Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке
Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств. Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме. Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.
Страховая защита урожая сельскохозяйственных культур
2205 просмотров
Сельскохозяйственное производство, в связи с негативным влиянием на него неуправляемых природных факторов, в большинстве развитых стран мира дотируется государством. Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется и через страхование. Важное значение имеет страхование урожая в фермерском сельскохозяйственном производстве. Достаточно эффективная государственная помощь в страховании урожая оказывается фермерам США через федеральную программу страхования урожая. Это государственная программа рассматривается и одобряется Национальным фермерским союзом США, и участвующие в ней фермеры пользуются известными преимуществами и льготами. На страхование урожая расходуется 60% бюджетных средств и только 40% средств самих фермеров. Сельским товаропроизводителям покрывается 65% и более суммы ущерба от катастроф (суммы страховки). Возмещение ущерба осуществляется частными страховыми компаниями, которые перестрахованы Федеральной корпорацией страхования урожая Департамента сельского хозяйства. В Испании ежегодно составляется государственный план сельскохозяйственного страхования, содержащий, в частности, список культур, принимаемых для страхования, которых насчитывается 45 видов и число их с каждым годом увеличивается. Планом устанавливаются риски, от которых страхуется каждая из культур, например яблони — от града, заморозков, ливня; табак — от града и т.п. Зерновые культуры страхуются комплексно от всех страховых случаев. Важный раздел плана — государственное субсидирование страхования. Он имеет два аспекта: агропромышленный и финансово-страховой. Агропромышленный аспект раскрывает условия страхования с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Планом намечается комплекс сельхозработ — указываются параметры обработки почвы, виды применяемых удобрений, новшества, которые необходимо внести в технологии, и другие мероприятия. Эти указания учитываются страховщиками и страхователями при заключении договоров. Планом устанавливаются гарантийные сроки заключения договоров страхования, то есть периоды, в которые может быть застрахована та или иная культура. Например, для винограда определен срок начала страхования — период распускания почек, для зерновых — время посева, для других культур — цветение. В момент заключения договора по каждой культуре устанавливается также конец гарантийного срока договора страхования. В плане страхования указывается объем страхуемого урожая. За этот объем принимается средний фактически полученный за несколько предшествовавших лет уровень урожая. Если товаропроизводитель планирует более высокий уровень урожая, то при заключении договора страхования он должен обосновать его повышение. Финансово-страховой аспект государственного плана страхования состоит в установлении цены сельскохозяйственной продукции. За цену, принимаемую в страховании, берется также, как и по урожаю, ее средняя фактическая цена за несколько лет. Сельскохозяйственные культуры различают по объему покрытия ущерба, однако верхний уровень покрытия любой из культур не может превышать 80% размера ущерба. Одновременно применяется и франшиза, когда не выплачивается ущерб, не достигший 10% стоимости застрахованного урожая. В хозяйстве должны быть, как и у нас, застрахованы все участки одной культуры. Вместе с тем, не обязательно должны страховаться все культуры. Сельхозпроизводители, муниципальные служащие принимают участие в улучшении страхования и пересмотре страховых тарифов. Тарифы от пожара и града составляют около 2% страховой суммы. Испанские сельские страхователи в своих заявлениях о страховании посевов указывают номера полей всех участков данной культуры с ожидаемыми объемами урожая. Факты страховых случаев рассматривают на месте происшествия специально подготовленные эксперты с высшим образованием. Они работают по контрактам со страховщиками, давая оценку событиям на основании правительственных постановлений и актов. Эксперты проверяют, все ли нормативные акты, указанные в договоре страхования, выполнены. Выплаты страхового возмещения за недобор урожая осуществляет минсельхоз Испании. Закон о сельхозстраховании определяет размер