Новая камчатская правда,
7 июня 2000 г.
Как не "налететь на квартиру"? 846 просмотров
Проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств" называют многострадальным. Через год мы будем отмечать юбилей: подготовленный в начале 90-х годов проект после его одобрения правительством был рассмотрен Президиумом Верховного Совета РСФСР и направлен в палаты и комитеты Верховного Совета РСФСР.
В публикуемой подборке мы предлагаем читателям мнения депутатов второго и третьего созывов о законопроекте и дополнительную информацию о возможных правилах страхования и примерных расценках. Полужирным шрифтом в статье даны мнения депутатов.
И на заре советской власти...
Собственно говоря, желающим знать полную историю САГО (Страхование автогражданской ответственности. Аббревиатура уже принята среди профессионалов) следует сообщить, что идея возникла в нашей стране еще в 1924. Но, как тогда, так и 76 лет спустя российские водители свободны в своем выборе. Хочу — плачу за страховой полис, хочу — нет. Итого, по мнению специалистов, максимум 8 процентов столичных водителей добровольно пошли на процедуру САГО. В "мире крупного капитала", при всех его рекламируемых свободах — "Вы можете не отвечать на вопросы без адвоката" и так далее — человек не выезжает на дорогу, если машина не застрахована. Он свободен, но должен оформить САГО. Все предельно просто: страховая компания возмещает ущерб пострадавшему в ДТП, если даже в нем повинны вы. Компенсируется не только ремонт машины, но и лечение пострадавших. Именно поэтому на дорогах подавляющего большинства стран мира водители чувствуют себя уверенно и не ждут, что в случае аварии с них начнут требовать деньги или насильно заставят продавать квартиру, дабы рассчитаться за нанесенный ущерб. Вот, пожалуй, и все о самой идее. Сумма вашего взноса определяется лимитом ответственности. Эксперты из страховых обществ давно уже подсчитали, что наиболее распространенная авария все в той же Москве — удар сзади. Усредненные затраты на ремонт отечественного автомобиля в этом случае составляют 100-300 долларов, при повреждении иномарки сразу возрастают до 500-1500 долларов. Но, заранее оговариваются специалисты, это в том случае, если повреждены лишь бампер, панель и фонари. Пугающие цифры. Согласно данным последнего номера английского журнала "Экономист", наша среднемесячная зарплата составляет 65 долларов. Но мы ездим на машинах, попадаем в аварии и упорно не желаем признавать необходимость обязательного страхования АГО. Алевтина Апарина: "Страхование — это как любовь, дело добровольное. Вам не кажется, что это, в общем-то, нарушает права человека, права потребителя? Я сама купила машину, хочу — застраховала, хочу — нет. Если так привлекательно, я сама пойду на это". Говорят, кое-где уже начали создавать общества автолюбителей, выступающих против принятия подобного закона Государственной Думой. Машин у нас много, около 35 миллионов, за рулем — все люди совершеннолетние, значит — избиратели нынешних депутатов. Не хотим так не хотим, мы ведь — еще раз процитирую американские фильмы — "живем в свободной стране". Кстати, а почему не хотим?
Денег нет. а если есть, то жалко
Несколько туров обсуждения законопроекта о САГО в Государственной Думе четко обозначили главные причины, заставляющие депутатов голосовать "против". Первая, и совершенно очевидная на поверхности. Депутаты уверяют, что у населения, даже той его части, которая ездит на машинах, дополнительных денег на приобретение страхового полиса АГО нет. И, судя по всему, в ближайшее время не будет. Так что у общественности две четко очерченных позиции. Первая. Да, никто не станет приветствовать любые побочные поборы. Валентин Романов:" На 1 июля прошлого года, (1999 — ред.) по данным Госкомстата, в Российской Федерации 51 миллион человек находились за чертой прожиточного минимума. За прошедшие девять месяцев, с учетом инфляции, это число еще более возросло. Говорить сегодня, что владелец "Жигулей" — а это самая массовая машина в России — является представителем среднего класса, смешно. Сегодня среди владельцев "Жигулей" процентов семьдесят — люди, которые купили машину 10-15 лет назад, когда они действительно относились к среднему классу, а сегодня для них оброк 600 рублей — будь здоров!" Вторая. Да, никто не хочет становиться жертвой бандитских разборок, сегодня случайно задеть "крутую" иномарку — зачастую значит "налететь на квартиру", поскольку других средств расплатиться у водителя просто нет. Александр Чершинцев: "Представьте себе, когда тот же дедушка ударит современный джип, думаю, ему не только о бензине придется думать, но и думать на всю оставшуюся жизнь". Вот она, та самая ситуация в изложении депутата. Беспредел и рэкет на дорогах — реалии нашей жизни. И если министерство по налогам и сборам ведет свою кампанию под лозунгом "Заплатил налоги — и спи спокойно", то, наверно, заинтересованным страховым компаниям давно пора перефразировать его в доступное "Застраховал — и езжай спокойно". Конечно, проблемы и "шероховатости", как мы скромно называем реализацию законов на практике, будут. Но, главное, будет закон. Заплатив деньги, вы защищаете себя — не только деньги, но, бывает, и жизнь. Владимир Лисичкин: "Этот закон даст новую колоссальную нагрузку на бюджет семьи и, естественно, на пенсионеров, на одиноких". Парламентарии согласны с тем, что беспредел и беззаконие на дорогах надо остановить. Но еще не согласны проголосовать за САГО.
