Биржа, Нижний Новгород,
17 апреля 2002 г.
Доктор, заплатите штраф! 375 просмотров
Контроль качества оказываемой медицинской помощи в медицине является, пожалуй, одной из наиболее важных проблем взаимоотношений между страховщиками и врачами, осуществляющими лечение застрахованных.
В настоящее время в Минздраве РФ лежит законопроект "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников", который должен быть доработан и принят Государственной думой в 2004 г.
В связи с введением в России медицинского страхования как добровольного, так и обязательного отношения между пациентами и врачами постепенно начали изменяться в лучшую сторону. Ощущая контроль со стороны страховых компаний, врачи начали прилагать больше усилий с целью повышения качества лечения больных. Вневедомственный контроль качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях должен включать не только инспектирующую функцию по отношению к медикам, но и функцию правовой защиты пациентов. О том, как это происходит в странах с развитыми системами страхования, я бы и хотел рассказать. Контроль качества медицинской помощи на Западе является жестким и универсальным. Профессиональная автономия медиков коренным образом изменилась, и клиническая практика, которая когда-то была святая святых, все больше становится объектом административного и экономического контроля и регулирования. Особое внимание уделяется подготовке врачей, повышению их профессионального уровня. Во всех развитых странах действует лицензионный порядок медицинской практики: чтобы получить право на врачебную деятельность, выпускник медицинского факультета сдает сложные многоступенчатые экзамены. Сам по себе диплом даже после окончания интернатуры и резидентуры (последняя предполагает работу в больнице по узкой специальности в течение трех-пяти лет) не дает право на практику. Это право предоставляет комиссия, составленная из лучших специалистов. Важная роль принадлежит медицинским ассоциациям. В США Американская медицинская ассоциация (АМА) берет на себя всю ответственность за чистоту рядов врачебного корпуса. Она дает право на практику, периодически экзаменует врачей на соответствие занимаемой должности и квалификации. Созданный в рамках АМА Совет по медицинскому образованию инспектирует медицинские школы, присуждая им рейтинг по результатам проверки знаний студентов и выпускников. Для учебных заведений медицинского профиля такая "корпоративная" инспекция важнее любых проверок государственных органов, ведь те из них, которые имеют низкий рейтинг или допускают слишком большой отсев в ходе экзаменов на получение лицензии, теряют авторитет, а значит, и финансовые субсидии. Все виды стационаров, независимо от форм собственности и подчинения, получают лицензии от органов местного самоуправления. Больницы, не обеспечивающие минимальные стандарты, не имеют права на работу и закрываются решением местных властей. Другая форма контроля — аккредитация больниц. Она предусматривает оценку их возможностей лечить пациентов на современном уровне. Больница, получившая аккредитацию, может рассчитывать на контракты со страховыми компаниями. В США аккредитацией занимается особая комиссия, созданная по инициативе АМА и врачебных обществ и ими финансируемая. Раз в три года группа экспертов комиссии проводит инспекцию по аккредитации больниц. Главное внимание уделяется техническому состоянию стационаров, квалификации врачей, анализируется ведение историй болезни. Для выявления случаев ошибочных диагнозов и осложнений изучаются результаты работы патологоанатомической службы, по результатам проверки определяется круг врачей с неубедительными показателями работы. Даются рекомендации попечительскому совету больницы. Центральное звено системы контроля — вневедомственная экспертиза лечебно-диагностической работы, проводимая комиссией из наиболее авторитетных специалистов. Еще в 1972 году Конгресс США принял решение об учреждении организации по обследованию профессиональных стандартов с целью исключения расточительства и ненужных предписаний врачей и снижения стоимости лечения. В США и Канаде на каждого врача заводится электронное досье, где фиксируются все главные показатели его деятельности: число принятых пациентов и повторных визитов с разбивкой по каждому виду услуг, процедур, операций, включая их стоимость. На основе этих данных рассчитывают индекс "услугоемкости" каждого случая, то есть объем услуг (в натуральной и стоимостной норме), приходящийся на одного пациента. Если этот показатель отклоняется от среднего уровня более чем на два стандартных пункта, деятельность врача становится объектом специального исследования. Подбирается информация о каждом дне его работы, проводится опрос пациентов по поводу их оценки результатов лечения. В случае выявления фактов выставления счетов за не оказанные услуги врача лишают лицензии. При обнаружении назначения дорогих процедур без надобности страховая компания удерживает с врача часть ранее выплаченного гонорара. Повышение качества медицинской помощи достигается также развитым механизмом правовой защиты интересов пациентов. Во всех странах судебные органы принимают иски по поводу врачебной халатности и некомпетентности, причем не только преступной, влекущей за собой смерть или инвалидность, но и "рядовой", имеющей следствием ухудшение здоровья больного. Пациенты осознают свое право оспаривать действия и спрашивать с него. Активно функционируют общественные и юридические институты, помогающие пациентам в удовлетворении их исков. Об их эффективности свидетельствует то, что врачи во избежание крупных штрафов и других видов взысканий вынуждены страховаться на случай удовлетворения такого рода рисков. Для этого создан Союз защиты медиков, собирающий с них страховые взносы. Средний английский врач, например, платит в кассу союза около 2% своего годового дохода, американский — до 6%. Так, в 1987 году штраф в размере 680 тыс. фунтов стерлингов был наложен на анестезиолога, по вине которого у пациента нарушилась функция головного мозга. Из этой суммы 60 тыс. составила оговоренная сторонами сумма ущерба, 40 тыс. — потеря будущего заработка, а 435 тыс. — ожидаемые расходы на лечение. Штраф был оплачен пополам врачом и окружным отделом здравоохранения. Специализированные страховые компании защищают права тех врачей, которые являются их клиентами. Ведь диапазон наказаний обширен — от огромных штрафов и тюремного заключения до извинений врача. Вообще судебная защита пациента стала серьезным фактором развития здравоохранения в развитых странах — штрафные санкции заставляют врачей с предельной ответственностью относиться к своему делу, а многие врачи вынуждены отказаться от практики. Интересы пациентов в судебных разбирательствах представляют общественные организации (в Англии — "Акция в защиту жертв медицинской некомпетентности", "Ассоциация пациентов" и др.). Эти организации выпускают юридические справочники, проводят коллективные акции в защиту отдельных категорий больных, распространяют информацию о правах пациентов. Общественные организации могут запросить у больницы или семейного врача всю необходимую информацию при разборке жалоб. Существуют также и организации пациентов. Они обладают большими полномочиями. Диапазон их требований: от изменения графика работы ЛПУ и увольнения невнимательного врача до выдвижения проектов реорганизации местных больниц. Они участвуют в кампаниях по укреплению здоровья, а некоторые из них оказывают правовую помощь больным. Это лишь некоторые аспекты медицинской деятельности в странах с развитыми системами страхования, которые мне и хотелось изложить. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников может проводиться и в добровольной форме теми работодателями частных медицинских центров, которые осуществляют лишь платную медицинскую помощь. Для этого есть страховые компании, имеющие опыт такого вида страхования в крупных столичных городах, где в лечебных учреждениях, имеющих частную форму собственности, все медицинские работники застрахованы, причем на значительную сумму, начиная от $5000 и более на усмотрение руководителя (директора) лечебного учреждения.
ДЕДНЕВ В.
Вся пресса за 17 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 мая 2025 г.

