Городской заказ Санкт-Петербурга,
30 августа 2002 г.
Страхование рисков в системе госзаказа 855 просмотров
Цель данной заметки — отметить некоторые особенности, которые сопутствуют рискам и их страхованию применительно к системе госзаказа.
Прежде всего, следует остановиться на содержании термина «риск». На обыденном уровне риск можно трактовать как меру опасности. Он связан с вероятностью появления неблагоприятного события и объемом этого события (потери, ущерб, убытки). Понятие «риск» используется во многих приложениях (экономике, технике, психологии и т.д.), где имеется своя специфика, которая проявляется как в предмете риска, так и в способах его исследования. Помимо этого, в настоящий момент наблюдается развитие оснований самого понятия «риск», что лишний раз подтверждает его востребованность. В качестве примера можно привести столкновение лайнеров. Оценка вероятности этого события (порядка 10-16) плохо стыкуется с реальностью этого трагического события. Не касаясь оценки инструмента анализа, очевидно, что он недостаточно адекватен при управлении подобными опасными ситуациями. Для иллюстрации субъективной грани риска, которая неотъемлема от сферы принятия решений, интересно сравнить его оценку в разных слоях общества, которая приведена ниже в таблице:
Таблица. Оценка видов риска разными социальными группами Следует отметить, что простые трактовки феномена оценки риска разными группами общества, подобные ссылкам на недостаток информации (например, оценка риска ядерной технологии студентом и экспертом), не дают однозначного разрешения парадокса оценки. Перейдем теперь к рискам в системе госзаказа, непосредственно связанной с исполнением бюджета. Их присутствие можно проиллюстрировать таким емким примером, как необходимость корректировки бюджета в связи с природными катастрофами, например, наводнением. Что касается организационных рисков, присущих функционированию системы госзаказа, то об их присутствии свидетельствует наличие системы конкурсных гарантий, на которой необходимо остановиться подробнее. Наиболее распространенной разновидностью гарантий в практике системы госзаказа Санкт-Петербурга является обеспечение конкурсного предложения, которое иначе называют гарантией серьезности намерений участника конкурса. Суть дела в том, что проведение конкурса связано с определенными затратами, и госзаказчик предполагает их компенсировать за счет заключения контракта на более выгодных для себя условиях (например, снижение цены контракта за счет конкуренции). Но если победитель конкурса откажется заключить контракт на условиях конкурсной заявки, то потери для заказчика неизбежны. Для того чтобы избежать этих потерь (рисков), и предназначено вышеупомянутое обеспечение. Размер этого обеспечения определяется величиной затрат заказчика на проведение конкурса. По законодательству РФ его размер не должен превышать 3% от предполагаемой цены госконтракта. В связи с этим, необходимо отметить следующее обстоятельство. В практике конкурсов в РФ в приглашении заказчик обычно требует предоставления обеспечения конкурсной заявки в размере 3% от предполагаемой суммы госконтракта. Ввиду разных цен конкурсных заявок претендентов, размеры обеспечения заявки будут отличаться. По-видимому, более целесообразно указание размера обеспечения в виде абсолютной суммы и необязательно в размере 3%. Для крупных контрактов величина этого обеспечения может быть снижена с целью повышения привлекательности конкурса для потенциальных участников. Данное обеспечение должно входить в комплект документов конкурсной заявки. Отсутствие его — основание для отклонения конкурсной заявки. Обеспечение конкурсной заявки удерживается в следующих случаях: — отзыв конкурсной заявки до истечения срока ее действия; — отказ победителя подписать госконтракт согласно конкурсной документации. Срок действия обеспечения конкурсной заявки определяется сроком действия самой заявки, то есть — до подписания контракта. Предварительное обеспечение (гарантия) исполнения контракта — материальная гарантия по надлежащему исполнению поставщиком его обязательств по контракту. Обычно оно составляет величину порядка 10-15% от цены контракта и возвращается поставщику после выполнения обязательств по контракту. Обеспечение гарантийного обслуживания составляет сумму порядка 5% стоимости контракта и возвращается после окончания гарантийного срока. Авансовые гарантии применяются при авансовых платежах поставщику. В этом случае поставщик предоставляет заказчику авансовые гарантии на всю сумму предоплаты. Далее следует обратиться к формам обеспечения исполнения обязательств согласно ГК РФ. Содержание понятия банковской гарантии сформулировано в ст. 368 ГК РФ. В конкурсной документации помимо формы самой банковской гарантии целесообразно отметить следующие моменты: — указание тех банков, гарантии которых устроят заказчика; — сумма банковской гарантии; — дата вступления в силу банковской гарантии; — срок действия банковской гарантии. Банковские гарантии бывают двух видов: безусловная и условная. Первая предпочтительнее для госзаказчика, вторая — для участника. Обеспечение конкурсной заявки в виде задатка (§ 7, гл.23 ГК РФ), по-видимому по привлекательности для заказчика стоит на втором месте после безусловной банковской гарантии. Об этом свидетельствует и распространенность задатка в системе конкурсных гарантий. Поручительство — более общая форма по сравнению с банковской гарантией. Поручителем может быть любое лицо, которое удовлетворяет как заказчика, так и участника конкурса (ст. 361 ГК РФ). Наличие третьей стороны (поручителя) существенно усложняет взаимоотношения и, естественно, меньше используется госзаказчиком в процессе проведения конкурса. Содержанию понятия «залог» посвящен § 3 гл.23 ГК РФ. В силу того, что предметом залога является имущество и имущественные права, его применение в практике проведения конкурсов приводит к проблеме ликвидности предмета залога. Страховой сертификат в качестве формы конкурсных гарантий пока не нашел применения в системе госзаказа. И не последним является возможность затягивания сроков получения заказчиком средств, указанных в этом обеспечении. После краткого обзора конкурсных гарантий в системе госзаказа необходимо подчеркнуть, что назначение обеспечения конкурсной заявки заключается в страховании организационного риска при проведении конкурса. Использование его суммы (пусть и частично) на другие цели (например, в виде входной платы) может привести к снижению эффективности процедуры конкурса при закупках. В заключении отметим, что использование понятийного аппарата рисков, их сегментация и формирование системы конкурсных гарантий этих рисков позволяет увеличить надежность закупочного цикла, не снижая его эффективности.
А.СОЛДАТКИН, к.т.н.
В статье приведены рисунки «Система конкурсных гарантий» и «Формы обеспечения исполнения обязательств».
Вся пресса за 30 августа 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Конкурсы, Регулирование, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|