Санкт-Петербургские ведомости,
29 марта 2010 г.
Зеленая карта оказалась золотой
1147 просмотров
В Госдуму РФ в настоящее время внесен законопроект, согласно которому российские таможенники должны будут в обязательном порядке проверять наличие международного страхового полиса автогражданской ответственности у въезжающих в нашу страну иностранцев. А также у россиян, направляющихся на машине в ЕС и другие страны, состоящие в международном клубе «Зеленая карта».
Ранее такой полис проверяли только иностранные полицейские и очень редко – таможенники с той стороны границы. Таким образом, выехать из РФ без «евро-ОСАГО» будет невозможно, и наши страховые компании неплохо пополнят свой бюджет.
Из благих побуждений
Россия вступила в международный клуб «Зеленая карта» 1 января 2009 года вслед за странами Евросоюза, а также Украиной, Республикой Беларусь, Молдавией, Израилем, Марокко, Тунисом и Ираном. Когда к этому славному событию только готовились, российские автостраховщики в один голос утверждали, что они вообще не рассматривают «Зеленую карту» как серьезную статью дохода.
Рентабельность продукта оценивалась тогда от 5 до 15%, а годовые сборы планировались на уровне 14 млн евро. «Входной билет» для страховщика при этом составлял ни много ни мало 1,7 млн евро. На вопрос, зачем же заниматься этим не самым прибыльным видом деятельности, представители компаний отвечали, что хотели бы набраться опыта в европейской системе урегулирования убытков. Что до тарифов, то они уверяли: цены в первый год останутся на прежнем уровне, а потом будут рассчитываться исходя из статистики ДТП.
Увы, как только отечественные страховщики получили возможность продавать россиянам полисы, «зеленые карты» тут же выросли в цене, причем более чем вдвое. Ранее тарифы устанавливали иностранные компании, а на территории РФ работали их представители и посредники. Стоимость полиса сроком на 15 дней редко превышала 500 – 600 рублей. С начала 2009 года тариф вырос до 1288 рублей, в марте 2009-го – до 1677 рублей. Тариф «привязали» к курсу евро, и Российский союз автостраховщиков (РСА) получил право корректировать цены раз в квартал. В июле 2009 года стоимость полиса снизили на 7%, а в октябре – подняли на 8%. С января 2010 года «зеленая карта» для поездок по Европе сроком на 15 дней обходится в 1550 рублей.
Вперед, к евростандартам!
Понятных объяснений, почему полис у иностранцев стоил втрое дешевле, чем у российских страховщиков, автомобилисты так и не получили. А право пользоваться услугами иностранных компаний у них отняли: напрямую зарубежные компании в России работать не могут, а их представительства сразу же попадают под влияние РСА.
Некоторые эксперты предполагают, что таким образом государство поддерживает отечественные страховые компании, у которых в кризис упали доходы из-за снижения продаж новых автомобилей. Есть также мнение, что отечественные страховщики попросту приблизили стоимость полиса к так называемым евростандартам.
Давайте сравним: житель финского города Котка на свой «Фольксваген Гольф» 2003 года покупает годовой полис «евро-ОСАГО» за 560 евро. При этом для поездок в РФ и другие страны – члены клуба «Зеленая карта» ему не требуется никаких дополнительных затрат. Нужно лишь прийти в свою страховую компанию и взять международный полис. Петербургский обладатель машины того же класса отдает около 3500 рублей в год за ОСАГО и еще в 14 050 рублей обойдется годовая «зеленая карта», действующая во всех странах клуба. В сумме получается примерно 440 евро – лишь ненамного дешевле европейских расценок.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что никакого ценового сговора между страховщиками нет. Глава ведомства Игорь Артемьев говорит: «Установление единых тарифов по «зеленой карте» обусловлено законодательством Российской Федерации». Почему антимонопольщики не обращают внимания на сомнительную обоснованность ценообразования услуг компаний – членов РСА, остается тайной.
