Коммерсантъ,
27 июня 2002 г.
Владимир Самсонов, генеральный директор турфирмы "Экспресс-лайн": "Российскому туррынку нужны правила, общие для всех его участников"
1125 просмотров
*** — В какой форме должны быть введены финансовые гарантии?
— На мой взгляд, наиболее надежный вариант — совмещение банковской и страховой гарантий. Банк, с которым работает туроператор, прекрасно знает, что представляет собой та или иная компания и сколько она реально стоит. Страховой компании доподлинно известно, сколько туристов отправляет тот или иной туроператор, потому что он покупает у нее страховки для каждого своего туриста, выезжающего за границу. Появление сразу двух финансовых институтов, которые будут следить за туроператорским бизнесом, практически исключит возможность мошенничества. Вместе страховщик и банк будут способны предельно точно оценить риски туроператора и дать ему гарантии... Или не дать. Согласитесь, что с сомнительными фирмами банк и страховая компания вряд ли захотят связываться. А вот стабильно и хорошо работающей туроператорской компании получить их гарантии большого труда не составит.
— А гарантийный депозит, по-вашему, не подойдет?
— Понимаете, я готов внести депозит, но мне жалко выводить деньги из оборота. Пусть лучше крутятся, прибыль приносят. У турфирм ведь не так много денег. К тому же банковский депозит аферистам все равно не помешает: вполне можно вложить в аферу, допустим, $100 тыс., чтобы заработать полмиллиона.
— На какую сумму банки и страховщики должны выдавать гарантии туроператорам?
— Размер должен быть дифференцирован в зависимости от оборотов каждой конкретной компании. Его нужно определять, исходя из количества туристов, которых отправляет туроператор. При этом механизм "запуска в дело" гарантийных денег должен быть четко расписан: средства будут расходоваться только в форсмажорных обстоятельствах.
— Во сколько же, по-вашему, обойдутся туркомпании гарантии в пересчете на одного туриста?
— $1 тыс. будет более чем достаточно. Этих денег хватит, чтобы покрыть все издержки, какие могут возникнуть. Причем размер гарантии не должен зависеть от того, работает ли турфирма в Москве, Тюмени, Красноярске или Воркуте. Общий же размер финансовых обязательств будет рассчитываться, исходя из недельных объемов отправки туристов. К примеру, если еженедельно фирма отправляет в Испанию один самолет Ту-154 с 150 туристами, то ей необходимо получить гарантии на $150 тыс.
— Фактически вы предлагаете передать функции контроля за надежностью туроператоров от государственных органов управления туризмом банкам и страховым компаниям?
— С финансовой точки зрения — да. У департамента туризма есть свои, вполне определенные функции, пусть он их и выполняет, занимаясь выдачей лицензий турфирмам.
— Финансовые гарантии, по вашему мнению, должны быть одинаковыми как для туроператоров, которые отправляют россиян за границу, так и для фирм, занимающихся внутренним туризмом и приемом иностранцев?
— Туроператоры, занимающиеся приемом иностранцев в России, по-моему, находятся в одной весовой категории с компаниями, отправляющими россиян за рубеж. Поэтому их финансовые обязательства должны быть такими же. А вот для операторов по внутреннему туризму, несомненно, необходимы менее жесткие финансовые обязательства. Скажем, 30% от суммы, которую будут требовать с операторов по выездному туризму. Понятно, что, находясь на территории России, турист в состоянии обратиться к родственникам или знакомым за помощью.
Интервью взял Тимур Бордюг.
Максим Родионовский, президент турфирмы "Бриз Л": "Нас хотят псевдоправовыми методами вытеснить с рынка". *** — По-вашему, туристическим властям лучше было бы оставить все как есть?
— Финансовые гарантии могут быть введены, но их нельзя распространять на всех игроков рынка. Они должны действовать лишь в отношении только компаний, которые занимаются рискованными операциями. Например, организуют чартерные рейсы. Поднять один чартер на массовых направлениях стоит $30-60 тыс. Вот пусть туркомпания, у которой за лето поднимается 20 самолетов, найдет средства в размере стоимости трех рейсов и положит их на специальный счет. Или пусть банк даст ей гарантию на эту сумму. Тогда в случае форсмажорных обстоятельств, которые у заказчиков чартеров случаются постоянно, люди, возможно, не будут сидеть в аэропорту. Хотя я сильно сомневаюсь, что банки и страховщики согласятся давать какие-либо гарантии туристическим фирмам.
— Почему вы так в этом уверены?
— По-моему, это очевидно: вероятность того, что кто-нибудь даст гарантию под оборот такого сомнительного предприятия, как российская турфирма, весьма мала. Банки и страховые компании — организации консервативные. В них работают люди, которые, как никто другой, заботятся о благополучии и безопасности своей организации. Они прекрасно понимают, что, предоставляя турфирме гарантии на $150 тыс., они вступают в финансовые отношения с предприятием, у которого нет внушающих доверия активов. Так что, скорее всего, они потребуют от туркомпании денежного залога или залога недвижимости, предоставить которые она вряд ли сможет. Единственные, кто, может быть, и получит гарантии под оборот — это все те же крупные туроператоры, у которых он составляет несколько десятков миллионов долларов. Поэтому, учитывая все эти сложности, департамент туризма, видимо, выберет самый простой путь. В Госдуму внесут законопроект, вводящий финансовые гарантии в форме банковского депозита. Чем это обернется для отечественного турбизнеса и российских туристов, я надеюсь, вы уже поняли.
