Известия,
20 августа 2002 г.
Дискотека "Авария"
513 просмотров
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), введенный в действие с 1 июля этого года, внес немало сумятицы в отношения между водителями, ГИБДД и страховщиками. Некоторые водители, оказавшиеся причастными к дорожно-транспортному происшествию, и поныне не могут получить причитающееся им возмещение ущерба. Прошедший на прошлой неделе в "Известиях" "круглый стол" с участием специалистов пролил свет на эту проблему.
— Главное изменение между прошлой и нынешней процедурой оформления дорожно-транспортного происшествия (ДТП) состоит в том, что по старому кодексу по итогам рассмотрения дела выдавались копия соответствующего постановления и справка о виновности либо невиновности водителя, а теперь только копия постановления о нарушении водителем конкретного пункта правил движения, — сказал Владимир Кузин, начальник отдела административной практики и дознания ГУ ГИБДД России. — Из-за разности документов на первых порах и происходили (и может быть, происходят где-то и сегодня) недоразумения при обращении автовладельцев в страховые компании и суды. Саму аварию инспектор должен оформлять, как и прежде. "В первую очередь, он обязан составить схему происшествия, записать свидетелей и очевидцев", — говорит Кузин. Если нарушение правил одним из водителей не вызывает сомнений, то заполняется протокол об административном правонарушении, если же причины аварии не очевидны (например, каждый утверждает, что ехал на зеленый сигнал) — определение о проведении административного расследования. Кроме того, каждому водителю выдается "Справка об участии в ДТП", в которой указаны повреждения, полученные транспортными средствами, и сведения о других участниках происшествия. Эта справка вместе с копией протокола и есть те документы, которые необходимы и достаточны для обращения владельца машины в страховую компанию для получения возмещения. В суд же, если водитель не застрахован, необходимо предоставить постановление о привлечении к ответственности другой стороны за нарушение правил либо постановление о прекращении дела. У водителей, оказавшихся в ДТП до 1 июля, своя процедура. Она вызвана тем, что в новом КоАПе нет ответственности за ДТП, в котором пострадали только машины, как говорят в обиходе, "железо". Дело прекращается, а по первичным документам составляется новый протокол, на основании которого и будут происходить все дальнейшие действия. Водители при совершении ДТП должны, по словам Кузина, действовать строго в соответствии с правилами дорожного движения (п. 2.5): вызвать ГАИ и не трогать транспортные средства до ее прибытия или четко зафиксировать следы, местоположение машин, если транспортные средства мешают движению или создают опасность окружающим. Если же у водителей нет расхождений в оценке случившегося и виновности одной из сторон, а в аварии нет пострадавших, то водители могут составить схему происшествия сами и явиться в ближайшее отделение ГАИ или милиции для оформления происшествия (п. 2.6). Кстати, если водитель не выполнил обязанности, предусмотренные правилами в связи с ДТП, то по новому кодексу он может быть оштрафован на 1-2 МРОТ, а если самовольно оставил место ДТП — от 10 до 15 МРОТ либо подвергнут лишению прав от 6 месяцев до года или даже аресту на 15 суток (ст. 12.27). За нарушение правил движения, при котором причинен легкий вред здоровью потерпевшего, по новому кодексу полагается штраф от 5 до 8 МРОТ или лишение прав на 3-6 месяцев. В этом случае инспектор может задержать права водителя (поскольку предусмотрено наказание в виде лишения прав) и выдать временное разрешение, аналогичное тому, которое есть у большинства водителей. Владимир Кузин подчеркнул, что в спорных случаях расследование происшествия, как это и было, передается в "группу разбора". И, несмотря на то что водительское удостоверение теперь даже не при всех ДТП изымается, может возникнуть ситуация, когда решение по делу будет принято в пользу одной из сторон, если другая не захочет приходить на расследование. В свою очередь, Виктор Похмелкин, депутат Госдумы и один из разработчиков нового кодекса, отметил, что решение о виновности и наказании по подавляющему числу нарушений правил движения принимается руководством ГИБДД. А это значит: качать права в ГАИ и уповать на суды не стоит. Вместо штрафа начальник ГАИ может отправить дело в суд, где водителя и лишат прав, поскольку суды еще не имеют своей практики в расследовании таких дел. — Копия протокола об административном правонарушении — достаточное основание для выплаты страхователю компенсации, — подчеркнул на "круглом столе" в "Известиях" Виктор Абрамов, руководитель юридического управления страховой компании "Энергогарант". — Однако в случае гражданской ответственности или взыскании ущерба в порядке регресса необходимо, чтобы Госавтоинспекцией или судом был точно определен виновник ДТП. Закон отводит под это 15-30 дней или до 2 месяцев, если требуется расследование, однако в реальности разбор в суде может затянуться на годы. Но поскольку практика выплаты компенсаций, как выразился Абрамов, "зиждется на обычаях", то наиболее опытные страховые компании возмещают своим клиентам ущерб упреждающе, не дожидаясь окончания рассмотрения дела и вынесения по нему "вердикта", поскольку уже из первичных документов видно, кто окажется виноват и чем кончится дело. Аналогично все противоправные действия водителя, вроде нетрезвого вида, отказа от освидетельствования, превышения скорости, также отмечаются в первичных документах и позволяют заранее сделать обоснованный отказ от выплаты компенсации. По словам Николая Николенко, первого заместителя генерального директора "Промышленно-страховой компании", нынешняя справка об участии в ДТП не содержит оценки страхового события, что формально является поводом для отказа или задержки в выплате компенсации. Однако в интересах страхователя найти выход из этой ситуации. Чтобы у страхователя не было проблем с оформлением аварии и выплатой компенсации, Николенко советует водителям вместе с полисом страхования обзавестись и мобильным телефоном, чтобы тут же позвонить в страховую компанию дежурному и получить от него полную консультацию и совет. В некоторых компаниях такие дежурные работают круглосуточно. Страховщики утверждают: если у страхователя есть три необходимых документа — справка о ДТП, заявление и полис, — то он получит возмещение в течение 3-5 дней.
САЛМИН В.
Вся пресса за 20 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Мероприятия, Автострахование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
15 апреля 2025 г.