Двойной куш
Недавно стали известны финансовые результаты работы российской программы «Зеленая карта» за 2009 год. Согласно официальной информации РСА, 12 отечественных страховых компаний за 12 месяцев продали около 1 млн полисов «евро-ОСАГО». К сожалению, пресс-служба не отвечает на запросы журналистов относительно конкретного объема страховых премий, но подсчитать примерную выручку страховщиков можно. При средней стоимости карты 40 евро выходит, что годовой объем премий составил около 40 млн, то есть в 2,8 раза больше, чем планировалось в 2008 году.
При этом весьма любопытной выглядит статистика ДТП с участием российских водителей за границей, на основании которой и должны устанавливаться тарифы. Так вот, по данным того же РСА, с участием наших соотечественников на чужбине произошло 1750 аварий, в 1060 из которых виновными признали россиян. В результате страховым компаниям было предъявлено 397 требований на сумму 750 тыс. евро, и все они были удовлетворены. Остальные случаи пока находятся в стадии урегулирования.
Выходит, что доходы страховщиков по «Зеленой карте», даже с учетом высокой стоимости входа в систему, получаются немалыми. Неудивительно, что пресс-службы страховых компаний на эту тему разговаривать с журналистами отказываются наотрез. Но мне все же удалось взять комментарий у зам. генерального директора страховой компании «XXI век» Алексея Федорова.
Так вот мой собеседник признал, что сейчас у страховщиков есть «номинальная сверхприбыль» и они изучают структуру своих расходов на компенсацию страховых случаев. Все деньги, полученные в виде премий (те самые 40 млн евро), сейчас разделены на две части.
Половина средств сосредоточена в собственных резервных фондах компаний. Алексей Федоров считает, что скоро предстоит новая волна выплат клиентам: «Как вы сами видите, урегулировано немногим более трети всех случаев. Существует определенный временной лаг между датой события и датой урегулирования убытка. Он может достигать трех – пяти лет, хотя в среднем – около восьми месяцев. Вред, причиненный здоровью, иногда приходится выплачивать десятилетиями. При этом в ряде стран Евросоюза нет ограничения по сумме, подлежащей оплате пострадавшему».
Вторая половина премий отправилась в резервный фонд РСА. Страховщики уверены, что скоро союз ожидает волна претензий от европейцев, пострадавших от незастрахованных по «Зеленой карте» россиян. Подобных нарушителей может оказаться довольно много. В 2009 году, напомню, было продано около миллиона полисов «евро-ОСАГО». А автомобилей из России за рубеж выезжало гораздо больше. Точных данных за прошлый год еще нет, для сравнения: в 2008 году из РФ выехало около 3 млн автомобилей, а в 2009 году серьезных изменений в количестве поездок не произошло.
С этими выводами согласен и член Комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Константин Шипунов. По его словам, только через полгода будет понятно, насколько тарифы по «зеленой карте» обоснованны и увязаны с реальной статистикой ДТП. Поэтому есть ли шанс, что стоимость полиса «евро-ОСАГО» снизится, сказать трудно. Впрочем, лично я не припоминаю, чтобы тарифы на что-либо снижались. И страховщики наверняка постараются не нарушать «сложившуюся традицию».
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
Вся пресса за 29 марта 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
Финансовая и страховая деятельность повлияли на темпы роста ВВП в Кыргызстане за 9 месяцев, - ЕЭК
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала одним из лидеров по мошенничеству с ОСАГО
|
|
ТАСС, 24 декабря 2024 г.
В Красноярском крае задержали банду, инсценировавшую ДТП на 23 млн рублей
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Евгений Писаревский назначен финансовым омбудсменом
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
cbr.ru, 24 декабря 2024 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
|
|
Коммерсантъ, 24 декабря 2024 г.
Краткость — сестра страховки
|
|
Коммерсантъ-FM, 24 декабря 2024 г.
«Быть первопроходцами — это всегда вызов»
|
|
Москва FM, 24 декабря 2024 г.
ОСАГО стало формально выгоднее
|
|
ПРАЙМ, 24 декабря 2024 г.
Страхование грузов стало самым популярным видом страхования у поставщиков
|
|
Business FM Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
Новосибирцы чаще других россиян мошенничают с ОСАГО
|
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|