Интервью взял Тимур БОРДЮГ.
Георгий Мохов, генеральный директор юридического агентства Persona Grata: "На деле защитить права потребителя будет весьма сложно".
— Какой из вариантов финансовых гарантий — банковский депозит, банковские гарантии или страхование ответственности туроператоров — оптимален с юридической точки зрения?
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо четко определить, какую цель преследует введение финансовых гарантий. Я бы разделил гарантии на две категории: направленные на защиту прав потребителя и служащие критерием отбора надежных фирм. Банковские гарантии относятся ко второму типу — именно с их помощью можно попытаться упорядочить ситуацию на российском туррынке. "Потребительские" гарантии призваны обеспечить незамедлительное разрешение конфликтов между турфирмой, ее партнерами и клиентами. Главный критерий здесь — оперативность получения денег. Идеален в этом отношении банковский депозит: он жестко фиксирует сумму, которая в случае необходимости без промедления пойдет на погашение неисполненных обязательств. Однако для турфирм депозит — наименее приемлемый вариант. Он обяжет компании замораживать средства, необходимые для оборотных операций, что может привести к росту стоимости турпутевок. Аналогичная ситуация со страхованием ответственности туроператора — для потребителя оно удобно, но также увеличивает стоимость путевки. На мой взгляд, все перечисленные виды финансовых гарантий должны применяться комплексно, в зависимости от объемов деятельности туроператора и направления, с которым он работает.
— И кто же будет их применять?
— Определить, какие именно гарантии должна получить та или иная компания, должна специальная комиссия. За рубежом такая практика существует. Применима она, на мой взгляд, и у нас. К примеру, для фирмы, еженедельно отправляющей в туры по Золотому кольцу десять человек, может оказаться достаточно какого-либо одного вида гарантии, например страхования. К тем компаниям, которые отправляют за рубеж тысячи туристов, заказывая множество чартеров, требования будут более строгие.
— Вы верите в то, что вводимые гарантии действительно помогут потребителям защитить свои права?
— Скорее да, чем нет. Чистка рынка обязательно произойдет, и, как следствие, возрастет вероятность обращения клиента в надежную фирму. Но на деле защитить права потребителя будет весьма сложно. В туризме важно, чтобы права защищались оперативно. Между тем механизм финансовых гарантий довольно сложен: если возникнут конфликтные ситуации, однозначно сказать, кто виноват, сможет только суд. А в суде, как вы понимаете, оперативно решить вопрос вряд ли возможно.
— Существуют ли правовые препятствия для введения финансовых гарантий?
— Финансовые гарантии будут вводиться с помощью поправок в действующее законодательство, а это всегда очень непростой процесс, вызывающий массу вопросов. Изменения могут быть замечательными с точки зрения турбизнеса, но противоречащими действующей нормативно-правовой базе. Самая большая сложность — привести "туристические" новации в соответствие с банковским, финансовым, страховым законодательством, затем пройти строгую и сложную экспертизу, согласовывая их с Минфином.
— Размер финансовых гарантий до сих пор не определен. Обсуждаются самые разные суммы — от $50 до $200 тыс. Какая их них, на ваш взгляд, наиболее приемлема?
— Самым разумным вариантом мне представляется расчет объема гарантий на основе количества туристов, отправленных компанией за год. Кроме того, нужно еще провести и общую оценку деятельности компании: насколько часто ей приходится погашать обязательства, какой процент обязательств не исполнен, какие суммы были выплачены туристам. Не лишним будет и проконсультироваться с муниципальными судами о количестве удовлетворенных исков, сопоставив эти данные с общим числом туристов, отправленных компанией. Только после этого можно будет назвать конкретные суммы, которые будут приемлемы в качестве обеспечения финансовых гарантий для каждой конкретной турфирмы. И в любом случае сумма должна быть подъемной для компании.
— Как вы считаете, банки согласятся предоставить турфирмам финансовые гарантии?
— Для банков и страховых компаний предоставление гарантий — вопрос выгоды. Туркомпания сможет заинтересовать их своим легальным оборотом. Если он у нее, конечно, есть — ни те ни другие не будут работать с фирмами, скрывающими масштабы своего бизнеса. Также надо понимать, что появление на рынке системы финансовых гарантий повлечет за собой переход на "белую кассу". Конечно, у многих фирм появятся сложности. Но это неизбежно, если мы хотим упорядочить рынок.
— По последним данным турдепартамента, операторами являются около 40% участников рынка, что составляет около 4 тыс. компаний. Насколько их станет меньше после введения финансовых гарантий?
— Если гарантии все-таки будут комплексными и дифференцированными в зависимости от объема и вида деятельности фирмы, я думаю, каждая компания найдет возможность их обеспечить. Однако туроператоров все же станет меньше. По моим наблюдениям, около 20% компаний, получивших лицензии сроком на пять лет, оформили этот документ, что называется, на всякий случай.
Интервью взяла Лиза ЧАЙКИНА. (с сокращениями)
Вся пресса за 27 июня 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
21 февраля 2025 г.

