Полет,
25 июля 2002 г.
Типовые условия и порядок организации страхования космических проектов в России 1504 просмотра
В статье рассмотрены типовые условия страхования рисков космических проектов в РФ и предложены методические положения по разработке программ управления рисками и страхования.
Для уменьшения вероятности проявления рисков космических проектов осуществляется так называемое управление рисками — последовательные взаимосвязанные действия с целью идентификации возможных рисков и их распределения между субъектами космической деятельности, достижения сочетания гарантий и обязательств участвующих в проекте сторон, обеспечивающих минимизацию возможности реализации риска и нанесения финансового ущерба. В отечественной практике сложился определенный порядок организации страхования рисков космических проектов, который включает в себя реализацию следующих этапов: • предстраховая экспертиза космического проекта; • разработка программ управления рисками и страхования рисков космических проектов; • разработка и согласование с участниками проекта договоров страхования; • страховое сопровождение космического проекта и выплата страховых возмещений (при необходимости). Важнейшими элементами организации страхования являются программы управления рисками и страхования рисков космических проектов. Программа управления рисками космического проекта разрабатывается страховой компанией совместно с участниками проекта с соблюдением требований закона РФ "О космической деятельности", закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", нормативных документов Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ и рекомендаций Ассоциации космических страховщиков. Программа управления рисками может включать несколько крупных разделов. В разделе 1 излагаются цели разработки программы управления рисками и решаемые для достижения этих целей задачи. Программа управления рисками разрабатывается и реализуется для защиты не противоречащих законодательству РФ имущественных интересов участников космического проекта по обеспечению космической деятельности.
Задачи программы:
• выявление основных опасностей, влияющих на выполнение проекта, оценка вероятности их проявления и тяжести последствий, составление перечня страховых рисков для различных этапов выполнения космического проекта; • комплексная оценка риска и разработка схемы, условий страхования и перестрахования рисков по проекту, проработка общих вопросов организации страховой защиты имущественных интересов участников реализации проекта и порядка их взаимодействия в процессе реализации программы; • разработка проектов договорных документов для страхования рисков по космическому проекту; • согласование порядка оповещения, анализа и возмещения ущерба при страховом случае. Раздел 2 содержит краткую характеристику космического проекта: • цель проекта — доставка космического аппарата в точку выведения с точностью, соответствующей требованиям технической документации, и отделение космического аппарата от разгонного блока в соответствии с требованиями технической документации и т.п.; • заказчик проекта; • исполнители проекта; • состав ракеты-носителя космического назначения; • тип ракеты-носителя, тип разгонного блока, тип головного обтекателя, тип космического аппарата; • стартовый комплекс — месторасположение, обозначение; • периоды запуска — промежуток времени, в течение которого должен быть осуществлен запуск ракеты космического назначения; • расчетная орбита; • перечень и описание услуг по подготовке космического аппарата, ракеты-носителя, разгонного блока на космодроме; • общее техническое обеспечение подготовки и испытаний ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата на техническом и стартовом комплексах: погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка ракеты-носителя, разгонного блока, космического аппарата и персонала, предоставление помещений и оборудования для подготовки, испытаний, заправки и хранения и др.). Раздел 3 содержит краткую характеристику объекта страхования (космического аппарата, ракеты-носителя, разгонного блока, имущества технического и стартового комплексов): • описание его конструкции; • описание порядка его функционирования; • основные требования к схеме выведения космического аппарата, ракеты-носителя, разгонного блока; • описание работ, проводимых с объектом страхования. Раздел 4 содержит перечень рисков на различных этапах реализации проекта (при наземной подготовке; при запуске космического аппарата на расчетную орбиту; при страховании ответственности). В разделе 5 приводятся результаты оценивания страхового риска по проекту и обоснование условии страхования применительно к этапам его реализации на основе информации о количественных показателях страхуемых рисков, прежде всего вероятностях их наступления и размере причиненного ущерба. Также приводятся структура и ставки страхового тарифа (в структуру страхового тарифа могут входить отчисления в резерв предупредительных мероприятий страховщика и отчисления в фонд пожарной безопасности), периоды страхования, объекты страхования на различных этапах реализации проекта, страховые риски участников космического проекта, исключения из покрытия рисков, условия выплаты страхового возмещения, форс-мажор. Раздел 6 посвящен принципиальным вопросам организации страховой защиты имущественных интересов участников космического проекта при размещении страхового риска и обеспечению надежности схемы страхования. Раздел 7 содержит результаты предварительного анализа возможностей космического страхования в России