государственных субвенций товаропроизводителям как минимум в 20% стоимости страхования государственных субсидий. Товаропроизводители, занимающиеся исключительно сельскохозяйственным производством, получают государственных средств на уплату страховых платежей на 15% больше, чем другие типы предприятий. Те, кто занимается выращиванием фруктов, винограда, зерновых, субсидируются государством на уплату страховых платежей в размере 50% их общей суммы; производители табака, кукурузы, подсолнечника — 40%; остальных культур — 25% причитающихся с них страховых платежей. На цели страхования министерство сельского хозяйства Испании выделяет ежегодно 130 млн долл. Кроме минсельхоза субсидии на страхование урожая выделяют также и муниципальные власти. Между страховыми компаниями и министерством сельского хозяйства по вопросу внесения денежных средств на страхование заключаются специальные соглашения. В Италии многолетний опыт сельскохозяйственного страхования и соответствующее специальное образование позволяют фермерам осуществлять очень сложные страховые операции. Итальянская страховая компания может заключить договор и выдать полис на один риск, например, градобитие винограда. При этом в страховом случае может выделить долю вреда, нанесенного градом в совокупном ущербе от недобора винограда из-за воздействия нескольких рисков. При страховании винограда от градобития начало страхования приходится на конец цветения. В случае установления более раннего срока начала страхования, чем цветение, к примеру, фаза распускания почек, — страховой тариф возрастает на 15%. Убытки, вызванные иными причинами, предшествовавшими граду, исключаются на основании описания состояния застрахованной продукции на начало действия страховой ответственности. Описание этого состояния делает сам страхователь и сам же несет ответственность за точность сделанного описания. Для определения совокупности ущерба применяются сложные классификации повреждений и различные коэффициенты. Большие государственные субсидии на страхование предоставляет фермерам ЕЭС. Во Франции, например, Национальный гарантийный фонд формирует для компенсации ущерба от крупных стихийных бедствий 50% возмещения за счет бюджета и 50% за счет сельских товаропроизводителей. Опыт государственного страхования накоплен и в СССР, где с 1940 г. страхование урожая сельхозкультур производилось согласно закону «Об обязательном окладном страховании». Страховое обеспечение по страхованию урожая было установлено в твердых суммах на 1 га, исчисленных исходя из 40% стоимости урожая каждой культуры. Более совершенными были условия проведения обязательного страхования урожая, действовавшие в стране в 1968-1990 гг. Особенно важными и для современных экономических условий хозяйствования являются заложенные в них принципы страхования урожая — тесная связь страхования с результатами сельскохозяйственного производства, зависимость размера страхового обеспечения от достигнутого уровня урожайности в каждом хозяйстве, создание условий равной защищенности хозяйств путем включения в перечни всех стихийных бедствий, возможных в тех или иных природно-климатических зонах. Не допускалось расходование средств страхового фонда на мелкие выплаты — при повреждении посевов на отдельных участках ущерб возмещался только в целом по хозяйству. В структуру тарифной ставки не заложена сумма поступающих за тарифообразующий период страховых платежей (без учета нагрузки к нетто-ставке). Она была эквивалентна выплатам страхового возмещения за этот же период в целом по всем хозяйствам региона. Срок страхования начинался со дня посева и продолжался до дня окончания уборки урожая сельхозкультуры. Исключительно важным условием страхования урожая является установленный порядок определения ущерба, когда страховщик возмещает потери от снижения урожая на 1 га по сравнению со средней урожайностью за пять предшествовавших лет в расчете на посевную площадь культуры в хозяйстве. Такой же порядок применялся и при определении убыточности страховой суммы, в расчете тарифов страховых платежей. Только при этом показатель урожайности каждого года исчислялся путем деления валовых сборов на посевную площадь всех хозяйств тарифообразующего региона. В региональном показателе, естественно, нивелируются все имеющиеся различия урожайности по районам и хозяйствам. Поэтому, например, В.Н.