, мы попросили рассказать начальника административной практики и дознания ГУ ГИБДД МВД России Владимира Кузина.
— Долгожданный закон принят...
— Чтобы говорить о его плюсах и минусах, наверное, сначала стоит привести общее число аварий в России. Есть официальная государственная статистика, в которой учитываются дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими, то есть те, во время которых погибли либо получили ранения люди. Таких ДТП в нашей стране происходит порядка 160 тысяч в год. Но есть еще ДТП, связанные только с материальным ущербом. Они не входят в госстатистику и отдельно учитываются по составу административных правонарушений. Официально таких регистрируется около 500 тысяч в год. Но мы прекрасно сознаем, что эта цифра занижена, потому что огромное количество подобных правонарушений не оформляется и не фиксируется из-за нежелания граждан вызывать сотрудников ГИБДД.
— Можно предположить, что эта цифра с вступлением закона в силу возрастет?
— Возможно, что почти в два раза. То есть она может вырасти до 800 тысяч или даже миллиона. Это, естественно, осложнит жизнь страховых компаний.
— А вашу?
— Мы всегда были сторонниками принятия этого закона. Самое главное наше ожидание, что с его принятием совершение ДТП станет экономически невыгодным, водители будут аккуратнее вести себя на дорогах и количество происшествий резко уменьшится. Это самое основное и важное. Хотя с рядом позиций, которые были и пока остаются в законе, мы не вполне согласны.
— Давайте все-таки начнем с плюсов. Что хорошего нас — и ГИБДД, и автолюбителей — ждет?
— На наших дорогах исчезнут так называемые «подставы». Уже не будет смысла их делать: разбираться бандитам предстоит не с водителями, а со страховыми компаниями. А те никогда не захотят выплачивать лишние деньги. Они просто создадут собственные проверочные службы и с помощью компьютерных баз по ДТП будут выявлять этих преступников.
— То есть вычислять их по повтору?
— Конечно. Действуют ведь одни и те же лица.
— А что мешало ГИБДД делать то же самое?
— Проблема в том, что запуганные водители в таких случаях редко обращаются в ГИБДД. Хотя сегодня в наших подразделениях прекрасно знают тех, кто занимается этим «бизнесом». И они знают об этом и уже в одном и том же месте стараются не появляться.
— Как говорится, закон вам в помощь. Какие еще положительные моменты закона?
— Сегодня мы просто завалены жалобами граждан на судебные решения о ДТП. Это вовсе не значит, что они с решением не согласны, просто таким образом стараются отсрочить выплату предъявляемого иска, так как по закону подача жалобы приостанавливает его исполнение. Таких заявлений — около 90 процентов! Когда вступит в силу закон об обязательном автостраховании, с этой проблемой ни мы, ни автолюбители уже не столкнутся. Страховая компания оплатит взыскиваемую сумму, и у гражданина не будет болеть голова, где достать деньги и как оттянуть момент расплаты.
— Это плюсы. А что с минусами?
— Скорее не минусы, а сложности, которые неизбежно возникнут у нашей службы в связи с принятием закона. Во-первых, им определено, что фактический контроль за страхованием автомобилей возлагается на ГИБДД. Осуществляться он будет при регистрации транспортных средств, при прохождении гостехосмотра и непосредственно при надзоре за дорожным движением. Согласно соответствующим изменениям, которые будут внесены в «Закон о безопасности движения», запрещается эксплуатация транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых не застрахована. А это дополнительная нагрузка на нас, и достаточно серьезная. Во-вторых, новым законом предусмотрено создание информационной базы, в которую будут включены все страховые случаи, вся информация о транспортных средствах, их владельцах и правонарушениях. Связано это с тем, что к тому страховому тарифу, который установит правительство, могут применять так называемые повышающие и понижающие коэффициенты — в зависимости от региона, водительского стажа и законопослушности автовладельца. То же — с административными правонарушениями: если гражданин совершил в течение года ДТП или был задержан в состоянии опьянения, то коэффициент будет увеличиваться. Такое право дано страховым компаниям. Пока, к сожалению, у нас даже по ряду регионов такой базы данных нет. Хотя для успешной работы необходима общая сеть, по которой будет идти обмен информацией. То есть нужны техника, деньги, люди.
— И в законе не прописано, откуда это все брать?
— В том-то все и дело. Как будет это разрешено после того, как президент подпишет закон, сказать трудно. Я думаю, что этим вопросом должны озаботиться сами страховые компании.
— Скажите, нужно ли будет при ДТП в каждом случае вызывать работников автоинспекции или будет, как за границей — обменялись полисами и разъехались?
— Принятый Госдумой закон не имеет механизма его реализации. Да, вполне возможно, что нужно будет готовить и принимать какие-то дополнительные акты, в том числе и вносящие изменения в правила дорожного движения. Потому что цель страхования — не только возмещение страхового ущерба, но и ускорение всей процедуры. Видимо, по ряду ДТП, когда граждане согласны с обстоятельствами случившегося, один из них принимает вину на себя и они готовы обменяться информацией о страховых полисах, выезд ГИБДД будет не нужен. Но пока эта ситуация вступает в противоречие с действующими правовыми нормами: правила дорожного движения обязывают водителя при совершении ДТП немедленно сообщать о нем в отделение ГИБДД и не уезжать с места. Кроме того, в законе не прописано, как должны в этой ситуации взаимодействовать водители друг с другом и со страховыми компаниями. Нужно готовить специальный подзаконный акт. Ведь возможны спорные моменты, когда нужно будет определять виновность одного из участников происшествия. Насколько правомочны это делать страховые компании? Сейчас этим могут заниматься только соответствующие правоохранительные службы.
— А как вы прокомментируете административную ответственность за управление без страхового полиса? Чем это грозит водителю?
— Отсутствие страхового полиса у водителя — предупреждение или штраф 0,5 МРОТ, невыполнение обязанности по страхованию — штраф от пяти до восьми МРОТ. К сожалению, внесение изменений в КОАП России сделано, на мой взгляд, недостаточно четко. Законодатели как-то просмотрели эту позицию. Если до введения закона в действие не будут внесены соответствующие исправления, можно ждать негативной реакции населения.
— Но что же делать со всеми несостыковками, неточностями и явно пока невыполнимыми положениями нового закона? Ведь они не останутся на бумаге и вы, и все автовладельцы столкнутся с этим в реальной жизни?
— Думаю, сама жизнь все покажет и исправит. Ведь законодательство — это творческий процесс. Будет наработана практика, и появится возможность что-то поменять.
— Как вы думаете, водители будут активно страховаться?
— Закон их обяжет. Они просто не смогут, не застраховав свой автомобиль, на нем ездить, поскольку не смогут ни зарегистрировать его, ни пройти техосмотр. Поэтому и даны такие сроки до вступления закона в силу — до июля 2004 года, — чтобы даже самый ленивый сделал все вовремя и как надо.
ЛЕВИН А.
Вся пресса за 2 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
|
Газета.Ru, 24 декабря 2024 г.
Раскрыта схема заработка аферистов с ОСАГО в Красноярском крае
|
|
ТАСС, 24 декабря 2024 г.
МВД показало задержание банды, инсценировавшей ДТП на 23 млн рублей
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
Финансовая и страховая деятельность повлияли на темпы роста ВВП в Кыргызстане за 9 месяцев, - ЕЭК
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала одним из лидеров по мошенничеству с ОСАГО
|
|
ТАСС, 24 декабря 2024 г.
В Красноярском крае задержали банду, инсценировавшую ДТП на 23 млн рублей
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Евгений Писаревский назначен финансовым омбудсменом
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|