по размещению особо крупных рисков, а также рекомендации по составу основных участников страхового процесса. Раздел 8 содержит оценку условий размещения риска на международном страховом рынке. При анализе оценивается емкость зарубежных страховых рынков и возможная конъюнктура при размещении риска. Раздел 9 посвящен оценке страхового тарифа при размещении рисков космической программы в целом. Программа страхования рисков космических проектов строится на основе комплексного подхода к защите имущественных интересов участников космической деятельности с целью минимизации их рисков при учете финансовых, и технических возможностей. Программа страхования должна предусматривать определение перечня рисков, подлежащих страхованию, и распределение ответственности по страхованию между участниками проекта. Она должна содержать: • основные направления страховой политики участников проекта (страхование имущества участников, страхование гражданской ответственности участников на случай причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, страхование ответственности участников перед персоналом на случай причинения вреда жизни или здоровью); • порядок взаимодействия сторон до, при и после наступления страхового случая; • методику расчета страховой стоимости объекта страхования, страховой премии (взноса) и размеров предполагаемого ущерба в случае полной (частичной) потери объекта страхования; • форму, содержание и порядок оформления договоров страхования и страховых полисов; • перечень рисков, подлежащих страхованию; • перечень объектов, подлежащих страхованию; • определение страховых сумм; • источники финансирования программы страхования. Рассмотрим содержание основных разделов программ страхования. Под страховым риском космического проекта понимается предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Для обоснования условий страхования космического проекта используется информация о количественных показателях страхуемых рисков, прежде всего вероятностях их наступления и размере причиненного ущерба. Получение оценок этих показателей осуществляется на основе обработки статистики по результатам эксплуатации ракетно-космических комплексов (РКК) на базе применяемой при запуске космического аппарата (КА) ракеты-носителя, а также анализа факторов, влияющих на уровень опасности возникновения нештатных ситуаций при выполнении отдельных этапов космического проекта. В табл. 1 приведены возможные потенциальные риски при выполнении проекта по запуску космического аппарата, значения оценок вероятности их возникновения показаны в табл. 2, а примерные нетто-ставки страхового тарифа по страхованию страховых рисков — в табл. 3. Условия страхования изделий ракетно-космической техники в целом соответствуют типовым условиям страхования рисков для основных этапов реализации космического проекта. Широко применяемые в международной практике космического страхования, они, как правило, включают в себя следующие пункты.
1. Период страхования (время действия страхового покрытия)
• Страхование имущества
Начало периода страхования — момент времени, определяемый завершением установки объекта страхования в транспортные агрегаты и пломбировкой перед отправкой на космодром. Окончание периода страхования — момент времени выдачи команды на отделение КА от РН. Ввиду различий в рисках и условиях наступления ответственности страховщика при наземной подготовке и при запуске КА страхование осуществляется отдельно на период наземной подготовки и отдельно на период запуска. Период наземной подготовки РКН — интервал времени от момента окончания установки элементов объекта страхования в транспортные агрегаты и их пломбировки перед отправкой на космодром, до включения зажигания при запуске двигательной установки 1-й ступени РН (фиксируется на устройствах регистрации наземных средств телеизмерений страхователя по факту срабатывания датчика "перегорание сигнализатора воспламенения". Организационно период наземной подготовки разделяется на два этапа: 1-й этап — от момента окончания установки элементов объекта страхования в транспортные агрегаты и их пломбировки перед отправкой на космодром до момента завершения выгрузки элементов РН и КА из транспортировочных агрегатов в монтажно-испытательном корпусе (МИКе) космодрома. 2-й этап — от завершения выгрузки элементов РН и КА из транспортировочных агрегатов в МИКе космодрома до включения зажигания при запуске ДУ 1-й ступени РН (фиксируется на устройствах регистрации наземных средств телеизмерений страхователя по факту срабатывания датчика "перегорание сигнализатора воспламенения"). Период пуска РКН — от включения зажигания при запуске ДУ 1-й ступени РН (фиксируется на устройствах регистрации наземных средств телеизмерений страхователя по факту срабатывания датчика "перегорание сигнализатора воспламенения") до выдачи команд на отделение КА от РН (фиксируется на устройствах регистрации наземных средств телеизмерений по факту срабатывания датчиков "контакт отделения"). Период ввода в летную эксплуатацию КА — от отделения КА от РН (фиксируется на устройствах регистрации наземных средств телеизмерений по факту срабатывания датчиков "контакт отделения") до окончания проверок бортовок аппаратуры КА на функционирование и приема КА в эксплуатацию. Период летной эксплуатации КА — от окончания проверок бортовой аппаратуры КА на функционирование и приема КА в эксплуатацию до истечения оговоренного срока, например 365 суток с момента ввода в летную эксплуатацию КА, либо до истечения всего гарантийного срока орбитального функционирования КА.