|
|
UzDaily.uz, 15 апреля 2025 г.
Стремительный рост страхового сектора Узбекистана обусловлен высокорисковыми направлениями бизнеса

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 15 апреля 2025 г.
В РФ могут обязать организаторов концертов и матчей страховать зрителей

|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 15 апреля 2025 г.
В России с начала года зафиксированы рекордные продажи полисов КАСКО

|
|
Report.Az, Баку, 15 апреля 2025 г.
ЦБА: Рост страховых взносов произошел за счет ограниченного числа компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Немецкие страховщики поддерживают отказ обязательного страхования от природных катастроф

|
|
Банковское обозрение, 15 апреля 2025 г.
ЦБ предложил новые требования к кредитному страхованию жизни

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Allianz Commercial предупреждает о росте гражданских беспорядков

|
|
Авторадио, 15 апреля 2025 г.
Общие полисы ОСАГО для РФ и Белоруссии начнут продавать с 23 апреля

|
|
Казахстанский портал о страховании, 15 апреля 2025 г.
Андеррайтеры будут проверять покупателей на наличие ИИ, но пока никаких исключений нет

|
|
Sputnik Беларусь, 15 апреля 2025 г.
Депутаты Беларуси и России подтвердили запуск союзного ОСАГО с 23 апреля

|
|
Report.Az, Баку, 15 апреля 2025 г.
Рынок перестрахования в Азербайджане в 2024 году вырос на 16%

|
|
Vzglyad.az, Баку, 15 апреля 2025 г.
В Азербайджане началась господдержка страхования ореховых садов

|
|
Известия, 15 апреля 2025 г.
Гастрольный трафик: устроителей мероприятий могут обязать страховать зрителей

|
|
Известия, 15 апреля 2025 г.
Холодно-зелено: до 40% урожая фруктов может лишиться юг РФ из-за заморозков

|
14 апреля 2025 г.

|
|
korins.ru, 14 апреля 2025 г.
В Архангельске прошло областное межведомственное совещание по вопросам ОСАГО

|
|
Финмаркет, 14 апреля 2025 г.
ЦБ РФ скорректирует порядок расчета выплат по страхованию жизни банковских заемщиков

|
|
investing.com, 14 апреля 2025 г.
Ageas приобретет британского страховщика esure за 1,7 млрд долларов

|
 Остальные материалы за 14 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|