Только государству!
Есть еще две причины, которые — судя по заявлениям депутатов — останавливают их от принятия закона. Соотношение между выплатой за страховой полис и суммой, которую выплатит компания в случае аварии. А также публично демонстрируемое депутатами нежелание отдавать САГО на откуп "частникам". Финансовая сторона известна, цифр много, "хороших и разных". Платите за нашенские "Жигули" или "Москвич" 30 долларов в год, получаете страховое покрытие в 1700. За 496 долларов лимит ответственности возрастает до одного миллиона долларов. Разброс тарифов и лимитов в различных компаниях очень велик, но даже сегодня понятно, что страховщикам придется вести себя очень гибко в борьбе за каждый рубль или доллар клиента. Уже предлагается установить минимальный срок страховки в 15 дней, дабы охватить ей и людей малоездящих и малообеспеченных, для ветеранов и инвалидов предусматриваются скидки аж до 50 процентов... Картина почти идиллическая, однако обольщаться, разумеется, преждевременно. Даже сами руководители страховых компаний уверены: время, когда на месте ДТП водителям достаточно будет обменяться телефонами своих страхователей, наступит очень и очень нескоро. Ведь мало кто из водителей горит желанием признать свою вину. Значит, опять — оформление протокола, поскольку за безаварийную езду предусмотрены скидки. Леонид Маевский: "У нас всегда сравнивают: вот мы живем в Европе — мы должны жить, как Европа. Или мы должны жить, как Азия. Я напоминаю, что мы живем в России. До декабря происходила перерегистрация прав водителей, которые получили международный стандарт. Поверьте мне, 99 и 9 в периоде процентам моих избирателей эти права не нужны, потому что никто из них не ездит за рубеж. Произошло, будем говорить так, собирание денег". Депутаты, голосовавшие против, выступают как против дополнительных поборов, так и против того, чтобы собранные с автовладельцев деньги попадали в частные руки. Георгий Тихонов, воспылав особой ненавистью к "олигархам", так и заявил основному докладчику по законопроекту, Владимиру Тарачеву в ходе последнего обсуждения: "Вы выступаете как представитель хорошей крупной страховой компании. Но вы же депутат. Мы все за то, чтобы было страхование автомобиля. Это абсолютно правильно, но почему не сделать одну-единственную поправку в законе: в первую очередь страхование должно быть государственным? Тогда, если кто-то хочет страховаться в частной компании, пусть лезет. Но это нарушение прав человека, когда меня заставляют застраховаться в компании, допустим, Березовского. (Борис Березовский — депутат Государственной Думы. — ред.) Ну не хочу я у Березовского, я хочу у государства! Тогда любой инвалид будет там страховаться, кто угодно. Почему этого не сделать? Почему вы не выступаете с позиции государственности?" Владимир Тарачев: "Свое выступление я начал с того, что зачитал заключение о соответствии данного законопроекта конституции. У нас есть единственная государственная компания, которую возглавляет, как вы знаете, наш бывший коллега Головков. (А.Головков — депутат Госдумы первого и второго созывов. — ред.) Ради бога, если закон вступит в силу, идите в "Росгосстрах" и застрахуйте там свой автомобиль!" Так что деньги, видимо, мимо "частников" не пройдут. А кто получит деньги автовладельцев, Основной закон нашей страны не фиксирует. Не обязан.
Речь о миллиардах "у.е." или долларов
Если подойти к проблеме с модной ныне точки зрения "А какова цена вопроса?", то выяснится, что цена хорошая. Один миллиард долларов ежегодно будут собирать страховщики "автогражданки", при том, что всего по всем видам страхования они собирают шесть миллиардов. Но это скромные оценки. Поскольку пока неизвестно, какими будут тарифы, потенциальные сборы от САГО смогут доходить до десяти миллиардов в год. Юрий Кузнецов: "Ну очевидно, это же незаконно, это рэкет какой-то — обязывать всех заниматься страховкой! Страховщики за такой пункт заплатят миллионы!" При такой цене прессинг на депутатов ведется на всем поле и без передышки. Осталось совсем немного. Убедить их в том, что это выгодно прежде всего автовладельцам, а не страховщикам. Доказать, что САГО каждому по карману. Разобраться в проблеме: кому же все-таки перепадут эти огромные деньги. На ближайшее время проект закона опять будет внесен на рассмотрение депутатов. На этот раз, похоже, он будет принят.
"Думская панорама" специально для "НКП"
Вся пресса за 7 июня 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Маркетинг, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|