• Страхование ответственности
Начало периода страхования — момент времени, определяемый как наиболее ранний из моментов начала подготовки составных частей РКН на техническом комплексе космодрома. Конец периода страхования — момент времени наступления одного из следующих событий: — при неудачном запуске — истечение 365 суток с момента подачи команды на запуск РКН; — истечение 30 суток с момента выдачи команды на отделение КА для этапов пуска РКН и ввода в летную эксплуатацию; — истечение 365 суток с момента ввода в летную эксплуатацию КА для этапа летной эксплуатации КА; — истечение гарантийного срока орбитального функционирования КА. Период страхования по обоюдному согласию страхователя и страховщика может быть продлен по истечении срока 365 суток летной эксплуатации КА при условии продления договора страхования ответственности на этапе летной эксплуатации КА.
2. Объекты страхования
• Страхование имущества
— на этапе транспортировки и наземной подготовки — РКН; — на этапе пуска РКН-РКН; объекты наземной инфраструктуры; — на этапе ввода в летную эксплуатацию — КА; — на этапе летной эксплуатации — КА. • Страхование ответственности — на этапе транспортировки и наземной подготовки — имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического иди юридического ляпа, не являющегося участником проекта, в процессе транспортировки и наземной подготовки РКН; — на этапе пуска РКН — имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имущества физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, в процессе пуска, а также до истечения 365 суток с момента подачи команды на запуск РКН или до истечения срока 30 суток с момента выдачи команды на отделение КА; — на этапе ввода в летную эксплуатацию — имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения 30 суток с момента выдачи команды на отделение КА. — На этапе летной эксплуатации — имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности и/или имуществу физического или юридического лица, не являющегося участником проекта, до истечения 365 суток с момента ввода в летную эксплуатацию КА или до истечения гарантийного срока орбитального функционирования КА. Возможные условия страхования космического проекта приведены в табл. 4.
3. Страховой риск страховщика
Полная гибель и/или повреждение объекта страхования по любой причине, УА исключением форс-мажора, а также гибель пли повреждение РКН и КА по причинам: • нештатной работы РН (РБ) и/или КА; • неотделения КА от РБ; • выведения КА на нерасчетную орбиту; • не обеспечения условий вывода КА, приведшее к потере работоспособности КА в течение суток после отделения от РБ; • потери функциональных способностей КА в результате нештатной работы бортовых систем.
