Развитие страхования при железнодорожных грузоперевозках
РЖД-Партнер,
12 апреля 2002 г.
Кто не рискует, тот останется в выигрыше 828 просмотров
При каждой перевозке груза — даже на самые незначительные расстояния — всегда существует риск его утраты, гибели или повреждения. Вообще все, что связано с эксплуатацией транспортного средства, сопряжено с риском.
Прагматичный и экономный Запад уже давно оценил преимущества страхования: как такового вообще, так и транспортного в частности. Что касается российских предпринимателей, то, как показывает практика, в полном объеме страхуются пока лишь экспортные перевозки. Причем на этом, как правило, настаивают зарубежные партнеры, включая в договоры определенный пункт. Зачастую они же и берут выполнение этого пункта на себя — страхуя груз в собственных страховых компаниях, которые (в свою очередь) не слишком охотно осуществляют страхование груза до внутренних пунктов России. Обычно зарубежные фирмы предпочитают брать на себя ответственность лишь за тот участок, который груз проходит до границы с Россией... Такая позиция главным образом обусловлена различием процедур рассмотрения претензий в разных странах. Поэтому незнакомые с российской спецификой западные страховщики предпочитают этого избегать: ведь разбор страхового случая должен происходить на территории той страны, где он имел место. Российская же сторона зачастую относится к необходимости страхования несерьезно, полагаясь на неистребимое русское "авось" или надеясь на ответственность перевозчиков. Действительно, по всем существующим внутренним законодательным актам и международным транспортным конвенциям в случае несохранности груза перевозчик несет перед владельцем материальную ответственность. Рассматриваются четыре категории этой ответственности: за несохранность качества, за недостачу или утрату груза, за просрочку в доставке, за неподачу транспортного средства. Основной принцип здесь — ответственность за виновное поведение. А формула вины такова: "...если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело". При этом он освобождается от ответственности в следующих случаях: если сможет доказать, что ущерб был нанесен по вине самого грузовладельца (нарушение правил упаковки, неправильное оформление транспортных документов — сокрытие сведений об особых свойствах груза); из-за некондиционности груза (повышенная влажность и тому подобное); по причине обстоятельств непреодолимой силы (в том числе стихийные бедствия) или же при возникновении необходимости спасения людей. А в случае зафиксированного отсутствия нарушений целостности упаковки и сохранности запорно-пломбировочных устройств вина с перевозчика снимается полностью. Также необходимо знать: шанс добиться компенсации полной стоимости утраченного груза существует лишь при внутренних автомобильных и железнодорожных перевозках. Ответственность перевозчиков за наземные и авиационные грузы при международных (а с 1997 года и при внутренних воздушных) перевозках ограничена соответствующими международными транспортными конвенциями и "Воздушным Кодексом Российской Федерации" определенными суммами за килограмм груза брутто. Эти пределы ответственности достаточно низки, чтобы полностью покрыть убытки грузовладельцев при доказанной вине перевозчика — особенно при перевозке грузов с высоким отношением стоимости к массе. Кроме того, не следует забывать, что любая тяжба с перевозчиком — это процесс длительный и потребует новых денежных вложений на ведение судебного процесса. Вместе с тем заключение договора со страховой компанией поможет избежать большинства сложностей. Во-первых, вы не только обезопасите фирму на случай возможные финансовых потерь, но и снимите с себя бремя контроля за этапами прохождения груза. При страховании маршрута доставки груза "от двери до двери" (от склада до склада) с ответственностью за все риски за состоянием груза во время его транспортировки будет следить уже страховщик. На каждой стадии переработки — на сортировочной станции, в порту и так далее — груз будет осматриваться представителями страховой компании. Они же, в результате наступления страхового случая возьмут на себя работы по установлению характера повреждений, причины и размера понесенных убытков, если же груз пропал — его поиск, а также все переговоры с перевозчиками. Клиент просто получает возмещение убытков. К тому же следует учитывать, что ответственность страховщика распространяется даже на те условия, которые перевозчика от ответственности освобождают. Например, на случай наступления "общей аварии"; когда ответственность несут все участники — владелец судна, грузовладелец, экспедитор и так далее. Иногда потери грузовладельца в этом случае могут равняться стоимости груза. Также страховщики могут решить проблемы и с восстановлением испорченного груза, тогда как перевозчик выплатит лишь условную стоимость ущерба. Например: в адрес некой российской фирмы из-за рубежа было отправлено дорогостоящее оборудование. Однако на перевалке в порту при выгрузке с судна оно было повреждено в результате падения контейнера. Специалисты страховой компании, осмотрев оборудование на складе, пришли к заключению, что оно не пригодно, после чего страхователю были возмещены издержки на ремонт. Заметим: если бы