Нефть России,
16 августа 2002 г.
Уязвимые нефтепроводы – лишние слезы
2207 просмотров
Нефтепроводы — наиболее экономичный способ транспортировки нефти. Но поскольку высокая эффективность работы этих объектов достигается за счет повышения их производительности, увеличения длины, усложнения конструкции, аварии на нефтепроводах могут стать причиной чрезвычайно крупных убытков, покрыть которые компаниям, участвующим в процессе их создания и эксплуатации, бывает попросту не по силам. Конечно, только в том случае, если трубопровод не был заблаговременно застрахован.
Стройка — место рискованное
Основная экономическая привлекательность трубопроводного транспорта основывается на том, что перемещение груза с его помощью осуществляется без помощи контейнеров, цистерн и т.д. Кроме того, при использовании трубопровода отсутствует стадия погрузки разгрузки, требующая больших затрат на оплату труда обслуживающего персонала. Не зависит "труба" и от погодных условий, как, например, танкерный флот. При движении по трубопроводам скорость нефти остается постоянной (за исключением случаев аварий), в то время как стоимость транспортировки постоянно снижается по мере роста объема перекачиваемых ресурсов. В результате "путешествие" нефти по трубе на расстояние свыше 500 км обходится более чем в 10 раз дешевле по сравнению с каким либо другим способом транспортировки. Впрочем, все эти выгоды относятся к тому периоду, когда нефтепровод уже существует. Но его прокладка сложное дело, требующее значительных денежных и временных затрат. И сопряженное с большим количеством различных рисков. Не лишен рисков и процесс эксплуатации. Их покрытие можно разбить на несколько групп. — страхование нефтепровода на период строительства, включая страхование грузоперевозок; — страхование машин от поломок при строительстве нефтепровода; — огневое страхование; — страхование оборудования нефтепровода от поломок; — страхование ответственности. Прокладка любого нефтепровода начинается с доставки необходимых грузов и материалов. Поскольку чаще всего нефтепроводы строятся в районах с неразвитой инфраструктурой — в местах, где часто нет ни дорог, ни необходимого оборудования для погрузки разгрузки, — особое значение на этом этапе приобретает страхование грузоперевозок. Страховое покрытие в этом случае действует с момента отправки от места, где производилась погрузка до пункта назначения, определенного сторонами, подписавшими контракт. При этом обычно из покрытия полиса по страхованию грузоперевозок исключаются такие риски, как война, забастовка, народные волнения, воздействие ядерной энергии, косвенные риски. В случае транспортировки грузов морским транспортом страховое покрытие осуществляется обычно на стандартных условиях Института лондонских страховщиков (у профессионалов страхования есть термин "стандартные оговорки"). Страховые компании также могут предоставлять защиту от строительно-монтажных рисков. В этом случае покрытие полиса страхования распространяется на все время строительства трубопровода, начиная с разгрузки труб и заканчивая проведением водных тестов на давление. В сферу ответственности страховщиков при этом попадают неожиданные и непредсказуемые события, вызванные самыми разнообразными причинами. Особое внимание уделяется различным природным явлениям — дождям, наводнениям, штормам, землетрясениям, сходам лавин, пожарам, взрывам, ударам молнии. Предусматриваются также риски, связанные с ошибкой при строительстве, небрежностью персонала, повреждением, вызванным избыточным или недостаточным давлением, и т.д. (см. рис. 1). Исключениями из этого ряда являются риски, обусловленные военными действиями, а также выплатой штрафов за несоответствие установленным нормам. Кроме того, под такой вид страховой защиты не подпадают коррозия и химическое окисление. К примеру, 18 марта 1996 г. на нефтепроводе «Кенкияки — Орск» произошел разрыв трубы. После проведения экспертизы выяснилось, что пять из шести станций активной катодной защиты были разграблены и не могли использоваться для борьбы с коррозией трубы .Поэтому страховая премия выплачена не была. В случае, если запланированное время, необходимое для строительства трубопровода, оказалось превышенным по причине наступления различных технических рисков, будущий владелец объекта может понести финансовые потери, связанные с оплатой дополнительного труда рабочих, выплатой по кредитам, невозможностью получения дохода от использования нефтепровода. Страховое покрытие в таком случае может предоставляться как для всего трубопровода, так и для отдельных его установок, к примеру, насосной станции или компрессоров, поскольку их повреждение во время тестовых испытаний может стать причиной переноса запуска нефтепровода на гораздо более позднюю дату. Страхование потери прибыли от поломки машин и оборудования, задействованных в прокладке нефтепровода, обычно не осуществляется, так как такая техника может быть легко заменена в короткие сроки. Прокладка нефтепроводов может происходить не только на суше, но и в воде. И поскольку такая работа связана с гораздо большим числом рисков (см. рис. 2), тарифные ставки здесь значительно выше. Страховое покрытие при этом предоставляется на условиях, аналогичных "сухопутным", но с некоторыми поправками. Например, под покрытие подпадают дополнительные расходы, ставшие следствием простоя по причине плохой погоды, затраты, вызванные применением специального оборудования и судов для проведения ремонтных работ, и т.п. При прокладке трубопроводов используется большое количество разнообразной техники землеройные машины, трубоукладчики, сварочные машины и др. Это оборудование иногда включается в полис по страхованию нефтепровода на период строительства, но может быть покрыто и отдельным полисом. Второй вариант обычно используется в том случае, когда заинтересованность компании в проекте по прокладке трубопровода как раз и ограничивается этим оборудованием. Такое страховое покрытие не распространяется на внутренние дефекты оборудования, но даже несмотря на это многолетние наблюдения показывают, что количество страховых случаев по нему достаточно велико. Впрочем, по настоящему эффективным этот вид страхования становится только в случае адекватного размера франшизы: она должна быть не менее 2500 долларов.