4. Условия выплаты страхового возмещения
Страховое возмещение выплачивался страхователю при условии выплаты страховщику страховой премии и при условии наступления событий, предусмотренных договором страхования, в период страхования. В случае полной гибели объекта страхования страховое возмещение выплачивается в размере страховой суммы, установленной договором страхования. Страховое возмещение выплачивается в течение 30 дней после того, как страховщик получит копии страхового акта, а также акта Межведомственной комиссии (если она назначалась), но всего не более 50 дней с момента получения первого из этих документов. 5. Форс-мажор Договорами страхования не покрываются убытки, которые прямо или косвенно произошли в результате: • военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; • гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок; • воздействия ядерного взрыва или иной ядерной реакции, атомной радиации или радиоактивного заражения любой природы, за исключением естественной радиации космического пространства; • воздействия электромагнитных излучений и радиочастот, за исключением непосредственно причиненного ими физического вреда объекту страхования; • изъятия, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения застрахованного имущества по распоряжению государственных органов; • умышленного действия страхователя или его представителей; • любых злоумышленных действий со стороны третьих лиц, диверсий или саботажа; • ошибок, недостатков или дефектов, которые были известны страхователю или его представителям до начала периода страхования: • отказов и неисправностей систем, приборов, блоков и т.д. объекта страхования на этапе наземной подготовки, устраненных с использованием оборудования страхователя. В соответствии с договором имущественного страхования и договором страхования ответственности перед третьими лицами не возмещается ущерб в случае, если страхователь сообщил заведомо ложные сведения об объекте страхования. 6. Порядок организации страховой защиты космического проекта Страхованием должны быть охвачены все этапы реализации проекта, чтобы обеспечить непрерывную и полную страховою защиту интересов страхователя и всех участников проекта. Страховщик осуществляет размещение на отечественном и зарубежном страховых рынках риска гибели/повреждения имущества. Размещение риска на международном страховом рынке осуществляется с привлечением международного брокера. В соответствии с принятой практикой целесообразно не объединять в рамках одного договора страхования весь комплекс рисков проекта, а распределить их в следующих отдельных договорах страхования [1]: • имущества при транспортировке и подготовке к пуску РКН; • имущества при пуске РКН; • КА при вводе его в эксплуатацию; • КА при его летной эксплуатации: • объектов инфраструктуры при подготовке и пуске РКН; • ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при подготовке и пуске РКН; • жизни персонала, принимающего участие в подготовке и пуске РКН. Выплаты страховой премии должны быть завершены не позднее 60 дней до наступления срока начала ответственности по договорам страхования. При наступлении страхового случая страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения не позднее согласованного сторонами срока. Установление факта страхового случая и размера ущерба производится Аварийным комиссаром в соответствии с "Положением о взаимодействии при выяснении причин и обстоятельств страхового случая по договору страхования, связанного с космической деятельностью". Страхование космического проекта может проводиться по схеме страхования от всех рисков или обеспечивать страховое покрытие отдельных рисков и может быть проведено страхователями двумя различными способами: — каждый участник проекта страхует свои риски самостоятельно; — участника проекта консолидируются и страхуют свои риски совместно. В отношении космических рисков страховщик и перестраховщик из-за недостатка статистических материалов не в состоянии оценить возможный ущерб и установить такую же объективную тарификацию, как в случае массовых рисков. Такие риски требуют мобилизации очень крупных сумм для их покрытия, в результате чего полностью взять их на себя не в состоянии ни отдельный страховщик, ни даже национальный рынок страховых услуг. Возникаем потребность выхода на мировой рынок. Это приводит национальные рынки к объединению усилий с целью увеличения емкостей для покрытия потенциальных рисков. Наиболее распространенными являются следующие варианты увеличения страховой емкости. 1. Пул с одновременным страхованием в нескольких страховых компаниях, в котором каждый страховщик или перестраховщик передает в общий фонд часть средств, определенную им самим, но так, чтобы окончательная сумма принятых обязательна могла компенсировать возможный ущерб. 2. Факультативное перестрахование. В этом случае страховщик заключает единичные договоры страхования, передавая каждый из них в перестрахование на факультативной основе. При наступлении страхового случая страховщик (перестрахователь) обязан произвести выплату установленной договором суммы страхового возмещения в установленные сроки после получения соответствующего уведомления и представления ему страхового акта и копии акта Межведомственной комиссии по расследованию аварии. При этом перестраховщики выполняют свои обязательства по выплате страхового возмещения в те же сроки, что и страховщик.
МЕДВЕДЧИКОВ Дмитрий Александрович — заместитель начальника отдела ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры", кандидат экон. наук
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Страхование космических рисков: Справочное пособие/Под ред. В.Б.Николаева и В.С.Шутова. М.: Русь-Фильм, 1997. 2. Медведчиков Д.А. Организационно-экономические принципы страхования космических рисков. М.: Анкил, 1988. 3. Половинкин П., Зодулюк А. Предпринимательские риски и управление ими//Российский экономический журнал, 1997, № 9, с. 70-82.
Таблицы
Вся пресса за 25 июля 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Космическое страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|