Эксперт,
12 июня 2000 г.
Морская болезнь
772 просмотра
Рынок страхования водного транспорта имеет вполне завершенную структуру. Большинство платежеспособных клиентов уже охвачены страхованием, поэтому конкуренция между страховщиками заключается в "перетаскивании" клиентов друг у друга.
С точки зрения страхования весь флот, так или иначе имеющий отношение к России, можно разделить на три части. Одна, очень большая, часть судовладельцев просто не страхуется — не привыкли или нет денег. Перспективы их привлечения на страховой рынок весьма туманны. Вторая, пожалуй наибольшая по числу судов, часть флота в настоящее время находится под флагом иностранных государств — в залоге у западных банков (наследие эпохи залоговых аукционов и следствие налоговой политики нашего государства). Эти клиенты также проходят мимо российских страховщиков, так как в добровольно-принудительном порядке обязаны страховаться в первоклассных страховых компаниях за рубежом. А вот за оставшуюся часть клиентов и страхование грузов и разворачивается основная конкуренция.
Морское каско
Этот вид страхования остается весьма специфическим для самих страховщиков. Вероятно, именно поэтому число участников этого рынка невелико. Первая его особенность заключается в том, что, хотя за рубежом и нет обязательного страхования каско судов (повреждение и гибель судна), без него, а также без полиса страхования ответственности судовладельца просто не допустят к перевозке. Добиться признания полиса российской страховой компании в иностранных портах (фрахтователями, банками-кредиторами, портовыми властями) не так-то просто. Второе. Для рынка морского страхования характерны очень большие страховые суммы и высокая убыточность. Именно здесь разовый ущерб может составить миллионы долларов, причем эта величина не является гипотетической: аварии на морских судах не редкость. При этом требуется значительное резервирование свободных средств, позволить себе которое могут лишь компании, обладающие большим запасом прочности или отдающие большую часть средств надежным западным перестраховщикам. В итоге основная конкуренция идет между несколькими российскими компаниями и западными страховщиками ответственности, главным образом английскими клубами взаимного страхования — до недавнего времени монополистами на этом рынке. Третье. Серьезная работа на рынке морского страхования требует очень разветвленной сети представителей компании как в России, так и за рубежом. Наличие разветвленной сети корреспондентов-экспертов в основных портах мира позволяет предоставить судовладельцу необходимую помощь, включая оказание надлежащей юридической защиты (из всех российских компаний такой сетью за границей обладает лишь "Ингосстрах"). Среди российских компаний наиболее сильные позиции в страховании водного транспорта занимают ВЕСтА, ВСК, "Ингосстрах", "Инвестфлот" и ПСК. Последняя стала активно развивать это направление недавно, став в регионах достаточно серьезной альтернативой военным страховщикам, традиционно сильным в этом секторе рынка. Объемы страхования судовладельцев у кэптивных страховщиков пока невелики. Однако их растущие возможности позволяют предположить, что их доля на этом рынке увеличится. Темпы роста сборов кэптивных страховых компаний говорят сами за себя: все они входят в первую "двадцатку", причем все ближе к первым местам. Подход к урегулированию страхового случая, по словам руководителя отдела морского страхования ВСК Андрея Корсунского, является основным определяющим фактором в конкурентной борьбе страховщиков. По его словам, кроме уже названных участников на этом секторе пытались работать и другие крупнейшие универсалы, но лишь распугали клиентов, которые вообще ушли с российского рынка. Интересно в этом смысле мнение представителя одной из зарубежных страховых компаний, работающих на нашем рынке: "Из-за низкого платежеспособного спроса и высокой убыточности мы не можем позволить себе заниматься такими видами страхования, как морское, космическое или авиационное. В эти виды нужно вкладывать миллиарды долларов, готовить специалистов, налаживать систему оценки рисков. Конечно, можно «от балды» заключить кучу договоров страхования, а потом при наступлении страхового случая искать всякие «отмазки», чтобы ничего не выплачивать. Но такое отношение к клиентам не в наших правилах". После таких слов сотрудника серьезной, финансово благополучной компании заявления средних и небольших российских страховщиков о грандиозных планах работы в этих сегментах рынка могут вызывать только удивление. Основной набор рисков, которые принимают сегодня российские компании, стандартизирован. Это — гибель и повреждение судна, расходы по спасанию, предотвращению и минимизации возможного ущерба, а также ответственность судовладельца за груз, столкновения и т.д. Разброс тарифов очень велик (от 0,4% до 3,5% стоимости корпуса судна) и зависит в первую очередь от типа судна. Размер страховой премии в страховании ответственности судовладельцев может колебаться от 5 до 100 тыс. долларов и более за одно судно. Соответственно, максимальный лимит ответственности страховщика может достигать сотен миллионов долларов по каждому страховому случаю. Так, в "Ингосстрахе" предельная страховая сумма составляет 500 млн долларов.
