Аудит и налогообложение,
22 мая 2000 г.
Роль банков в инвестиционной деятельности страховых организаций 975 просмотров
Для страховых организаций проблема взаимодействия с банками стоит более остро, чем с другими предприятиями, учреждениями и организациями. В проведении страховой деятельности банки играют огромную роль — по получению страховых взносов, проведению страхового обеспечения и возмещению, при наступлении страховых событий, расчетов со сторонними организациями, размещению собственных средств, а также страховых резервов. В данной статье рассматривается роль банков в инвестиционной деятельности страховых организаций.
Объем страховых резервов отражает обязательства перед страхователями, а собственные средства служат дополнительным обеспечением финансовой устойчивости страховых организаций и обязательств перед страхователем в случае недостатка страховых резервов. Согласно статистике западных страховых организаций сама страховая деятельность является убыточной, объем страховых выплат значительно превышает объем поступлений страховых премий. По своей сущности страховые организации являются финансовыми учреждениями. "Продукт", производимый ими, — это денежные средства, которые получает страхователь в возмещение своих убытков. Как любое финансовое учреждение, страховая организация всегда обладает определенным размером временно свободных денежных средств, которые могут быть выгодно размещены на финансовом рынке. Именно доходы от инвестирования временно свободных денежных средств страховых резервов и являются источником покрытия убытков от собственно страховой деятельности и обеспечивают в конечном итоге общую прибыль страховых организаций. Таким образом, инвестиционная деятельность страховых организаций является наряду с осуществлением страховых операций важнейшей сферой деятельности страховщиков. Учитывая тот факт, что деятельность на финансовом рынке является достаточно рискованной, что подтверждается в неблагоприятные периоды потерями инвестированных в тот или иной объект денежных средств, а страховщики обязаны исполнять обязательства перед страхователем по заключенным договорам страхования, к деятельности страховых организаций по инвестированию средств страховых резервов применяются достаточно жесткие требования. С 20 апреля 1999 г. вступили в силу Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Минфина России от 22.02.99 г. № 16н, зарегистрированные в Минюсте России 02.04.99 г. за № 1744. Согласно настоящим Правилам под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Правила устанавливают определенные требования к таким активам. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В покрытие страховых резервов принимаются: • государственные ценные бумаги Российской Федерации; • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, • муниципальные ценные бумаги; • векселя банков, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом; • акции, • облигации, кроме относящихся к пунктам 1-3; • жилищные сертификаты, кроме относящихся к пунктам 1 — 3; • инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; • банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами. Депозитные сертификаты банка, условия выпуска и обращения которых утверждены выпускающим банком и зарегистрированы в Центральном банке РФ; • сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке РФ, инвестиционная декларация которых ограничивается активами, указанными в данных Правилах; • доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, в учредительных документах которых не предусмотрено никаких правовых оснований, препятствующих изъятию средств в разумно короткие сроки; • недвижимое имущество; • доля перестраховщиков в страховых резервах, • депо премий по рискам, принятым в перестрахование; • дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников. Дебиторская задолженность страхователей принимается в покрытие страховых резервов только после утверждения Министерством финансов РФ порядка учета страховых взносов методом начисления; • денежная наличность; • денежные средства на счетах в банках, • иностранная валюта на счетах в банках; • Слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации; Структурные соотношения активов и страховых резервов страховщиков, связанных с банковской деятельностью, приведены в таблице.
Рассмотрим вопрос по уплате налогов страховыми организациями. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня. Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения, государственные органы. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. Уплата налогов страховыми организациями осуществляется преимущественно путем сдачи соответствующим банкам платежных поручений на перечисление налогов в бюджет Согласно Закону РФ "0б основах налоговой системы в Российской Федерации" страховщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается (части шестая и седьмая ст. 15). Следовательно, налоговое законодательство устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с налогоплательщиками — юридическими лицами. Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками указанных публично-правовых функций. Так, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в редакции от 03.02 96 г.), у банков может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Положением п.3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом сложившейся правоприменительной практикой предусматривалось прекращение обязанности налогоплательщика — юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления соответствующих сумм в бюджет и тем самым допускалась возможность повторного взыскания с налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов. Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 г № 24-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Статья 11 вышеназванного Закона утратила силу с 1 января 1999 г. а связи с принятием Федерального закона от 31.07 98 г. № 147-ФЗ. Относительно исполнения обязанности по уплате налога или сбора следует руководствоваться ст. 45 Налогового кодекса РФ. В данной статье отмечено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете, а при уплате налогов наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также, если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточно денежных средств на расчетном счете для удовлетворения всех требований.
Пример. На расчетном счете страховой организации имеется 10 050 руб. Страховая организация представила в банк два платежных поручения: одно на страховую выплату по договору страхования на сумму 10 000 руб. и на уплату налогов в бюджеты, второе — на сумму 300 руб. Поскольку денежных средств на расчетном счете страховой организации недостаточно, то обязанность по уплате налогов не исполнена.
Марина РОМАНОВА, советник II ранга МНС России Структурные соотношения активов и резервов
№ п/п
|
Активы, представленные в покрытие
|
Не более страховых резервов
|
1
|
Стоимость банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и векселей банков.
|
40% от суммарной величины страховых резервов.
|
2
|
Суммарная стоимость инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и сертификатов долевого участия в общих фондах банковского управления
|
5% от суммарной величины страховых резервов
|
3
|
Суммарная стоимость ценных бумаг прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах (депозитах), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка
|
15% от суммарной величины страховых резервов
|
Вся пресса за 22 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Инструменты, Учет и отчетность, Сотрудничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
23 ноября 2024 г.
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 22 ноября 2024 г.
Тюменских таксистов начали наказывать за работу без разрешительных документов
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|