Коммерсантъ,
21 мая 2002 г.
Лучшая страховка от конкурентов 764 просмотра
«Пока компания может работать без информационных технологий и добиваться целей другими средствами, пусть так и делает», — заявил корреспонденту «Коммерсантъ-iOne» Марии Правдиной заместитель гендиректора и CIO страховой компании РОСНО Глеб Лигачев. Но он не видит альтернатив использованию ИТ на высококонкурентном рынке страховых услуг.
— Когда страховая компания должна всерьез задуматься о развитии своей информационной системы?
— Для этого необходимо выполнение двух условий. Во-первых, у компании должны быть деньги. Во-вторых, должно присутствовать давление со стороны конкурентов, которые бы вынуждали создавать определенные преимущества, снижать стоимость сопровождения клиентов, что практически невозможно без использования ИТ. Мы, например, побеждаем конкурентов не ценами, а сервисом, технологичностью. Но если конкурентов нет, деньги тратить не стоит — развивать ИТ ради самих ИТ особого смысла нет. Думаю, небольшим региональным компаниям не стоит вкладывать деньги в ИТ, поскольку на местных рынках нет денег, которые они могли бы привлечь с помощью таких решений. Если региональная компания не хочет захватывать другие регионы, выходить на высококонкурентные рынки, пусть борется с местными конкурентами другими методами. Только слабая конкуренция — явление временное. Крупные столичные страховые структуры — мы, "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах", ПСК — уже пошли в регионы, и экспансия будет только усиливаться.
— Есть ли у вас долгосрочная ИТ-стратегия?
— Стратегия развития ИТ может существовать при наличии общей бизнес-стратегии компании. Корпоративная стратегия у нас есть, хотя и не столь детальная, как хотелось бы. Она рассчитана до 2006 года, инициаторами принятия этой программы стали наши новые акционеры — немецкая компания Allianz. Мы же обычно дальше, чем на год-два, не загадывали.
В ИТ-стратегии я выделяю несколько основных задач. Первое: нам необходимо модернизировать учетные модули и научиться получать все финансовые отчеты в мировых стандартах. Второе: будем превращать наши учетные системы в системы поддержки бизнеса. Звучит красиво, смысл же вот в чем. Например, агент работает с клиентом: ведет переговоры, звонит ему, оформляет договор, полис. Сейчас вся эта информация часто хранится на бумажках, а данные клиента и все условия договора с ним вбиваются в систему после заключения договора. И бывает, что у клиента на руках полис с одними условиями, а в системе — совсем другая информация. Мы хотим использовать корпоративную информационную систему на всех этапах оформления договоров, страховых случаев, проведения расчетов и выплат. Кстати, по добровольному медицинскому страхованию мы это сделали еще четыре года назад. В следующем году будем разрабатывать большой маркетинговый блок. В России единственная маркетинговая информация для страховщиков — это продающиеся на рынках базы данных по жителям городов и заказные исследования. На западе изучением рынка занимаются целые институты, у нас же этого нет — рынок не дорос. Будем придумывать, как получать и работать с информацией о рынках. Не знаю, будет ли этот блок тем, что называют CRM-решением. Вряд ли, лично я не знаю ни одного CRM-проекта, который бы себя окупил. Будем также развивать блок расчетов с агентами с учетом качества их портфеля, штрафов и вознаграждений. Для "полевых" агентов, которые страхуют дачи, машины, автогражданку, планируем разработать специальные рукописные формы, которые можно легко вводить в систему. Ноутбуки им покупать невыгодно — они никогда не окупятся. Наконец-то приступим к созданию системы Management Information System — аналитической надстройки для топ-менеджеров.
— Если ИТ настолько критичны для рыночной позиции страховой компании, сколько денег вы готовы тратить на компьютеры, программы и их обслуживание?
— Нужно разделить расходы на поддержание и развитие ИТ-систем. У Allianz AG есть оценки уровня затрат на поддержку ИТ в страховом бизнесе: меньше 1% — система умирает, больше 2,5% — будьте добры объяснить, почему так много. У нас поддержка "стоит" 3-4% от дохода, но сравнивать наши показатели и нормы Allianz пока нельзя: мы по-разному считаем расходы, а на мировые стандарты перейдем только в следующем году. Сложнее оценить необходимый уровень инвестиций на развитие ИТ. Например, при выводе на рынок принципиально новых страховых продуктов расходы на ИТ могут составлять от 40% до 70% совокупных инвестиций. Вот мы сейчас готовим новый продукт по страхованию жизни. Продукт очень сложный, со сложными инвестиционными схемами. Нужно уметь оперативно извещать клиента о состоянии портфеля, получать текущую доходность. Кроме того, на премии накладываются ограничения при болезнях. Думаю, не менее 50% инвестиций в новый продукт уйдет на запуск ИТ-системы. Изначально мы старались строить корпоративную информационную систему на вырост, чтобы можно было производить настройки на новые страховые продукты без перепрограммирования — это дешевле и быстрее. Есть еще одна хитрость: мы создаем страховые продукты, максимально совместимые по своим технологическим свойствам. Тогда и инвестиции требуются небольшие.