Страхование "с огоньком"
Во время работы нефтепроводов основными направлениями покрытия рисков являются огневое страхование, страхование машин от поломок и ответственности перед третьими лицами. В сферу действия полиса по огневому страхованию попадают риски, связанные с пожарами и взрывами. Однако стоит подчеркнуть, что эти события могут иметь совершенно разные последствия в зависимости оттого, в какой из частей сложной системы под названием "нефтепровод" они имели место. Так, например, пожар или взрыв на насосной или компрессорной станции, так же, как и в резервуарах для хранения нефти или ее переработки, представляет гораздо большую опасность, чем пожар или взрыв непосредственно самой трубы. Яркий пример — взрыв, произошедший в 1997 г. на нефтеперекачивающей станции магистрального нефтепровода «Озек — Грозный» из-за плохого контроля за работами в аварийной ситуации. Тогда во время тушения пожара был полностью оторван от перемычки напорный патрубок и надломлен всасывающий патрубок, вследствие чего произошел вертикальный выброс нефти, образовалось облако газонефтевоздушной смеси, которое затем взорвалось. В некоторых случаях (по желанию страхователя) стандартное покрытие от пожара и связанных с ним рисков может быть дополнено предоставлением страховой защиты от неблагоприятных явлений природы (землетрясений, штормов, наводнений), политических рисков и рисков народных волнений, ущербов, вызванных столкновением с автомототранспортными средствами, и т.п. Можно сказать, что в некоторых случаях риски, попадающие под покрытие по расширенному полису, могут стать причиной гораздо больших выплат со стороны страховщика, чем в случае пожаров. Поэтому решение о предоставлении расширенного страхового покрытия становится особенно важным. Покрытие по полису огневого страхования может также распространяться и на убытки, связанные с потерей прибыли вследствие невозможности использования нефтепровода. Оборудование, эксплуатируемое на нефтепроводах, условно можно разделить натри группы: непосредственно труба; насосы и другое аналогичное оборудование: нефтехранилища. Поскольку труба не является машиной в привычном понимании этого слова, то риск ее поломки достаточно мал. Неприятные ситуации могут возникнуть только вследствие неправильного проектирования, использования при строительстве некачественных материалов, плохо проведенного монтажа. Так было, например, с аварией, случившейся 16 февраля 1997 г. на 397 км нефтепровода «Куйбышев — Тихорецк». Ее причиной стало то, что нефтепровод был построен без систем гашения ударной волны, с нарушением нормативов при производстве сварочно-монтажных работ, из-за чего максимальное рабочее давление нефтепровода оказалось ниже обозначенного в проекте. Следует учитывать, что поломки трубы ликвидируются достаточно быстро (чаще всего — в течение двух-четырех дней), однако поиски участка трубопровода, на котором произошел разрыв, занимают гораздо больше времени — до двух недель. Поэтому в полисе страхования обычно указывается франшиза не менее 14 дней. Страхование насосов, компрессоров и другого оборудования на нефтепроводах от поломок не имеет никаких особенностей, так как эта техника является стандартным машинным оборудованием. В отдельных случаях после подписания соответствующего соглашения между страхователем и страховщиком вместе с оборудованием может быть застрахован также и риск протечки нефти и загрязнения окружающей среды. Резервуары для хранения нефти и их оборудование страховые компании берут под свою защиту довольно охотно, так как подтвердить наличие поломок этих объектов достаточно сложно. Однако при страховании машинного оборудования следует учитывать, что в этом случае покрытие риска не распространяется на взрывы и саботаж. Зато в покрытие может быть включен риск протечки нефти, но только на основе подписания дополнительного соглашения.