Страхование грузов
Транспорт — зона повышенных рисков. Все это знают, но не все принимают меры для их минимизации. Люди не страхуют автомобиль и отказываются от полиса при покупке железнодорожного билета, думая, что уж с ними точно ничего не случится. Но это повседневные случаи. А вот со страхованием воздушных и водных перевозок простые люди сталкиваются редко. Однако, став топ-менеджером морского порта, авиакомпании или фирмы, специализирующейся на перевозках грузов, человек не меняется. Его страховая культура остается на прежнем уровне. Он по-прежнему не думает о полноценной страховой защите. Теперь уже самолета, судна, перевозимого груза или третьих лиц, которым он может причинить ущерб. По мнению заместителя генерального директора компании "Пари" Александра Крапивского, "если московские представители компаний, страхующих морские риски, еще имеют какие-то представления о сущности страхования, то на местах в большинстве случаев об этом даже говорить не приходится". Поэтому совершенно типичной становится такая вот сценка в морском порту. Заказчик перевозки, злобно сплевывая, уже полчаса ходил вокруг своего "мерседеса" и сжимал кулаки. "Почему не привязали, как я сказал!" — орал он на капитана. Тот только разводил руками: "Я же говорил -— все было привязано, но шторм был восемь баллов, двое суток болтало, канаты не выдержали". Досадовать было на что: пришедший в камчатский порт сухогруз с товаром вез еще и "мерседес" лично для заказчика. То есть бывший "мерседес". Машина была покорежена во время шторма настолько, что хозяину ничего не оставалось, как забрать чехлы с сиденьев и удалиться. Имущественное страхование перевозимых водным путем грузов — один из старейших видов страхования. Еще в XVI веке в одной из кофеен Лондона возникло предприятие Lloyd`s. Сам Ллойд был не торговец, а владелец кофейни, где и собирались торговцы чаем и кофе, решившие создать некий компенсационный фонд. На средства, получаемые от вложений его участников, покрывался ущерб от потерь имущества при морских перевозках из Индии. Во всем мире страховщикам уже давно нет нужды проводить разъяснительную работу среди перевозчиков — страхование стало неотъемлемой частью поставок товара. Есть прогресс и в России. Но перевозчики лучше всего понимают необходимость страхования самих грузов. Гораздо сложнее у них обстоят дела с осмыслением необходимости страхования гражданской ответственности при перевозке грузов, в особенности опасных, — последний вид получил развитие только в последние годы. Импульс дал рост техногенных катастроф и аварий с участием опасных веществ. Большие штрафы, накладываемые природоохранными организациями, все активнее стимулируют перевозчиков страховать свою ответственность. Для страховщиков же рост экологических катастроф — основной повод для убеждения властных структур развивать страхование. Страхование, говорят они, это тот экономический инструмент, который обеспечит предупреждение и ликвидацию последствий аварий при транспортировке опасных веществ. Однако, по мнению Виктора Ченцова, заместителя председателя правления компании "Русский страховой центр", в России до сих пор "отсутствует опыт и традиции, нет четкой позиции в отношении ответственности транспортных организаций за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц и особенно окружающей среде". Действительно, согласно российскому законодательству лицензионный орган не устанавливает сегодня минимальных лимитов ответственности по договору страхования. Поэтому когда транспортному предприятию для получения лицензии на право осуществления перевозок требуется застраховать свою ответственность, для уменьшения страховой премии оно заключает договор страхования с очень незначительной ответственностью, ни в коем случае не сопоставимой с возможным ущербом. В этой связи, считает Виктор Ченцов, страхование ответственности за перевозку опасных грузов следует сделать обязательным видом страхования, подобно обязательному страхованию предприятий — источников повышенной опасности. Последнее, впрочем, и после принятия закона не сняло с государства головной боли по ликвидации последствий экологических катастроф. По тем же причинам взносы предприятий с опасными производствами настолько малы, что страховые суммы не могут покрыть сколько-нибудь значимой доли затрат на ликвидацию последствий аварий. В страховании грузоперевозчиков сильные позиции занимает ограниченное число компаний. Лидерами здесь являются универсальные страховщики, а также кэптивные компании. Наибольшие объемы страховой деятельности традиционно имеет "Ингосстрах", чьи полисы признаются более чем в ста странах мира, а представители работают во многих городах. Значительные объемы имеют также компании "РОСНО" и "РЕСО-Гарантия". Тенденция роста показателей у кэптивных страховщиков в страховании морских и воздушных грузоперевозок вполне объяснима. В современной ситуации активно развиваются лишь ориентированные на экспорт финансово-промышленные группы, страхование грузов для которых является важнейшим элементом системы управления рисками (например, в компании "Интеррос-Согласие" на страхование грузов приходится около 26% взносов при страховании корпоративных клиентов).
ХАЦКИН С. Страхование предприятий водного и воздушного транспорта*, 1999 г.
