Омскiй адвокат,
31 мая 2002 г.
Особенности защиты прав потребителей страховых услуг 3634 просмотра
Динамичное развитие страхового рынка не должно вводить в заблуждение страховые компании. Уровень доверия к ним большой части населения остается крайне низким. Чтобы эту ситуацию изменить в свою пользу страховщикам следует повернуться лицом к страхователю, переосмыслить место и роль потребителя на этом рынке.
В сегодняшней России страхование является одной из самых динамично развивающихся отраслей. Сбор страховой премии по сравнению с 2000 годом вырос по стране на 61% (по Омской области на 42%). Увеличивается количество страховых компаний (в нашей области их более 30), появляются новые страховые продукты, улучшается и качество обслуживания клиентов. Но не всегда общение со страховщиками приносит жителям области положительные эмоции (мы говорим только о гражданах, заключившим договор страхования для личных бытовых нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью). Во многом это объясняется тем, что страхователи и застрахованные являются самой незащищенной категорией потребителей. Подтверждений тому несколько: а) Отсутствие в нашей области специализированных государственных структур, защищающих интересы страхователей. На страже интересов, например, покупателя стоят Госторгинспекция, Центр стандартизации и метрологии, СЭС и даже правоохранительные органы. Пассажир за защитой своих прав может обратиться в Транспортную инспекцию, в Департамент транспорта и т.д. Государственного органа, контролирующего процесс страхования в Омской области, нет. Ближайшая региональная инспекция Департамента страхового надзора (государственная структура, осуществляющая контроль за деятельностью страховщиков) находится в Новосибирске, имеет небольшой штат сотрудников, а контролирует работу почти 200 компаний в шести областях сибирского региона. Никакой практической помощи пострадавший от незаконных действий страховщиков в инспекции не получит. В лучшем случае ему посоветуют обратиться в суд. б) Неопределенность статуса страхователя. В Законе "О защите прав потребителей" нет понятия "страхователь", "потребитель страховых услуг". И хотя Министерство по антимонопольной политике, которому ст. 40 дано право давать официальные разъяснения по вопросам применения законов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, считает, что страхователь является потребителем в части общих правил (освобождение от уплаты госпошлины, альтернативная подсудность, возмещение морального вреда), правоприменительная практика, сложившаяся в нашей области, неоднозначна. Некоторые судьи, полагая, что Закон РФ "О защите прав потребителей" не распространяется на страховые отношения, отказываются принимать неоплаченные госпошлиной исковые заявления к страховым компаниям, не дают возможности обратиться с иском в суд по месту своего жительства, не взыскивают моральный вред и т.д. В этих условиях возможность страхователя в судебном порядке защищать свои права значительно усложняется. А если учесть, что некоторые иногородние страховые компании продают свои полисы, не открывая в Омске свои филиалы, то всем понятно, что в случае неисполнения компанией своих обязательств с иском придется обращаться в суды Москвы, Петербурга или других городов, что делает невысокими шансы на благополучное разрешение спора. в) Плохое знание населением законодательства и специфики страхового бизнеса. Западные специалисты, говоря о своих страхователях, считают, что "... поскольку техника страхования и страховые законы являются чрезвычайно сложными, человек с улицы не в состоянии на паритетной основе обсуждать условия его страхования по договору" (Л.Ван ден Берг "Страхование в условиях рыночной экономики", М., 1993, стр. 41). И если даже для жителя Западной Европы, обладающего высокой страховой культурой, заключение страхового договора является далеко не простым делом, то у нашего страхователя, практически не имеющего опыта подобных сделок, шансы самостоятельно заключить равноправный договор близки к нулю. Тогда как покупатели, пассажиры, потребители бытовых услуг строят свои отношения на основании правил, разработанных государством (Правила торговли. Правила бытового обслуживания, Правила перевозок и т.д.), то страхователи вынуждены руководствоваться правилами, созданными работниками страховой компании. И наивно полагать, что опытные юристы и специалисты страхового дела выпустят правила, которые хоть в какой-то степени ущемляли бы их права. Скорее наоборот. Выражаясь спортивным языком, потребитель страховых услуг всегда обречен играть на чужом поле. Не случайно, что сейчас идет обсуждение возможности введения типовых Правил страхования, разработанных и утвержденных Департаментом страхового надзора. Но пока этого не произошло, страхователь нуждается в особой защите.
Продолжение следует). ПУШКАРЬ И.
Вся пресса за 31 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Маркетинг
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
4 февраля 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Перестраховочная емкость высока, несмотря на рост числа страховых случаев и неблагоприятные тенденции в отношении НС
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 4 февраля 2025 г.
Этих марок машин стоит избегать: они чаще всего попадают в ДТП
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 4 февраля 2025 г.
Автогражданка смотрит в будущее
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховые кооперативы и общества взаимного страхования в Бразилии получили легализацию
|
|
Tazabek, Бишкек, 4 февраля 2025 г.
Депутат предложил внедрить онлайн-страхование жилья
|
|
Комсомольская правда-Кубань, 4 февраля 2025 г.
53% автовладельцев посчитали существенными расходы на ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Отношение потребителей к использованию ИИ в страховании неоднозначно
|
|
Tazabek, Бишкек, 4 февраля 2025 г.
Депутат жалуется на высокую стоимость страхования жилья
|
|
Tazabek, Бишкек, 4 февраля 2025 г.
Страхование жилья в Кыргызстане не должно быть обязательным, - депутат
|
|
Курган и курганцы, 4 февраля 2025 г.
«Росгосстрах» заключает договоры страхования ответственности с управляющими компаниями и ТСЖ
|
|
5 колесо, 4 февраля 2025 г.
Немецкие водители пожаловались на рост стоимости обязательной автостраховки
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 4 февраля 2025 г.
Путин разрешил оформлять ДТП через мобильные приложения страховщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 4 февраля 2025 г.
Страховщики и такафул-компании Малайзии будут совместно решать проблему полной гибели транспортных средств
|
|
Тренд, Баку, 4 февраля 2025 г.
В ЦБА обсудили стратегические приоритеты страховщиков на 2025 год
|
|
cbr.ru, 4 февраля 2025 г.
Немногие финансовые организации полноценно учитывают климатические риски: опрос Банка России
|
|
Мир новостей, 4 февраля 2025 г.
Виновников ДТП без ОСАГО обяжут возмещать ущерб страховым компаниям
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 4 февраля 2025 г.
В Пензе будут судить мужчину за мошенничество в сфере страхования
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|