Турбизнес,
11 июля 2002 г.
Вектор или флюгер? 803 просмотра
Мартовская выставка не только продемонстрировала значимость России на мировом туристическом рынке. Внимательному наблюдателю MITT была интересна как индикатор процессов внутреннего развития рынка. Например, остался практически незамеченным тот факт, что в турбизнесе совершен некий прорыв в сфере сотрудничества с финансовыми структурами. Впервые в выставке участвовало рекордное число страховых компаний — 21.
Ни Лондон, ни Берлин, ни какая-либо другая международная туристическая выставка не собирают такого количества страховщиков. О чем может свидетельствовать опыт MITT-2002? Эксперт "ТБ" — начальник управления специальных страховых программ компании "Группа Ренессанс-Страхование" Феликс Беруль. Во-первых, выставка дала подтверждение тому, что туристический и страховой рынки нашли точки плотного соприкосновения. Практически все крупные туроператоры определились со своими страховщиками, а некоторые создали глубоко эшелонированную систему страховой защиты своих клиентов и себя самих, работая одновременно с несколькими страховыми компаниями. Во-вторых, те страховщики, которые совсем недавно вышли на этот рынок, сейчас определили его как стратегический и заняли атакующую позицию, стремясь потеснить авторитетов. Некоторые из новичков повторяют ошибки, уже совершенные до них, и декларируют желание стать лидерами рынка, не задумываясь над тем, что в настоящее время это практически невозможно. В-третьих, на туристическом рынке создалась ситуация, которая в недалеком будущем может привести к кризису, уже возникавшему несколько лет назад. Тогда путем значительных усилий и компромиссов удалось побороть тенденцию демпинговых тарифов, с которыми вышли на рынок новички. Но их было один-два, а теперь десятки. К сожалению, демпинг — единственный инструмент, который позволяет разрушить установившееся равновесие. К сожалению, такие инициативы находят активную поддержку среди участников туристического рынка. Эти три свидетельства активизации страховщиков являются посылом для четвертого, самого главного. Настало время задуматься о том, что страховой прилавок туристического рынка требует упорядочения более серьезного и системного, чем то, которое декларируется сегодня. В настоящее время существуют два вектора организационного воздействия на страхование в туризме. Один исходит от бывшей РАТА, которая когда-то предприняла попытку организовать комиссию по страхованию. Несуразность этого очевидна: деятельность специалистов туризма по координации процессов страхования выглядит, по крайней мере, некорректно. Реализовывался этот проект на заре деятельности РАТА и носил скорее коммерческий характер, когда каждый новый страховщик, вступавший в организацию, назначался её генеральным страховщиком. В нынешней ситуации этот орган не может реально влиять на деятельность страховщиков и их взаимоотношения с турфирмами. Другим координирующим органом является комитет по страхованию Всероссийского союза страховщиков. Этот комитет, призванный к консолидации страхового рынка в туризме, практически не работает. Причина этому вполне объективная. Страхование в туристической отрасли занимает столь незначительное место в общеотраслевых задачах ВСС, что на него практически никто не обращает внимания. Таким образом, можно сформулировать еще одну реальную тенденцию рынка — отсутствие координации в сфере страхования в туризме. Причем сфера взаимодействия туристического и страхового бизнеса будет активно развиваться, чему есть яркое подтверждение — активное участие страховщиков в прошедшей выставке. Профессионалы страхования в туризме все чаще задумываются о том, что пора вспомнить зарубежный опыт и определиться со своим местом в общем бизнесе. Страхование в туризме — специфическая область страхования. Она характеризуется очень высокими расходами на аквизицию — это именно те расходы, которые характеризуют техническую сторону бизнеса. Дорогостоящие полисы, которые у некоторых страховщиков сопоставимы с произведениями искусства, сервисные карты, комиссия агентам и скидки турфирмам делают этот бизнес сравнимым по представительским расходам с автострахованием, только страховые взносы в нем в сто раз меньше. Поэтому и возникает вопрос о способности "дешевых" страховщиков выполнить свои обязательства перед клиентами. С другой стороны, возникает проблема урегулирования убытков. Сервисные компании, для которых российский страховой рынок является источником существования, могут устанавливать свои правила игры, которые далеки от возможностей рынка. Хорошо, если в результате долгосрочного партнерства с тем или иным страховщиком устанавливаются взаимовыгодные отношения (на что новички не могут рассчитывать). Таким образом, доля сопутствующих расходов или "нагрузка", как её называют страховщики, доходит до 60%, включая комиссию агентам. В принципе это не страшно, если все регулируется реальным рынком. Но рынком страхования, а не рынком туризма. И страховые компании, и турфирмы уже неоднократно имели возможность убедиться на собственном опыте, что рынок — это не анархия, а управляемый процесс с регулируемыми параметрами. Страховые тарифы — важнейший параметр страхового рынка, регулируемый жесткими правилами. Эти