|
|
Sputnik Армения, 21 февраля 2025 г.
Страховые компании Армении зафиксировали за день более тысячи ДТП

|
|
Интерфакс, 21 февраля 2025 г.
Минюст США расследует практики работы UnitedHealth с программой Medicare

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили возмещение на сумму 50 млн рублей после гибели посевов

|
|
РБК, газета, 21 февраля 2025 г.
Между лечением и наказанием

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
Мнение общественности учтут в проекте приказа о критериях качества медпомощи в РФ

|
|
Новости Армении-NEWS.am, 21 февраля 2025 г.
Оппозиционный депутат предлагает пересмотреть штрафные санкции в Армении за езду без полиса ОСАГО

|
|
Дума ТВ, 21 февраля 2025 г.
Тумусов призвал исключить частные страховые медицинские компании из системы медстрахования

|
|
СенатИнформ, 21 февраля 2025 г.
Военные смогут лечиться в гражданских медучреждениях по полису ОМС

|
|
Агроэксперт, 21 февраля 2025 г.
Аграриев Курганской области призвали усилить страхование посевов

|
|
ВЕДОМОСТИ Урал, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Вечерние ведомости, Екатеринбург, 21 февраля 2025 г.
Автомобилистам начнут рассылать уведомления об истечении полиса ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 21 февраля 2025 г.
Новосибирские аграрии получили больше 50 млн рублей за гибель посевов

|
|
РИА Томск, 21 февраля 2025 г.
Показатель удовлетворенности томичей медициной в 2024г достиг 43,6%

|
|
ТАСС, 21 февраля 2025 г.
На Запорожскую область приходится 20% всех полисов ОСАГО в Донбассе и Новороссии

|
|
Лента.Ру, 21 февраля 2025 г.
Пациенты попросили Минздрав изменить критерии оценки качества медпомощи

|
|
За рулем, 21 февраля 2025 г.
ОСАГО и каско: почему такая разница в цене

|
|
Медвестник, 21 февраля 2025 г.
Страховщики предупредили о падении качества медпомощи при сокращении бюджетов от штрафов

|
 Остальные материалы за 21 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|