Деловые люди,
22 мая 2000 г.
Renaissance профессионализма 507 просмотров
Национальная особенность российского бизнеса — в руководителях те, кому едва за тридцать. Когда отсутствие большого практического и жизненного опыта не мешает брать на себя значительную ответственность. Когда главными двигателями служат упорство, тщеславие и вполне обоснованная уверенность в том, что в этой стране чего-то можно добиться. Примерно в этом возрасте Илья Михайленко стал генеральным директором «Группы Ренессанс Страхование».
Выбор между точными науками, физикой и экономическим образованием Михайленко делает в пользу последнего и становится студентом Московского финансового института. Однако здесь он быстро понимает, что знания, получаемые в МФИ, нужны, но слабо применимы. «То, что нам преподавали, отставало от жизни. Теоретики читали курс экономики капитализма, а за окном уже проступали его реальные очертания. Конец 80-х, начало 90-х были такими динамичными, что казалось: надо немедленно начинать действовать, завтра будет поздно». С большим трудом нескольким студентам удалось перевестись на вечернее отделение и «пойти в жизнь». Рынок в прикладном виде Михайленко стал постигать в «Ингосстрахе», который тогда удивительным образом соединял в себе министерство и единственное в начале перестройки госучреждение, где просматривались рыночные отношения с клиентами. Кстати, по иронии судьбы «Ингосстрах» на свою голову воспитал за последнее десятилетие немало руководителей компаний, своих конкурентов. Михайленко удалось здесь оказаться дважды. Сначала в 1992 году, рядовым сотрудником. Затем после работы в страховой компании «Россия» он вернулся в «Ингосстрах», но уже в роли руководителя управления. Откуда осенью 1998-го Борис Иордан, глава инвестиционной компании «Группа Спутник», пригласил в «Ренессанс Страхование» — заместителем генерального директора. Первым лицом он стал год назад, когда фирма еще не совсем оправилась после кризиса, из-за которого страховавшие жизнь клиенты срочно забирали деньги. Для того чтобы развиваться, надо было предпринимать гигантские усилия. Увеличить капитал с 22 до 132 млн руб. Начать осваивать такую экзотическую для российского рынка нишу, как продажа услуг через Интернет. Конкуренты проект ревностно называли не иначе как дорогостоящим рекламным ходом компании. «Ну, где, — рассуждает Михайленко, — в каком бизнесе так бывает, чтобы сегодня вложили рубль, а завтра получили два? Наверное, только в МММ. Давайте через пару лет поговорим о том, правильный ли мы выбрали путь, сделав ставку на Интернет». Впрочем, главное, что следовало делать — в корне поменять менеджмент и стиль работы. Он должен был быть западным. Анализ практики иностранных страховщиков и сравнение с работой доморощенных компаний показал принципиальную разницу в управлении. «Российский «стиль страхования», по мнению Михайленко, это коллектив специалистов-многостаночников, которые в погоне за клиентами хватаются за все одновременно: от продажи услуги до оценки рисков, от выписки полиса до бухгалтерских операций и даже перестрахование. Водоразделы проходили только по видам бизнеса — медицина, автострахование, грузоперевозки и т.д. Все это было оправдано на первом этапе, но малоэффективно. Мы решили пойти на глубокую специализацию. Я, например, не авантюрен по своей сути, следовательно, никогда не стану выдающимся продавцом. Но мой консерватизм позволяет быть хорошим андеррайтером, мне удаются новые страховые продукты. Каждый должен заниматься своим делом». Он прагматичен. Далек от предрассудков. Вроде тех, что характер человека зависит от его астрологического знака. И уж точно не подбирает персонал по этому признаку. Равно как и по половому, поскольку не разделяет весьма распространенного суждения, будто бы женщины — безукоризненные исполнители, а мужчины идеальные управленцы. Практичен при выборе сотрудников, предпочтение отдаст профессионалу. Но при этом, хотя и с сожалением, пойдет на крайность: расстанется с очень хорошим специалистом, чей тяжелый характер — помеха в работе с клиентами, с коллегами: эффективность такого будет низка.
— Долго ли длится Ваш рабочий день?
— С десяти утра до десяти вечера, иногда больше.
— Как Вы переносите эти перегрузки?
— Пока выдерживаю. Вопрос в том, какие цели ставишь перед собой, чего хочешь достичь. Если есть ответственность за целое предприятие, нужно принимать правила игры и работать столько, сколько нужно. И это часами не измеряется. Такая работа требует полной отдачи.
— Ведение бизнеса — занятие напряженное. Как Вы справляетесь со стрессами, отдыхаете?
