Экономика и время, Санкт-Петербург,
7 августа 2002 г.
Кавалеры ордена подорожника 608 просмотров
Лавинообразно вспыхнувший со стороны СМИ интерес к этой профессии объясняется не летним дефицитом информационных поводов, а наращиваемой страховыми компаниями интенсивностью подготовки к введению обязательного страхования ответственности автовладельцев. Мы говорим о профессии, известной многим автомобилистам под названием "аварийный комиссар".
Профессиональные парадоксы
Необычность данного вида приложения сил начинается с того, что в Государственном реестре профессий таковой отсутствует. То есть профессия "аварийный комиссар" еще не успела получить официальный статус, и вместо красивого словосочетания в трудовых книжках чаще всего пишут размытое "консультант". Уникальность профессии и в том, что в Петербурге вряд ли сегодня насчитывается более 50 человек, имеющих право называть себя аварийными комиссарами. Однако с введением обязательной "автогражданки" городу потребуется, как минимум, втрое больше специалистов, и пока никто не придумал, как решить проблему кадрового дефицита. Данной профессии не учат ни в одном центре профессиональной подготовки. Кандидат, благодаря жизненному опыту и талантам, или справляется с обязанностями, или нет. Правда, в подавляющем большинстве случаев в силу специфики профессии пробуются на вакантные должности именно бывшие работники ГИБДД. Причем далеко не всякий отставник подходит на предлагаемую роль. Как рассказал гендиректор компании "Балтик-Роуд" (специализация — предоставление услуг аварийных комиссаров страховым компаниям) Александр Торгашов, отсев велик, поскольку перестроиться после работы в силовой структуре на работу в сфере оказания услуг очень трудно. Так и подмывает покомандовать. И, кроме того, сам спектр должностных обязанностей настолько широк, что аварийный комиссар поневоле должен совмещать противоречащие друг другу психологические установки. В зависимости от ситуации ему приходится быть и конфликтологом, и адвокатом, и дознавателем, и медбратом...
Профессиональные обязанности
В должностную инструкцию аварийного комиссара обычно входят следующие обязанности: экстренно прибыть на место ДТП (в черте города после вызова в пределах часа), проконсультировать клиента и помочь при оформлении первичных документов, оказать потерпевшему моральную поддержку, собрать свой пакет документов по ДТП, а в случае необходимости — вызвать эвакуатор и сопроводить клиента в ГБДД. Кроме этого, если потребуется, комиссар должен оказывать клиенту медицинскую и техническую помощь, защищать интересы клиента на всех этапах дознания и помогать при подготовке исковых документов в суд. Большинство страховщиков предпочитают пользоваться услугами специализированных компаний. Тот же "Балтик-Роуд" обслуживает СК "Русь", "Спасские ворота", "Альфа-Страхование", Промышленно-Страховую компанию. Такую позицию объяснил начальник отдела страхования транспорта СК "Русский мир" Николай Смелов: — При большом парке застрахованных автомобилей необходимо, во-первых, большое количество комиссаров, что нерентабельно, а во-вторых, ДТП происходят неравномерно, следовательно, в одни моменты комиссаров может не хватать, а в другие они будут простаивать. С данным подходом согласен заместитель генерального директора ИСК "НАСТА-Центр" Олег Волошин: — Наша компания работает со службой аварийных комиссаров "Креатон", и этим сотрудничеством довольны как мы, так и наши клиенты. Приведу такой пример. При обычном ДТП сотрудников ГИБДД можно ожидать и сорок минут, и час. Но если застрахованный участник аварии позвонит в "Креатон", аварийный комиссар прибудет через пятнадцать-двадцать минут, и следом через пять минут приедут гибэдэдэшники. То есть комиссары всячески помогают нашим клиентам решить все проблемы, возникшие при ДТП. Однако есть сторонники и другой точки зрения. Например, сейчас о собственной службе комиссаров в Петербурге задумались в "Росгосстрахе". Свой подход к решению проблемы у СО "Помощь". Начальник отдела по страхованию корпоративных клиентов СО "Помощь" Галина Пахомова говорит: "Собственная служба в страховом обществе действует уже три года, и мы считаем, что при таком числе клиентов по автострахованию, как у нас, мы просто обязаны ее содержать. Более того, мы существенно расширили обязанности комиссара. Теперь он обязан лично контролировать весь процесс — от ДТП до возвращения потерпевшему отреставрированной машины или выплаты денежной компенсации. То есть теперь в случае наступления страхового случая со стороны компании с клиентом будет работать один и тот же сотрудник".
Профессиональный опыт
В сотрудничестве со страховщиком у комиссара обязанности двойные. С одной стороны, он должен всячески помогать клиенту, с другой — зорко следить, чтобы предотвратить мошенничество. По оценкам страховщиков, 10-15% страховых выплат приходятся на так называемые съездные ДТП, проще говоря — инсценировки. Типичный случай из практики привел начальник отдела страхования транспорта СК "Русский мир" Николай Смелов: — На место ДТП с автомобилем "Волга" был вызван аварийный комиссар. По словам пострадавшего, виновник ДТП скрылся. Ни номера автомобиля, ни его марки пострадавший назвать не мог. При документировании ДТП и описании места происшествия аварийный комиссар сделал однозначный вывод о несоответствии повреждений и положения автомобиля описываемому ДТП, а также об отсутствии следов торможения и следов ДТП второй машины. Характер повреждения застрахованного автомобиля однозначно указывал на то, что следы повреждения второго автомобиля должны были присутствовать. На основании дополнительной экспертизы было установлено, что ДТП произошло не в данном месте и при других обстоятельствах. В итоге на основании данных экспертизы в выплате страхового возмещения было отказано. С чем страхователь и согласился. В СО "Помощь" рассказали похожую историю. Прибывший аварийный комиссар обратил внимание, что на месте якобы аварии не обнаружилось ни следов другой машины, ни осыпи грязи из-под днища, ни осыпи краски, хотя на самом авто в месте удара наблюдалась огромная проплешина. Под грузом улик водитель сразу же признался в недобром умысле и поклялся: "Больше никогда и ни за что!". Впрочем, в арсенале комиссаров не меньше историй и о том, как в ГИБДД якобы потеряли документы с места ДТП, схема аварии оказалась перечерчена, и только собранная аварийным комиссаром фактура помогла водителю избежать незаслуженного наказания. А бывают вообще анекдотические случаи. Автомобиль попал в глубокую выбоину и потерпел аварию. На место ДТП прибыли и комиссар, и гибэдэдэшники. Составили протокол и отбыли. Уже в ГИБДД комиссара взяло сомнение, правильно ли замерена глубина выбоины (если она больше 5 см, можно требовать компенсацию с дорожных служб). Но когда комиссар через час вернулся на место, выбоина уже была заасфальтирована. Получается, что существование института аварийных комиссаров еще и положительно влияет на состояние петербургских дорог.
Р.S. Вообще же в страховом мире немало экзотических профессий. Допускаю, что никто из вас, уважаемые читатели, не слышал о таких, например, профессиях, как актуарий или андеррайтер.
ЧУБАХА И.
Вся пресса за 7 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Кадры
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|