Проблемы организации страхования рисков грузоперевозчиков
Автоперевозчик,
10 мая 2002 г.
А кто ответит? 2208 просмотров
Многих наших читателей волнуют вопросы страхования ответственности перевозчика за груз. Руководителю автотранспортного предприятия необходимо знать, в каких случаях и в каком объеме может быть возложена ответственность на автоперевозчика? Каким образом автотранспортное предприятие может защититься от непредвиденных расходов по возмещению вреда, других дополнительных затрат, связанных с повреждением или потерей груза? Какая разница между страхованием ответственности автоперевозчика за груз и страхованием груза или страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств?
По мере возрастания объемов перевозок все актуальнее для автотранспортных предприятий становятся вопросы страхования ответственности перевозчика. Не менее важен и вопрос защиты интересов лиц, пользующихся услугами перевозчика — в первую очередь, грузовладельцев и пассажиров. В целях обеспечения такой защиты законодательством Российской Федерации, международными актами предусматривается ответственность перевозчика. В каких же случаях и в каком объеме может быть возложена ответственность на перевозчика? Основными нормативными правовыми актами, регулирующими автоперевозки в Российской Федерации, являются: Гражданский кодекс РФ и Устав автомобильного транспорта.
За что отвечает перевозчик?
На автоперевозчика возлагается ответственность: — за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа (ст. 796 ГК РФ); — за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира (ст. 800 ГК РФ). Перевозчик несет ответственность только в том случае, если вред был причинен из-за обстоятельств, которых он не мог предотвратить и устранить самостоятельно. Например: — вина грузоотправителя, грузополучателя; — особые естественные свойства перевозимого груза; — недостатки тары или упаковки и т.д. В Гражданском кодексе записано, что ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком при: — утрате или недостаче груза (багажа) — в размере стоимости утраченного или недостающего груза (багажа); — повреждении (порче) груза (багажа) — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза (багажа) — в размере его стоимости. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). При выполнении международной автомобильной перевозки ответственность автоперевозчика определяется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ/CMR) от 19 мая 1956 г., к которой СССР присоединился в 1983 г. В соответствии с Конвенцией КДПГ на автоперевозчика дополнительно возлагаются обязательства по возмещению ввозных или вывозных таможенных пошлин и сборов, процентов за просрочку их уплаты. Анализ российского и международного законодательства показывает: — во-первых, на перевозчика возложена ответственность за вред, причиненный лицам (грузовладельцам, пассажирам, таможенным органам) в процессе перевозки; — во-вторых, перевозчик отвечает за причиненный вред только при доказанном наличии его вины; — в-третьих, порядок определения размера вреда, подлежащего возмещению, закреплен законодательно. Как видно, на перевозчика возлагается ответственность за вред, причиненный в процессе осуществления перевозки. Но часто ли на практике происходят случаи причинения вреда? Случаи, когда перевозчик доставляет грузополучателю поврежденный груз, происходят нередко. Например, гибель или повреждение груза при пожаре, причиной которого стало короткое замыкание электрического оборудования, произошедшее по вине водителя. Другой пример — повреждение груза вследствие протечки воды в верхней части неплотно закрытых дверей полуприцепа и пр. В таких ситуациях грузовладелец предъявляет претензии к перевозчику. Удовлетворение этих претензий зачастую требует немалых финансовых средств. Возмещение убытков может настолько серьезно "ударить по карману" автотранспортного предприятия, что не всякий перевозчик сможет его выдержать. Кроме того, согласно статье 797 ГК РФ грузовладельцу предоставляется право предъявления иска к перевозчику в судебном порядке. До суда дело дойдет в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию, либо если перевозчик не даст ответа в 30-дневный срок. Судебное разбирательство грозит перевозчику не только дополнительными расходами. В этом случае пострадает деловая репутация автотранспортного предприятия.
Как защититься?
Одним из наиболее эффективных механизмов защиты имущественных интересов автоперевозчика является страхование ответственности. Страхователем по данному виду является автотранспортная организация. Объектом страхования ответственности являются имущественные интересы автоперевозчика, связанные с его обязанностью возместить убытки, причиненные в процессе перевозки грузовладельцам, пассажирам, а также третьим лицам. Страховыми случаями являются предъявление к автоперевозчику требований о возмещении причиненного вреда. В договор страхования ответственности автоперевозчика при внутрироссийских перевозках обычно включаются следующие риски: 1. Причинение вреда грузовладельцу (клиенту) вследствие утраты, повреждения или гибели груза. Большинство страховых случаев, связанных с перевозкой грузов, приходится именно на эту группу риска. При этом причины гибели, утраты, повреждения груза могут быть разными — от дорожно-транспортного происшествия до хищения. 2. Причинение вреда жизни, здоровью пассажиров, а также повреждение, утрата или гибель багажа. При перевозке не исключена вероятность дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадают пассажиры. 3. Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц транспортным средством, перевозимым грузом или багажом. В данном случае речь идет об ответственности автоперевозчика за ущерб, причиненный лицам, не являющимся стороной по договору перевозки, например, вследствие падения грузов на другие транспортные средства или пешеходов, загрязнения опасным грузом местности и окружающей среды при ДТП и т.п. Как правило, перечень страховых рисков определяется при заключении договора страхования по соглашению между автоперевозчиком (страхователем) и страховой организацией (страховщиком). Включение в договор страхования вышеуказанных рисков позволит обезопасить автоперевозчика на случай предъявления претензий со стороны любых лиц, которым причиняется вред в процессе перевозки. При этом необходимо обратить внимание на следующее. Если заключение договора страхования ответственности автоперевозчика, осуществляющего внутренние перевозки, является делом добровольным, то при международных перевозках — обязательным. При этом страхование ответственности автоперевозчика важно не только для самого автоперевозчика, как способ компенсации возможных очень крупных убытков, но и для клиентов (грузовладельцев, пассажиров). Ведь они предпочитают иметь дело с перевозчиком, чьи гарантии компенсации возможного ущерба, понесенного по его вине, подтверждены соответствующим страховым полисом.