Семенов («Финансы» № 6, 1999 г.) предлагает учитывать это нивелирование урожайности в расчетах страховых тарифов. Нам же представляется, что влияние нивелирования урожайности на показатель убыточности страховой суммы незначителен, так как в большинстве лет тарифообразующего периода (10 лет) недобора урожайности в целом по региону или не бывает, или он бывает незначительным. Наибольшая убыточность возникает в годы с катастрофическими условиями выращивания урожая, когда недобор его против пятилетнего уровня урожайности имеется практически в каждом хозяйстве региона. Тогда на возмещение ущерба расходуются и текущие, и переходящие с прошлых лет резервы, и запасной страховой фонд. Что касается запасного фонда, образование его для покрытия особо крупных убытков и межрегионального перераспределения было также одним из основных принципов страхования урожая. В структуре брутто-ставки он занимал 3% страховых платежей. Небольшими были расходы на ведение дела (всего 2%) и на предупредительные мероприятия — до 15-20% средней за пятилетие стоимости урожая. С прекращением государственного обязательного страхования урожая страховщики отказались от некоторых важных принципов, и этот вид страхования фактически потерял свое значение. Новые страховые компании значительно удорожили стоимость страхования. В структуру тарифных ставок они стали закладывать прибыль, а также большие расходы на ведение дела. С переходом на добровольное страхование обвально сократилось количество хозяйств, страхующих посевы. Их доля за последние годы уменьшилась с 10% до 1% от общего числа сельских товаропроизводителей. В 1993-1998 гг. Договоры страхования заключались только 5-11% товаропроизводителей, как правило, по отдельным культурам. В сельскохозяйственном страховании большинства развитых стран ведущую роль играют государственные страховые организации. В них концентрируются значительные финансовые средства, что позволяет охватить широкое страховое поле и принять на себя крупные риски. Страхование российских сельскохозяйственных товаропроизводителей развивается также в русле государственных планов, постановлений и федеральных программ. В соответствие с правительственными постановлениями в стране создаются новые органы, регулирующие страховое дело, организуются страховые компании, пользующиеся государственной поддержкой. Правительственным постановлением № 1399 от 27 ноября 1998 года создано Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Функции агентства соответствуют общемировой практике страхования урожая. В постановлении изложены порядок и условия проведения страхования урожая сельскохозяйственных культур; предусмотрены ассигнования сельским товаропроизводителям на уплату 50% страховых взносов по страхованию урожая, а также организация перестрахования, образование федерального страхового резерва, заключение договоров по страхованию урожая не менее чем на пятилетний срок и другие мероприятия. При всем этот низкий уровень экономики сельского хозяйства не позволяет, даже с финансовой помощью государства, провести добровольное страхование урожая в стране сразу и повсеместно. Дорогостоящая продукция и высокие страховые тарифы стоили бы хозяйствам огромных затрат. Ряд мероприятий по снижению затрат сельских товаропроизводителей на страхование предлагают В.А.Эпштейн, Г.В.Дуванов, В.И.Михайлов (журнал «Финансы» №№ 1 и 2, 2000 г.). Это охват страхованием не всех, а только основных культур, снижение тарифов путем уменьшения страхового обеспечения с 70% до 50% стоимости урожая. Страхование урожая сельскохозяйственных культур может стать высокодоходным источником предпринимательства. Доходность возрастает по мере расширения урожая и достижения полного охвата им всех товаропроизводителей региона. При страховании урожая аккумулируется большой объем денежной массы для инвестиций, необходимых товаропроизводителям и выгодных предпринимателям. Как же страхуется урожай в стране в настоящее время? Основным источником образования страховых резервов страховщика является 50%-ная государственная компенсация страховых платежей, предоставляемая сельским товаропроизводителям. Однако и государство, и страхователи фактически вносят на счета страховых компаний очень небольшие суммы платежей. Мизерной закладывается компенсация платежей по страхованию урожая и в Федеральном бюджете. Например, на 1999 г. было предусмотрено всего 2,5% от суммы, подлежащей выплате страховым компаниям. При безусловном внесении за страхователей 50% страховых