— РОСНО одной из первых начала практиковать продажу страховых полисов через интернет. Каковы результаты?
— За прошлый год продали 4,5 тыс. полисов. Интернет-доходы составили 0,7% от оборота компании, в абсолютном выражении — больше $500 тыс. По этим показателям мы вошли в пятерку лучших среди всех "дочек" Allianz. Даже западные страховщики редко добиваются таких результатов. В интернете ведь конкурентная близость компаний во много раз выше, чем при традиционном взаимодействии. Чтобы посетить другую страховую компанию, клиенту даже с кресла вставать не надо. Поэтому и ценовая конкуренция более существенна, чем в офлайне: при первичных продажах выигрывает тот, у кого ниже цена или красочнее сайт. Это когда полис продляют, идут уже за известной маркой, за хорошим сервисом.
— Продажа полисов через интернет порождает конкуренцию с агентской сетью. Как вы снимаете это противоречие?
— Это очень болезненная проблема во всем мире. Однозначного решения еще не придумано, каждый страховщик решает ее по-своему. Кто-то выбирает интернет-бизнес в качестве основного и работает вообще без агентов. Мы, во-первых, организационно развели профильные подразделения в рамках компании, а во-вторых, принципиально не продаем один и тот же продукт в интернете и через агентов. Поначалу, когда мы продавали одинаковые продукты через агентов и интернет, а в интернете еще и со скидкой, несколько покупателей даже поскандалили с нами. Теперь делаем для интернета эксклюзивные продукты.
— Информационная система РОСНО — собственная разработка? Или вы используете стандартный программный пакет для страховщиков?
— Стандартных решений для крупных страховых компаний практически нет. Бывают специализированные модули поддержки страхового бизнеса, например, у SAP. Но даже среди тех компаний, которые используют SAP R/3 в качестве финансового блока, только 5% пользуются страховым модулем. В Oracle такого модуля вообще нет. Российские программы ориентированы на средние страховые компании, то есть на массовый рынок. Учет и анализ страховых продуктов, который требуется крупным российским компаниям, в тиражных программах не поддерживается. Поэтому сейчас почти все крупные страховщики сами занимаются разработкой поддерживающих бизнес ИТ-систем. Вот, например, Allianz содержит целую ИТ-компанию, которая создает типовые решения для всех его "дочек". Мы тоже собираемся съездить в Мюнхен, посмотреть, можно ли их наработки использовать у нас.
Разумеется, мы тоже вели собственные разработки, хотя по размерам до крупных западных страховщиков никак не дотягиваем. Еще шесть лет назад выбрали базу данных Oracle и стали разрабатывать свою систему. Сразу же взяли курс на клиент-серверные технологии, хотя по тем временам это была явно избыточная функциональность. Но в перспективе подход оказался верным: сейчас нам не приходится ничего переписывать, система хорошо масштабируется под новые задачи и объемы информации. Внедрили ее во всех филиалах, в маленьких используется упрощенная версия для однопользовательской работы. Думаю, в течение двух-трех лет сможем организовать постоянный доступ к региональным системам в режиме он-лайн.
— Готовы ли российские страховщики к тому, что с 1 июля 2003 года страхование гражданской ответственности для автовладельцев станет обязательным?
— Введение поголовной гражданской ответственности грозит колоссальными расходами для страховых компаний. Тем, кто захочет работать всерьез, а не по принципу "урвал кусок и затаился в ветвях", уже сейчас нужно создавать инфраструктуру, развивать филиальную сеть, обеспечивать связь со всеми точками обслуживания, поскольку претензии нужно будет принимать по всей стране. Потребуются большие затраты на службу сопровождения, службу взимания оплаты с должников. Платежи по автогражданке будут небольшими, а поддержку нужно обеспечивать, как по "большому" полису. Если у компании не будет очень дешевой, конвейерной технологии, она просто вылетит в трубу. Так что первый год будет тяжелым. Наверняка на этот рынок полезет много компаний, не имеющих достаточного запаса прочности и системы поддержки. С обязательным медицинским страхованием в 1993 году именно так и вышло. Но остались в деле только те компании, которые были технологически готовы обслуживать большое число клиентов и работать с медицинскими учреждениями.
О персоне
Родился 26 марта 1971 года в Москве. 1993 — окончил Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Июнь 1993 г. — начал трудовую деятельность в страховой компании РОСНО в должности начальника отдела компьютерного обеспечения. Май 1995 г. — заместитель председателя правления РОСНО. Сентябрь 1997 г. — назначен заместителем генерального директора РОСНО. Руководит департаментом информационных технологий. Курирует в компании направления, связанные с разработкой, внедрением и сопровождением информационно-аналитических и телекоммуникационных систем.
ПРАВДИНА М.
Вся пресса за 21 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Маркетинг, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|