правила включают в себя показатели объема страховой защиты и лимиты ответственности страховщиков. При этом минимальный размер данного параметра должен являться единым для всего страхового бизнеса в туризме. Соотношение объема страховой защиты и его стоимости не должно зависеть от желания турфирмы страховаться за "просто так". Страхование в туризме будет только тогда рыночным и цивилизованным, когда появятся единые для всех страховщиков правила поведения на этом рынке. К сожалению, ни комиссия РАТА по страхованию, ни комитет ВСС по страхованию в туризме не в состоянии сегодня выполнить задачу по созданию этих правил. Первая — в силу своей профессиональной принадлежности, вторая — из-за низкой работоспособности. Если обратиться к зарубежному опыту, то наибольшего успеха добиваются компании, соединившие свои усилия в специализированном объединении. Есть Международная ассоциация туристического страхования, есть Европейская ассоциация, наверное, можно подумать и о национальном объединении страховщиков в туризме. Причем не только страховщиков, но и тех, кто действует в этом бизнесе как полноправный участник. Речь идет о сервисных компаниях и страховых брокерах. Обсуждается эта идея давно, но только на мартовской выставке мнения страховщиков по этому поводу прозвучали отчетливо и даже единодушно. Это единственный путь создания цивилизованной системы страховой защиты в туристической индустрии. При этом объединение может быть коллективным членом и РАТА и ВСС, отстаивая в них свои специфические права. По мнению тех, кто высказывался в пользу такого объединения оно должно осуществлять защиту интересов страховщиков страхователей и застрахованных лиц как в совокупности этих интересов так и в отдельности для каждой группы. Не должно быть вмешательства в коммерческую деятельность членов этого объединения, но осуществлять строгий контроль за деловой этикой необходимо. Помимо прочего, такое объединение будет способствовать развитию национальной сервисной системы, которая сегодня находится в зачаточном состоянии и не может конкурировать с западными ассисторами. Не менее важным для объединения должно стать создание единых правил продаж страховых продуктов. В качестве примера можно привести тот факт, что с 2001 года все туристические агентства Великобритании, занимающиеся страхованием туристов, должны стать членами специального страхового объединения. Иначе они не имеют права продавать страховые полисы. Такое решение было принято на государственном уровне и сначала вызвало бурную реакцию в туристическом мире, однако известные события осени 2001 года подтвердили правильность такого решения. При размышлении над международным опытом совместного цивилизованного функционирования туризма и страхования вновь возвращаешься к впечатлениям московской выставки. Отчасти они тоже на тему взаимодействия различных сторон турбизнеса и организации этого взаимодействия. Есть немало свидетельств того, что организаторы MITT ставят своей первоочередной целью максимальное получение прибыли, а не создание нормальных условии для работы участников и посетителей выставки. Ажиотаж владельцев импровизированных платных, порой противозаконных парковок на прилегающей территории, какофония рекламных объявлений, делающая невозможными переговоры, отсутствие полноценной справочной информации, ошибки в путеводителе по экспозиции не делают чести выставке, которая по числу участников и посещаемости уже давно вышла из статуса национальной и объективно может соперничать с лондонской и берлинской. А ведь WTM и ITB знакомы и российским страховщикам, которые имеют лишний повод сравнить и посокрушаться.
Страхование выезжающих за рубеж
Страховаякомпания
|
Количество застрахованных
|
Страховая премия ($)
|
Количество страховых случаев
|
Страховые выплаты ($)
|
2000
|
2001
|
2000
|
2001
|
2000
|
2001
|
2000
|
2001
|
«AIG-Россия»
|
139000
|
176000
|
1086000
|
1390000
|
1800
|
2300
|
530000
|
730000
|
«АВИКОС»
|
81700
|
69000
|
610000
|
450000
|
868
|
867
|
93445
|
110862
|
«Группа Ренессанс-Страхование»
|
12579
|
26983
|
146335
|
246785
|
65
|
87
|
19385
|
43079
|
«ГУТА страхование»
|
57564
|
125380
|
166586
|
358866
|
246
|
337
|
35802
|
71350
|
«ЖАСО»
|
78446
|
42559*
|
148780
|
143381
|
180
|
225
|
24603
|
33934
|
«Ингосстрах»
|
520000
|
600000
|
4300000
|
6100000
|
7000
|
11000
|
1700000
|
2650000
|
«НАСТА»
|
120741
|
147355
|
582428
|
710358
|
1950
|
2477
|
236928
|
313709
|
ПСК
|
51500
|
89000
|
550000
|
670000
|
583
|
1100
|
160000
|
150000
|
«РЕСО-Гарантия»
|
350000
|
400000
|
2600000
|
3000000
|
3700
|
4700
|
700000
|
800000
|
«РК-Гарант»
|
54922
|
44776
|
270000
|
215000
|
1029
|
621
|
104000
|
107382
|
«РОСНО»
|
357233
|
518393
|
2418382
|
3073491
|
3600
|
4637
|
1087771
|
1136596
|
«Спасские ворота»**
|
-
|
-
|
-
|
-
|
304
|
383
|
2403054 руб.
|
2885730 руб.
|
«Якорь»
|
15000
|
18000
|
84532
|
100837
|
177
|
218
|
35926
|
39125
|
* — Увеличилось количество застрахованных на длительные сроки ** — Включая путешествующих по России, данные предоставлены частично Источник: Опрос журнала «Турбизнес», апрель 2002 г.
Вся пресса за 11 июля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование выезжающих за рубеж
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|