Бремя ответственности
Процессы проектирования, строительства и непосредственно использования нефтепровода сопряжены с риском возникновения ответственности перед третьими лицами. Причем особое внимание в данном случае предприятия должны уделять действующему в стране законодательству. Именно оно во многих случаях определяет размер и случаи возмещение убытка, причиненного нефтепроводом третьим лицам. Страхование рисков проектирования, то есть ответственности инженеров и консультантов, задействованных в проекте, покрывается полисом страхования профессиональной ответственности. Аналогичная схема используется и в других отраслях применительно к работе архитекторов и инженеров. Наиболее распространенный тип полисов в случае проектирования нефтепроводов связан с предоставлением покрытия от убытков, которые были причинены непосредственно самому нефтепроводу. При этом страхователю необходимо быть абсолютно уверенным в том, что компания, проводившая проектирование, никоим образом не связана с фирмами, осуществляющими поставку материалов и строительные работы. Достаточно часто компания, проектировавшая нефтепровод, является и генеральным подрядчиком всего проекта. В таких случаях покрытие ограничивается возмещением убытков третьих лиц (причинение вреда здоровью или повреждение имущества). При любых обстоятельствах из покрытия исключаются убытки, связанные с такими факторами, как: — остановка производства; — уменьшение производительности; — несоответствие реальной доходности запланированной; — превышение стоимости объекта из-за увеличения срока строительства вследствие задержек поставок; — проведение работ лицами, не имеющими соответствующих сертификатов или лицензий; — действия страхователя, противоречащие законодательству и т.д. После завершения строительных работ и успешного проведения тестовых испытаний контроль за нефтепроводом переходит непосредственно к оператору. С этого момента риск, связанный с процессом управления работой нефтепровода, может покрываться на основе полиса гражданской ответственности, причем держателем полиса может выступать как владелец нефтепровода, так и компания, которая является его оператором. Опыт показывает, что самым опасным в работе нефтепровода является риск взрыва и загрязнения окружающей среды. Убедиться в этом можно, вспомнив случившуюся в 1994 г, усинскую катастрофу. Тогда практически одновременно произошло 32 случая аварийной разгерметизации трубопровода, что, в итоге, привело к полному его разрушению на одном из участков и протечке нефти, которую не удавалось ликвидировать на протяжении двух месяцев. Учитывая, что размер возможной выплаты по этому риску может быть очень большим, страховщику необходимо с чрезвычайной осторожностью подходить к оценке риска, тщательно анализируя каждый отдельный случай. Обычно при расчете премии принимаются во внимание длина нефтепровода и его годовая производительность. Полисом покрываются, помимо вреда здоровью и имуществу людей и окружающей среде, оплата работ, проведенных страхователем с целью минимизации ущерба, а кроме того, сумма гонораров, выплаченных независимым экспертам. Из страхового покрытия исключаются случаи причинения вреда по вине страхователя, если это было совершено со злым умыслом и с нарушением действующего законодательства. Кому-то, наверное, может показаться, что, говоря о рисках, которым подвержены трубопроводы, автор несколько сгустил краски. Ничуть. И чтобы доказать это и лишний раз подчеркнуть важность страхования при строительстве и эксплуатации этих объектов, в заключение познакомим читателей с тремя примерами наиболее крупных аварий на трубопроводах.
Май 1972 г. Техас, США
Разрыв 8-дюймовой трубы нефтепровода стал причиной протечки нефти (около 1260 тыс. л), которая быстро разлилась на расстояние более 500 м от нефтепровода. Высота пламени возникшего при этом пожара превышала 100 м.
Верселли, север Италии
Повреждение экскаватором нефтепровода из Павии в Швейцарию Возникшая протечка нефти привела к загрязнению реки По. Кроме того, произошел взрыв, сила которого была настолько велика, что обломки труб были отброшены на расстояние до 300 м.
Июль 2000 г. Мексиканский залив
При подъеме якоря судна поврежден нефтепровод, проложенный по дну залива Сумма убытков приблизилась к 65 млн долларов. Так что риск риску — рознь...
В статье приведны рисунки «Профиль строительно-монтажных рисков» и «Основные риски, связанные с прокладкой и эксплуатацией нефтепроводов в море».
ТАБАКОВ А.
Вся пресса за 16 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Строймонтаж страхование (CMR), Страхование имущества, Огневое страхование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
24 ноября 2024 г.
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МедиаРязань, 24 ноября 2024 г.
В Рязанской области более 40% водителей показывают безаварийную езду
|
|
Аргументы и факты на Оби, Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Меньше половины водителей в Новосибирской области ездят без аварий
|
|
МК в Новосибирске, 24 ноября 2024 г.
Около 42% водителей Новосибирской области ездят без аварий
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 24 ноября 2024 г.
Почти 42% новосибирских водителей ездят без аварий
|
|
5 колесо, 24 ноября 2024 г.
В России упростят оформление ДТП по ОСАГО. Но не всех
|
23 ноября 2024 г.
|
|
Сибкрай.ру, Новосибирск, 23 ноября 2024 г.
Страховщики похвалили новосибирских водителей – они самые «безаварийные»
|
|
Внешнеэкономические связи, 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты потребовали новые страховки из-за полетов над зонами боевых действий
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Новости Армении-NEWS.am, 22 ноября 2024 г.
Премьер-министр Армении: Мы пока не готовы к переходу на медицинское страхование
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|