данный груз был застрахован только до российской границы (как это часто бывает при экспортно-импортных перевозках), а дальше по территории нашей страны продолжил следование незастрахованным, то возникла бы вероятность, что в порту факт урона контейнера утаили, а на складе никто бы не придал значения осмотру оборудования. В результате при обнаружении порчи было бы невозможно доказать — на какой стадии транспортировки грузу был нанесен ущерб и потребовать компенсацию было бы, соответственно, не от кого. Помимо этого не стоит также забывать: возможности страхования прежде всего дают право самому грузовладельцу определить тот набор рисков, на случай которых он хочет застраховаться. Сегодня существуют три самых распространенных положения: с ответственностью за все риски; с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. В зависимости от набора рисков, вида транспорта и маршрута будет колебаться и тариф страхового взноса. Кроме того, в страховой компании вам помогут разрешить и всевозможные спорные моменты: вопросы транспортировки и хранения, выбор упаковки, заполнение необходимой документации и так далее. Также специалисты всякой уважающей себя страховой компании подробно проинструктируют своего клиента о правильном поведении в случае наступления страхового случая. Так, в компании "Ингосстрах" даже разработана на этот счет специальная "Инструкция для клиента". Словом, если вы решили воспользоваться страховой услугой, помните: прежде чем определиться с выбором компании, нужно внимательно изучить максимальное количество предложений участников этого рынка. Во-первых, при обращении в страховую компанию не стесняйтесь попросить показать лицензию на право осуществления необходимого вида страхования (в данном случае — грузоперевозок). Подробнее ознакомьтесь с опытом работы выбранной компании за последние несколько лет. Ведь заручиться лицензией сегодня не так сложно, но если профильным для фирмы является, например, медицинское страхование, то вряд ли можно рассчитывать, что и страхование грузоперевозок здесь осуществляется на должном уровне. Обратите внимание на учредителей и статистику страхового возмещения: мелкие выплаты осуществлять нетрудно, а крупные — только при наличии достаточного размера собственного удержания. Посмотрите — где перестраховывает своих клиентов компания. Помните, что предлагаемые изначально скидки должны скорее насторожить, чем обрадовать: солидная компания своим клиентам предлагает скидки только в случае долговременного сотрудничества или таких же отношений с предыдущим страховщиком при отсутствии выплат последним. Тщательно изучите документы, регламентирующие объем ответственности страховой компании, и исключения из страхового покрытия. Отдельно поинтересуйтесь также: как и в какие сроки будет осуществляться выплата, что может послужить основанием для отказа в ней.
ТОКАРЕВА Т.
Вся пресса за 12 апреля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Страхование грузов
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
30 января 2025 г.
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 30 января 2025 г.
В Первоуральске вынесли приговор группировке, похитившей у страховых компаний 3,9 миллиона рублей
|
|
Известия онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин выступил против увеличения лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
IAIS представляет стратегический план с дорожной картой на 2025–2026 годы
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Потерпевшие крушение в Черном море танкеры были застрахованы на более $40 млн
|
|
Forbes Казахстан, 30 января 2025 г.
Бизнесмен из списков Forbes увеличил капитал своей страховой компании почти в 2,5 раза
|
|
Казахстанский портал о страховании, 30 января 2025 г.
DIFC и Ллойд объединяются для развития будущих талантов в страховом секторе
|
|
Коммерсантъ онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин не поддержал повышение лимитов выплат по ОСАГО
|
|
Финмаркет, 30 января 2025 г.
Выплаты российских агростраховщиков в 2024 году выросли на 38%
|
|
Ведомости онлайн, 30 января 2025 г.
Минфин отклонил инициативу о компенсации при отсутствии ОСАГО у виновника аварии
|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 января 2025 г.
Верховный суд утвердил взыскание ущерба от обстрелов в белгородском Шебекине
|
|
Блокнот Краснодара, 30 января 2025 г.
Минтранс дал ответ о страховании потерпевших крушение танкеров на Кубани
|
|
Деловая газета.Юг, Краснодар, 30 января 2025 г.
Страховка владельцев судов «Волгонефть» за загрязнение покрывает около 3 млрд
|
|
Тренд, Баку, 30 января 2025 г.
В Азербайджане часть стоимости ряда лекарств будет покрываться страховкой
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 30 января 2025 г.
Для Краснодара снижен территориальный коэффициент по ОСАГО
|
|
Gorod.lv, 30 января 2025 г.
Топ самых угоняемых автомобилей в Латвии: рейтинг изменился
|
|
Autonews.ru, 30 января 2025 г.
Это невероятно. Сколько стоит ОСАГО и каско на Lada, Chery, Geely и Haval
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 30 января 2025 г.
Страховщика через ВС РФ обязали заплатить деньги попавшей под обстрел белгородской компании
|
 Остальные материалы за 30 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|