Не путать!
Нельзя путать страхование ответственности автоперевозчика со страхованием грузов. В этом случае страхователем является не перевозчик, а грузовладелец. И соответственно, этот вид страховки защищает интересы грузовладельца, а не автоперевозчика. Важен и такой момент. Если грузовладелец застраховал груз, то при наступлении страхового случая страховая организация вправе предъявить регрессные требования к перевозчику. Также не следует путать эту страховку со страхованием гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, как источника повышенной опасности.
Что важно при договоре?
Очень важен размер страховой суммы. По договору страхования ответственности автоперевозчика сумма определяется по соглашению сторон. Она является тем предельным размером страхового возмещения, который страховая организация обязуется выплатить автоперевозчику в период действия договора. В большинстве случаев за основу определения размера страховой суммы принимается сумма фрахта (сумма за год или иной срок, на который заключается договор страхования). Кроме страховой премии в договоре могут быть предусмотрены лимиты ответственности — предельные суммы возмещения, которые страховая организация обязуется выплатить по одному страховому случаю или по отдельному риску. Размер страхового взноса, определяемый при заключении договора страхования, зависит от множества факторов. Например, суммарный фрахт по парку, количество и техническое состояния автомобилей, география перевозок, транзит через опасные районы, номенклатура перевозимого груза и т.п. Кроме того, на размер страхового взноса оказывают влияние перечень страховых рисков, включаемых в договор страхования, размер страховой суммы, наличие и размеры лимитов ответственности и пр. Однако автоперевозчик всегда должен помнить, что размер уплачиваемого страхователем страхового взноса во много раз меньше размера возможных убытков, которые могут возникнуть при наступлении страхового случая. При заключении договора страхования автоперевозчику необходимо обратить внимание не только на перечень страховых рисков и размер страхового взноса, но и на состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком. Страховая компания в сумму страховой выплаты, кроме затрат на возмещение причиненного вреда может дополнительно включать: — Расходы страхователя на предварительное выяснение обстоятельств и причин страхового случая. — Расходы на ведение дел по страховому случаю в судебных органах, если страхователь не мог избежать передачи дела в суд. Таким образом, страховые компании предлагают своим клиентам широкое страховое покрытие и защиту от финансовых потерь.
Как выбрать страховщика?
Для получения надежной страховой защиты необходим правильный выбор страховой компании. Учитывая, что на российском страховом рынке работают более 1000 компаний, задача, действительно, не из легких. При выборе страховой компании, в первую очередь, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты: — договор страхования ответственности автоперевозчиков вправе заключать страховая компания, имеющая лицензию на право проведения данного вида страхования; — условия страхования, предлагаемые страховой компанией (включая перечень страховых рисков; размер страхового взноса, лимиты ответственности и пр.), в первую очередь, должны учитывать интересы страхователя (перевозчика) и соответствовать требованиям законодательства; — страховая компания должна иметь опыт работы в области страхования ответственности автоперевозчиков. Примером исполнения обязательств, принимаемых страховой компанией по договорам страхования, могут служить реальные выплаты при наступлении страховых случаев. При обращении в страховую компанию вам должны оказать квалифицированную помощь при заключении договора страхования и ответить на все интересующие вопросы по страхованию ответственности автоперевозчиков, а также предложить наиболее выгодные условия страхования. Будьте осторожны, ответственность может наступить уже сегодня. Как гласит народная мудрость: "Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня", обратитесь в страховую компанию и заключите договор страхования ответственности автоперевозчика.
Выводы
Проанализировав потребности автоперевозчиков в получении эффективной защиты имущественных интересов, а также преимущества страхования, можно сделать следующие выводы: 1. Страхование ответственности направлено на защиту имущественных интересов автоперевозчика. 2. Заключив договор страхования, автоперевозчик сокращает возможные расходы на возмещение вреда, причиненного в процессе перевозки грузовладельцам, пассажирам и третьим лицам. 3. Страховая организация по желанию автоперевозчика может взять на себя обязательства по возмещению дополнительных расходов (судебных издержек и пр.). 4. Полис страхования ответственности является гарантией исполнения автоперевозчиком обязательств по возмещению вреда. Это влияет на сохранение деловой репутации и повышение уровня его конкурентоспособности, не говоря уже об авторитете, который он получает. Последнее преимущество может стать одним из критериев, оказывающих влияние на выбор клиентами автоперевозчика.
ПОЛЯРУШ С.
Вся пресса за 10 мая 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование грузов, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|