— Самыми разнообразными способами. Это туризм, спорт. С рюкзаком, пожалуй, уже не хожу, но экстремальные формы отдыха, с использованием технических средств вроде автомобиля большой проходимости люблю. Могу забраться в глушь, походить с ружьем. Ситуация, когда нет электричества, бытовых удобств и приходится спать на земле, меня не удручает, а радует. Это настоящий отдых. Помните, как у Жванецкого: «И самовар у вас электрический, и сами вы не искренние». Конечно, это не означает, что я предпочитаю только так проводить свободное время. Каждый год я обязательно в Австрийских Альпах катаюсь на лыжах. Здесь привлекает определенный режим: рано встал, на гору, вечером с друзьями. На море я не могу валяться на пляже. Люблю водный мотоцикл, серфинг, плавать с аквалангом. То же самое летом в Москве: катер, водные лыжи. Иногда в футбол, хоккей удается поиграть, покататься на роликах.
— Вы карьерный человек?
— Наверное, да. Сказать, что у меня полностью отсутствуют амбиции, неправильно. Не исключено, что на определенном этапе жизни уйду в преподаватели или иным образом кардинально изменю свою жизнь. Но мы все — рабы обстоятельств, можно рисовать картины для души. Однако помимо морального должно быть и материальное удовлетворение.
— Сохраняете ли Вы отношения с друзьями детства?
— Их становится меньше. И не потому, что мне не интересно с ними. Главная проблема во времени, видимся реже, чем прежде.
— Удается ли читать что-нибудь, кроме деловой прессы?
— К сожалению, мало. И в этом чувствую какую-то ущербность.
— А к каким классическим, вечным «источникам», когда есть возможность, возвращаетесь?
— Это драматургия: Мольер, Шекспир. Я люблю театр, иногда даже удается выбраться и что-то посмотреть. Мне нравится читать пьесы.
— Конкуренты и противники для Вас слова одного порядка?
— Нет, но на страховом рынке конкуренция сейчас очень обострилась. Я не говорю о тотальной конфронтации. Я, например, готов со всеми работать. Но, к сожалению, общих экономических интересов у российских страховщиков пока мало. Все они сконцентрированы на уровне законодательства...
...Неудачного лоббирования закона о страховании автовладельцев, в том числе...
— И это тоже. Кстати, наша компания решила подключиться к этой борьбе за появление закона, существующего во всех цивилизованных странах. Не африканское же мы государство, в конце концов.
— Как Вы смотрите на то, что у коммерческих компаний отберут обязательное медицинское страхование?
— Правильно сделают. И не потому, что мы не занимаемся ОМС. Нас не привлекает этот бизнес потому, что он не перспективен. Получается: бюджетные деньги поступают большей частью в государственные же лечебные учреждения через коммерческие организации. По сути, это перераспределение финансовых потоков. Я понимаю, если бы источником этих средств был не бюджет, а частные лица, предприятия, а страховщики, создавая конкурентные условия, привлекали их деньги. Но если речь идет о лишнем звене в цепочке — я логики в этом не вижу. Вот когда ряд депутатов в Думе утверждает, что обязательным страхованием автогражданской ответственности должен заниматься только Росгосстрах, это глупость. У РГС на эту работу не хватит сил.
— Какие позитивные тенденции на этом рынке Вы бы отметили?
— Хорошо уже то, что в стране пытаются принимать законы, касающиеся страхования. Впрочем, есть несколько моментов, которые серьезно могли бы повлиять на страховой рынок и экономику в целом. Об автогражданке я уже упомянул. У разумных людей необходимость его сомнения не вызывает. Другой момент — планируется увеличение необлагаемой налогами доли средств, направляемых на страхование с 1 до 3%. И третий, очень важный не только для граждан, но и для экономики страны, — широкое распространение долгосрочного накопительного страхования жизни. Этот способ накопления средств частными лицами сходен с банковским депозитом, но, в отличие от вкладов, страховые взносы не единовременны. Разумеется, процент при этом ниже банковского, но в течение этого срока человек получает социальные гарантии: будет застрахована его жизнь.
— А кто мешает страховщикам развивать этот бизнес. Отсутствие доверия, желания клиентов расстаться с деньгами на долгий срок?
— Вопрос доверия как раз второстепенен. Актуальнее то, что пока долгосрочное страхование не выгодно людям. Я не случайно говорю пока. Все попытки налоговых властей оптимизировать фискальную систему неудачны. Если МНС пойдет на налоговые льготы при страховании жизни, бюджет только выиграет от этого. Потенциальный объем этого рынка десятки миллиардов долларов.
ЧЕБОТАРЕВА В.
Вся пресса за 22 мая 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Лица, Игроки, Управление
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|