Компания
|
Страховые взносы, всего (тыс.руб.)
|
Взносы по страхованию судовладельцев (тыс.руб.)
|
Выплаты по страхованию судовладельцев (тыс.руб.)
|
Взносы по страхованию авиакомпаний (тыс.руб.)
|
Выплаты по страхованию авиакомпаний (тыс.руб.)
|
Крупнейшие клиенты и страховые суммы
|
"Ингосстрах"
|
604754
|
328577
|
28838
|
276177
|
72854
|
Водный транспорт: 12329,0 млн руб., воздушный транспорт: 1158,9 млн руб.
|
ВЕСтА
|
194783
|
194783
|
213
|
0
|
0
|
LACOR-K (2,05 млн долл. США), Рыболовецкий колхоз им. Ленина (3 млн долл. США)
|
"Москва"**
|
141538
|
н.д.
|
н.д.
|
н.д.
|
н.д.
|
|
ВСК
|
137692
|
66300
|
5400
|
66300
|
954
|
Воздушный транспорт: 112,0 млн руб., воздушный транспорт: 100 млн долл. США
|
"Авикос"**
|
135520
|
н.д.
|
н.д.
|
н.д.
|
н.д.
|
|
АФЕС**
|
133684
|
н. д
|
н. д
|
н. д
|
н. д
|
|
"Спасские ворота"
|
52500
|
6786
|
50
|
45714
|
0
|
|
"Инвестфлот"
|
41042
|
41042
|
3221
|
|
|
Волжское нефтеналивное пароходство"Волготанкер", Приморское морское пароходство
|
ПСК**
|
32397
|
н. д.
|
н. д.
|
н. д.
|
н. д.
|
|
"ЛУКойл"
|
22659
|
21828
|
689
|
831
|
934
|
"ЛУКойл-Арктик-Танкер" (11179,4 млн руб.), "ЛУКойл-Авиа" (2050,3)
|
"РЕСО-Гарантия"
|
13936
|
н.д.
|
0
|
н.д.
|
0
|
AS Baltic Marine Fishing Company, "Авиаэкспресскруиз", ГТК "Россия"
|
Группа "НАСТА"
|
10739
|
5739
|
16
|
5000
|
н.д.
|
"Вестрыбфлот", Севморпуть, Архангельский морской торговый путь, Аэропорт "Архангельск", ФГУП "РСК "МиГ»
|
"Энергогарант"
|
10547
|
10518
|
0
|
29
|
0
|
"Севрыба", Владимирское ГУП "Авиалесоохрана"
|
"Интеррос-Согласие"
|
7695
|
5387
|
513
|
2308
|
0
|
"Северо-Западный флот", авиакомпания "Руслан 003"
|
РУКСО
|
5590
|
3373
|
193
|
2217
|
0
|
|
«Геополис»
|
2812
|
2489
|
0
|
323
|
0
|
Находкинский судоремонтный завод "Якорь"
|
«Якорь»
|
1000
|
1000
|
211
|
0
|
0
|
|
*Данные по комплексному страхованию, включающему имущественное страхование, страхование ответст-венности и иные виды страхования. **Данные только по имущественному страхованию.
Вся пресса за 12 июня 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Тарифы, Морское страхование, Страхование грузов, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Активы финансовых институтов Китая в III квартале выросли на 8% г/г
|
|
МК в Туле, 23 декабря 2024 г.
Страховщики рассказали тулякам, какие запчасти больше всего подорожали с сентября
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Французский BNP Paribas приобретает Axa Investment Managers за $5.3 млрд
|
|
ComNews.ru, 23 декабря 2024 г.
НСА представил цифровой инструмент для страхования урожая
|
|
Финмаркет, 23 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества физлиц в январе-сентябре выросли на 8,1%, выплаты – на 75%
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Объём страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3.4 трлн руб.
|
|
EADaily, 23 декабря 2024 г.
Финляндия обнаружила у танкеров с российской нефтью страховку
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
ЦБ отнес к зоне самых высоких рисков недобросовестных действий в ОСАГО 4 региона
|
|
Bryansk.NEWS, 23 декабря 2024 г.
Выплата по ОСАГО для брянских водителей выросла почти до 90 тысяч рублей
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Почти миллион «коротких» полисов ОСАГО получили водители за 2024 год
|
|
РБК.Омск, 23 декабря 2024 г.
Омичи отправили 59 жалоб на навязывания услуг в банках
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Крупные клиенты Росгосстраха в Татарстане требуют включать в договоры риск терроризма
|
|
Колыма-информ, Магадан, 23 декабря 2024 г.
Депутатский корпус принял бюджет ТФОМС Магаданской области на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов
|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 23 декабря 2024 г.
Нижегородских чиновников обеспечат дополнительным медстрахованием
|
|
Известия онлайн, 23 декабря 2024 г.
Стоимость полисов ОСАГО за год снизилась на 7%
|
|
НИА Кубань, 23 декабря 2024 г.
Кубань получит господдержку на оплату труда медиков
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Страховщик Aviva купит конкурента Direct Line за 3,7 млрд фунтов
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|