Автомобильные известия,
9 сентября 2002 г.
После аварии
823 просмотра
Если говорить не о том, как должно быть, а о том, как оно есть в жизни, то новый КоАП в целом ряде случаев ставит людей в тупик. И тех, кто его нарушает, и тех, кто призван следить за его соблюдением. Например, когда случается ДТП — дорожно-транспортное происшествие, которых, кстати, стало за последнее время почему-то не меньше, а больше. Так что же показал первый опыт?
Даже еще ближе к действительности — как нам — автолюбителям, инспекторам ГАИ, представителям страховых компаний — его, КоАП, понимать и как действовать?
Дождитесь милиционера!
Самое серьезное демократическое завоевание в новом Кодексе — это, конечно, официальное понятие «презумпция невиновности водителя». Однако пока, мягко говоря, не все государственные институты готовы обеспечить его неукоснительное и, что еще важнее, оперативное исполнение. Вот и инспектор ГАИ, прибывший на место аварии, теперь не может утверждать, что вы виновник ДПТ, даже если это абсолютно очевидно. Самое большое, что дозволяет ему закон, — составить протокол об административном правонарушении, в котором будет указано, кто, когда, где и какой пункт правил дорожного движения (ПДД) нарушил. В этом принципиальное отличие нынешней работы автоинспекции на месте происшествия. Но прежде чем говорить о последовательности действий вызванного вами сотрудника ГАИ, стоит напомнить банальное, но важнейшее правило: ни в коем случае не убирайте свой транспорт с места ДТП до его появления. Есть, конечно, другой, можно сказать, полюбовный вариант. Правила дорожного движения не запрещают в случае, если обе стороны согласны с обстоятельствами ДТП, самостоятельно зафиксировать аварию и прибыть в ближайшее подразделение ГАИ для его оформления. Однако имейте в виду: такая послеаварийная процедура чревата самыми неожиданными последствиями, вплоть до отказа одной из сторон (как правило, виновной) от договоренности. Так что вернее будет дождаться милиционера, сколько бы времени это ни заняло. О том, что должен делать, прибыв на место аварии, инспектор дорожной службы, рассказывает начальник отдела административной практики и дознания ГИБДД РФ Владимир Кузин: — Прежде всего, зафиксировать само ДТП, указать место, где оно случилось, описать следы происшествия: осыпи стекла, грязи с автомобилей, наличие и положение других конкретных предметов, находящихся в зоне аварии, разумеется, в привязке к соседним стационарным объектам. Затем инспектор приступает к опросу водителей — участников ДТП, которые могут и самостоятельно написать объяснения. Далее устанавливаются свидетели — записываются либо их показания, либо координаты, по которым их можно найти. Если совершенно очевидно, что стало причиной аварии (иными словами, кто из участников происшествия и какой пункт ПДД нарушил), инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Однако ДТП бывают разные, в том числе и такие, когда установить картину произошедшего сразу не представляется возможным. В этом случае представителю ГАИ предписано вынести определение о возбуждении дела об административном расследовании. Впоследствии такое расследование обязательно проведут, по его результатам составят протокол, если точно выяснится, кто и какие правила нарушил. Если же дознание ничего не прояснит, вынесут постановление о прекращении делопроизводства. Каждому попавшему в переделку водителю прямо на месте инспектор выдает справку об участии в ДТП (форма № 11 или № 12), в которой указывается, кому она выдана, когда случилось происшествие, сведения об иных участниках ДТП, характерные повреждения транспортного средства. В случае составления протокола об административном правонарушении по просьбе лиц, участвовавших в ДТП, им выдается копия документа. Теперь — внимание. Изложенный представителем автоинспекции сценарий послеаварийного поведения участников ДТП и прибывшей на место милиции может быть нарушен… самими работниками автоинспекции. Первые два месяца действия нового КоАП показали, что далеко не все милиционеры знают, что им следует делать. По словам первого заместителя председателя правления Промышленно-страховой компании Николая Николенко, ее представители неоднократно сталкивались со случаями, когда пострадавшим в ДТП на месте происшествия вообще не выдавали никаких справок, ссылаясь на то, что «не было указания сверху». Случались отказы и по причине... отсутствия бланков. Страховая компания даже вынуждена была срочно размножить чистые бланки и раздать, на всякий случай, своим клиентам. Бывает, что участники ДТП не могут сразу получить в автоинспекции даже самый простой набор оформленных документов.
