Мир новостей,
29 августа 2002 г.
Как "обуть" страховую компанию 962 просмотра
Мы уже как-то привыкли к тому, что в нашей стране государство нередко выступает в роли Остапа Бендера, имеющего массу способов отъема денег у населения. Но, оказывается, и определенная часть наших сограждан спит и видит, как бы найти все возможные ходы облапошивания различных организаций. И ведь находит.
Не успел в России появиться рынок страховых услуг, как был тут же атакован жуликами всех мастей, моментально изобретших хитроумные схемы выколачивания денег со страховщиков. За десять с хвостиком лет своего существования российский страховой рынок только стал учиться всерьез защищаться от мошенников. А между тем в нашем Уголовном кодексе до сих пор нет статьи, которая бы определяла страховое мошенничество как уголовное преступление, влекущее уголовное наказание. Среди страховщиков принято считать; что на долю жуликов выпадает более 10 процентов всех выплат страховых компаний. В цифрах это сотни миллионов долларов, которые, по сути, платят добросовестные клиенты. Ведь в стоимость покупаемых ими страховых услуг уже заранее заложен размер ущерба, нанесенный компаниям преступниками.
Эх, прокачу!
Чаще всего страховщиков норовят обжулить по договорам автострахования. На обман в области автострахования приходится 70 процентов всех случаев страхового мошенничества. Ежегодно российские страховщики теряют на "автомобильных остапах бендерах" до 15 миллиардов рублей. Наиболее распространенным способом сравнительно честного отъема денег у страховщиков является имитация ДТП. Еще один типичный трюк мошенников — при заключении договора о страховании намеренно завышается стоимость машины: мошенники подделывают документы, "омолаживая" авто, "меняя" модель на более дорогую. Не стесняются жулики и "поджигать" свои застрахованные автомобили. Приехавшие на место пожарища милиционеры с грустью смотрят на заранее привезенный со свалки старый обугленный кузов. "В нашем филиале в Челябинской области недавно произошел такой случай, — говорит начальник службы безопасности крупной страховой компании. — Майор пожарной службы купил в Тольятти машину, незаконно проданную с конвейера. В это же время оперативники раскрывают цепь преступлений, связанных с продажей ВАЗов. Тогда предприимчивый уралец решает не только уничтожить машину как улику, но и денежки за нее оправдать. Он страхует автомобиль на полную сумму и уже на следующий день едет якобы на рыбалку, где неожиданно его жигуленок вдруг сгорает. Вернувшись, обращается в страховую компанию за выплатой. Даже смешно было: у пожарного на берегу озера сгорел автомобиль. Сегодняшний уровень "автострахового" жульничества страховщики считают еще цветочками.. "Настоящая беда начнется после вступления в силу закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", — говорит Василий Балог, член совета Агентства по безопасности страховой деятельности. — Тут чистая арифметика: если сейчас свою гражданскую ответственность страхуют только 6 процентов автомобилистов, то закон увеличит этот процент до 100. Предпосылки для скачкообразного роста мошенничества очевидны. Соответственно подскочит объем ущерба и для страховщиков. Несладко придется кошелькам добросовестных клиентов страховых компаний, поскольку с самого начала они закладывают свои риски в стоимость предложения и аферистов содержат прежде всего честные страхователи. Ни рынок, ни государство, ни общество пока не готовы бороться с этим явлением в таких масштабах".
Шел, упал, очнулся — гипс!
На втором месте после автострахования по числу афер идет медицинское страхование. На него приходится 25 процентов всех страховых преступлений. Тут страховщиков "обувают" не менее изощренно. Оно и понятно: ущерб здоровью — штука тонкая. Скажем, является "пострадавший" страхователь в поликлинику и рассказывает врачу, что, мол, шел по улице, никого не трогал, вдруг "какой-то псих" неожиданно сбил с ног или столкнул с лестницы. Демонстрирует синяк на руке, царапину на лбу, жалуется на головные боли, тошноту. Конечно, любой медик в этом случае поставит "нужный" диагноз — "сотрясение мозга" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако куда больший простор для мошеннической фантазии открывается, если страхователь сумеет вступить в сговор с медиками. В этом случае врач со спокойной душой ставит "больному" требуемый диагноз, выписывает самые дорогие лекарства. Часто на экспертизу страховщикам направляются чужие рентгеновские снимки, результаты УЗИ. Так, клиент одной из страховых компаний 3 года подряд доставал страховщиков тем, что каждые 3 месяца ломал палец на руке. Стремясь урвать со страховщика на всю оставшуюся жизнь, жулики не стесняются инсценировать даже собственную смерть. Страховщики до сих пор вспоминают случай, когда один из клиентов, застраховав свою жизнь на полмиллиона долларов, через месяц "сгорел дотла" в своем сарае, а перед этим купил все необходимые документы, подтверждающие его смерть. Их-то убитые горем родственники, проливая слезы, и предоставили страховщикам. Прокол вышел в одном — свидетельство о смерти, по иронии судьбы, было выдано на день раньше, нежели сам страховой полис.