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Правительство раскритиковало идею сокращения доходов страховых медорганизаций

|
|
СенатИнформ, 7 мая 2025 г.
Сенатор Владимиров предложил ввести налоговые вычеты при страховании самозанятых

|
|
Интерфакс, 7 мая 2025 г.
ЕС может ввести санкции против «Сургутнефтегаза» и страховой компании «ВСК»

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Bloomberg: ЕС включит в 17-й пакет санкций против РФ «Сургутнефтегаз» и ВСК

|
|
cbr.ru, 7 мая 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка

|
|
Медвестник, 7 мая 2025 г.
Регуляторы разъяснили условия назначения штрафов для поликлиник по итогам контроля

|
|
ИркутскМедиа, 7 мая 2025 г.
В Иркутске суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-главы страховой компании

|
|
Уральский меридиан, Екатеринбург, 7 мая 2025 г.
Страховая компания на Урале проиграла суд ипотечнице с онкозаболеванием

|
|
Аргументы и факты в Беларуси, 7 мая 2025 г.
На добровольное страхование авто в Беларуси приходится 19% взносов

|
|
ТАСС, 7 мая 2025 г.
Суд взыскал 1,5 млрд рублей с экс-руководителя страховой компании из Приангарья

|
|
Ведомости, 7 мая 2025 г.
Система ОМС теряет 179 млрд рублей при выполнении врачами немедицинских задач

|
|
Sputnik Молдова, 7 мая 2025 г.
Медстрах Молдовы сообщает о росте доходов в январе-апреле на 24%

|
|
Коммерсантъ, 7 мая 2025 г.
Банк устраняет посредника

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 7 мая 2025 г.
Минздрав обновит типовой договор на оплату медпомощи по ОМС

|
6 мая 2025 г.

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
Как производятся выплаты по договору союзного страхования при ДТП, рассказали в Белгосстрахе

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 6 мая 2025 г.
На добровольное страхование автотранспорта в Беларуси приходится 19% страховых взносов

|
|
Медвестник, 6 мая 2025 г.
Минздрав анонсировал новые правила взаиморасчетов для медорганизаций и страховщиков

|
Остальные материалы за 6 мая 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|