взносов, субсидированное бюджетом страхование урожая целесообразно производить не сразу на всей территории Российской Федерации, а постепенно. Вначале следует внедрить такое страхование в нескольких регионах, отражающих почвенно-климатические условия значительных территорий. При этом в один год внедрить такое страхование во все сельскохозяйственные предприятия региона практически невозможно. Полного охвата страхователей при определенных условиях и финансовой поддержке государства можно достигнуть в течение 4-5 лет. Такое постепенное расширение страхового поля и образование необходимых объемов страховых резервов представим на примере Московской области, в которой 400 хозяйств располагают около 1 млн га посевной площади сельскохозяйственных культур, в том числе 0,5 млн га — зерновых культур. В целях снижения затрат сельхозпроизводителей в период 2001-2005 гг. страхованию будут подлежать только зерновые культуры, то есть 500 тыс. га посевных площадей. Другие расчетные показатели: средняя за 5 лет урожайность — 2 т/га; цена 1 т зерна — 1500 руб., тарифная ставка — 10%. Исходя из этих данных, установим расчетные показатели по состоянию на пятый год страхования урожая, когда страхованием урожая будут охвачены все 400 товаропроизводителей региона: стоимость урожая — 1500 млн руб. (1500 х 2 х 500000), страховая сумма — 1050 млн руб. (70% от 1500), страховые платежи — 105 млн руб. (10% от 1050), страховые резервы (при страховой нагрузке к нетто-ставке 20%) 84 млн руб. (80% от 105). Возможно предположить, что при таких расчетных показателях количество страхователей в среднем за 5 лет будет удваиваться в данном году по сравнению с предыдущим, начиная с 25 хозяйств в 2001 г., рост объемов страхования и затрат на его проведение представлены в таблице 1. Одновременно с ростом объемов страхования образуются и увеличиваются страховые резервы, в том числе запасной страховой фонд. На начальном этапе развития страхового урожая (2001-2004 гг.) целесообразно отчислять в запасной фонд значительные средства (порядка 15%), а при полном охвате страхованием всех сельских товаропроизводителей (2005 г.) — 5% общей суммы страховых резервов. Предполагаемые суммы образования и расходования страховых резервов представлены в таблице 2. Из таблицы 2 видно, что в течение 2001-2004 гг. в регионе будет идти постепенное накопление страховых резервов через отчисление их в размере 15% в запасной фонд. Расходуются же страховые резервы по принципу самоокупаемости. Это значит, что в каждом из указанных четырех лет ущерб покрывается не полностью, а только в пределах полученных страховых взносов, направляемых на возмещение ущерба. При этом целесообразно в эти годы не возмещать ущерба, не расходовать, а накапливать запасной страховой фонд. В 2005 г. общая сумма страховых резервов с учетом запасного страхового фонда составит 97162,5 тыс. руб. (84000+13162,5). Если 2005 г. или некоторые из последующих лет окажутся неблагоприятными для производства растениеводческой продукции, то можно будет израсходовать средств на возмещение ущерба в среднем на одно хозяйство более 243 тыс. руб. (97162,5 : 400) при страховых платежах 131 тыс. руб. (52500 : 400). Следует иметь в виду, что это средние по региону выплаты, по отдельным же хозяйствам, где произошла полная гибель посевов в расчете на одно хозяйство 1250 га (500000 : 400), выплаты составят 2625 тыс. руб. (1500 х 2 х 1250) х 0,7 или в 20 раз больше уплаченных платежей. Страхование урожая сельскохозяйственных культур является наиболее рисковым и дорогостоящим видом имущественного страхования. Поэтому оно может успешно развиваться лишь в условиях регулирования агропромышленного производства при обязательной финансовой поддержке государства. Оно экономически эффективно, если сбор страховых платежей производится ежегодно со всех товаропроизводителей, по данным об урожайности которых установлены ставки страховых платежей. Собранные в полном объеме с товаропроизводителей и полученные из бюджета платежи обеспечивают за тарифообразующий (десятилетний) период возмещение ущерба по недобору урожая в регионе и покрывают расходы на страхование. Государственную программу страхования урожая необходимо начинать не повсеместно в стране, а постепенно, обеспечивая полную финансовую поддержку товаропроизводителей (50% платежей) в 3-4-х регионах и полный охват страхового поля за 4-5 лет.
Таблица 1. Рост объемов страхования урожая в 2001-2005 гг.