Как с этим бороться
Любопытно, что, даже если страховщику и удастся выявить случай аферы, на практике наказать виновника почти никогда не удается. Несмотря на глобальный размах страховой преступности, сотрудники правоохранительных органов отказываются возбуждать уголовные дела: в кодексе, мол, нет соответствующих статей, так что разбирайтесь сами. "Сегодня нам просто необходимы организации, специализирующиеся на сборе информации и выявлении страховых мошенничеств, которые имели бы лицензию на детективную деятельность, поскольку органам внутренних дел очень тяжело заниматься преступлениями в сфере страхования, — говорит начальник управления страховых выплат одной из крупнейшей российской страховой компании. — Приходя в правоохранительные органы, мы униженно просим — подайте, пожалуйста, хоть какую-то информацию. А в ответ — с какой стати. Вы — коммерсанты, мы — госслужащие, и говорить нам не о чем. Хотя это взаимодействие правоохранительным органам было бы выгодно ничуть не меньше, чем страховщикам". Еще один необходимый фактор защиты — база данных на ненадежных клиентов. Например, страховая компания сталкивается со случаем, когда страхователь пытается на каком-то этапе незаконно получить возмещение. Виновника немедленно заносят в соответствующую картотеку. Сейчас же такой общей базы пока нет.
СОЛОВИЧЕНКО М., Санкт-Петербург
Вся пресса за 29 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
11 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
PERILS оценивает убытки отрасли в размере 1,89 млрд евро из-за наводнений в Центральной Европе в сентябре
|
|
ТАСС, 11 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил к II чтению проект бюджета Федерального ФОМС
|
|
Финмаркет, 11 ноября 2024 г.
ЦБ рекомендовал страховщикам и банкам учитывать риски ЧС в трех приграничных областях
|
|
vesti.kg, Бишкек, 11 ноября 2024 г.
За отсутствие страховки работников на опасном производстве будут штрафовать
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 11 ноября 2024 г.
Портал «Госуслуги» напомнит об окончании действия полиса ОСАГО. Что об этом думает страховой брокер
|
|
CNews.ru, 11 ноября 2024 г.
«Узбекинвест» в партнерстве с GlowByte разработал корпоративное хранилище данных с единой системой отчетности
|
|
Чеченская Республика сегодня, ИА (Чечня Сегодня), 11 ноября 2024 г.
Банк России: Жители Чечни стали чаще жаловаться на банки и реже – на страховые компании
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых уральцев будут судить за мошенничество со страховкой на 4,4 млн рублей
|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 11 ноября 2024 г.
В Минздраве исключили оформление лекарств на граждан, переехавших за границу
|
|
МК-Урал, Екатеринбург, 11 ноября 2024 г.
Шестерых свердловчан обвиняют в мошенничестве в сфере автострахования
|
|
Report.Az, Баку, 11 ноября 2024 г.
АБР увеличивает климатическое финансирование после предоставления США и Японией суверенных гарантий
|
|
ТурДом, 11 ноября 2024 г.
«Победе» запретили ставить автоматические галочки при продаже билетов онлайн
|
|
Казахстанский портал о страховании, 11 ноября 2024 г.
Страховщики предлагают меры по устранению пробелов в киберзащите для политиков ЕС
|
|
МК в Астрахани, 11 ноября 2024 г.
Роспотребнадзор по Астраханской области подал в суд на авиакомпанию «Победа»
|
10 ноября 2024 г.
|
|
НГС, Барнаул, 10 ноября 2024 г.
Сибирячка потребовала с больницы 10 миллионов рублей за неправильный диагноз
|
|
РБК (RBC.ru), 10 ноября 2024 г.
HFLabs завершил пилотный проект новой aCRM-системы
|
|
Конкурент, Владивосток, 10 ноября 2024 г.
Всем, у кого есть ОСАГО, готовят новые изменения – подробности
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|