Лучше не доводить дело до суда
Вопреки расхожему мнению о том, что теперь все «дорожные» дела прямиком идут в суд, это не так. За исключением десяти случаев (см. таблицу), все остальные в компетенции должностных лиц органов внутренних дел, и ничьей другой. Что касается суда, то стоит сразу отметить, что, если в зале заседаний подтвердится факт нарушения одного из правил дорожного движения, дело непременно закончится штрафом или лишением прав на срок от одного месяца до года, в некоторых случаях — административным арестом на срок до 15 суток (ст. 12.27, ч. 2). Итак, если в протоколе об административном правонарушении фигурирует ваше имя, то следующий этап «хождения по мукам» — районное отделение Госавтоинспекции. В новом законе четко прописано, какая кара вас ждет за нарушение того или иного пункта ПДД. Комиссии по «разбору полетов» в течение 15 дней после происшествия остается только вынести соответствующее постановление, разумеется, выслушав прежде точку зрения нарушителя. Если вы с ней не согласны, пишите жалобу в вышестоящую инстанцию. Не вняли там — добро пожаловать в зал судебных заседаний. Вмешательство суда потребуется еще и в том случае, если необходимо заставить виновника ДТП возместить материальный ущерб. А назвать виновным лицо может только суд, для чего пострадавшему необходимо подать иск. Новый закон отводит на вынесение вердикта служителям Фемиды 15 дней. Правда, в отдельных случаях срок может быть продлен еще на месяц, если требуется выявление дополнительных обстоятельств, а оно, как правило, требуется. — С первого июля суды не успевают рассматривать эти дела, — утверждает руководитель юридического управления Страховой группы «Энергогарант» Виктор Абрамов. — Правда, число таких дел в общем потоке не более 10 процентов. Еще об одной проблеме административного, в том числе «дорожно-транспортного», судопроизводства, рассказывает Сергей Насонов, член Московской городской коллегии адвокатов, эксперт Независимого экспортно-правового совета: — Формальный подход — вот что характерно при рассмотрении нашими судами административных дел. Каждое занимает пять, максимум десять минут. Я не раз наблюдал такую картину: заводят гражданина, задержанного, например, на рынке за незаконную торговлю, в кабинет, а через несколько минут он оттуда выходит уже признанный виновным. Редчайший случай, не более одного процента, когда судьи признают человека невиновным. Кроме того, сегодня судей физически не хватает, и наши перегруженные административными делами суды не могут справиться с тем объемом, который на них навалился. А если добавятся еще и автомобильные дела, это приведет только к одному: они будут рассматриваться так же быстро и формально, как и все прочие. Обжалование судебных решений? Существующая практика мало чем поможет людям. Чтобы суд разобрался в ситуации и принял какое-то решение по существу (удовлетворил гражданина, недовольного решением, которым он признан виновным, или, наоборот, подтвердил его виновность), необходимо как минимум 5-7 заседаний. Есть у проблемы и другой аспект: компетенция нынешних судей в делах о дорожно-транспортных происшествиях. Сама по себе процедура установления обстоятельств по ним очень сложна. В такого рода тяжбах всегда присутствует острое противостояние сторон, весьма заинтересованных в исходе дела. Чтобы принять решение о виновности одной из них, судье необходимо вызвать всех свидетелей, сотрудников ГАИ и самих участников, выслушать их показания, рассмотреть все материалы и вынести вердикт. Как это будет происходить, если многие судьи просто не в курсе всех тонкостей автомобильных проблем? К тому же теперь, когда рассмотрение дел и определение вины в значительной степени переводится на судебные рельсы, та сторона, которая действительно виновна в ДТП, будет тянуть с окончанием рассмотрения дела, ходатайствовать об отложении рассмотрения, о вызове свидетелей, наконец, просто не являться в суд. Словом, волокита обеспечена... Добавим к словам адвоката, что, как показывает практика последних лет, ожидать вынесения постановления приходится минимум полгода. А некоторые особо сложные дела о том, кто прав и кто виноват в аварии, рассматриваются годами. Возможно, проблему со временем решит институт мировых судей, но пока он только формируется. Так что можно с полной уверенностью предположить — "выбивание" своих кровных с недобросовестного нарушителя может стать таким же долгим и нудным делом, как тяжба печально известной фирмы «Нога» с российским правительством. Вот почему шансов пройти через все эти испытания с наименьшими потерями больше у тех, кто застраховал свой автомобиль и автогражданскую ответственность.
Страхуйтесь, да не судимы будете!
Если у вас к моменту ДТП имелся страховой полис, то именно страховщик в идеале (в цивилизованных странах это давно практика) и должен бегать по инстанциям, добиваясь возмещения ущерба. Не беремся утверждать, что именно так уже и происходит со всеми автолюбителями, у которых наступил страховой случай, но если вы заключили договор с солидной компанией, улаживать ваши проблемы должна она. Увы, сегодня если фирма и начнет этим заниматься, то для начала потребует от вас справку о ДТП, протокол об административном правонарушении и иногда — постановления комиссии, разбиравшей ваше дело в милиции. Как быстро вы получите компенсацию за понесенный ущерб, целиком зависит от условий договора, заключенного со страховой компанией. На Западе компании сначала выплачивают деньги клиенту, а потом разбираются со всеми другими участниками ДТП. У нас так действуют пока далеко не все. А если они работают по западным стандартам, как правило, их услуги стоят недешево. Так что, заключая договор, обратите внимание на те пункты, в которых говорится о главном: как скоро вам возместят материальные потери. Другой важный момент: вы должны знать, в течение какого времени необходимо известить своего страхователя о наступлении страхового случая. Некоторые из компаний тут же отправляют на место происшествия своего представителя, обеспечивают консультацию юриста и даже физическую охрану клиента. Многие завели круглосуточно работающую консультативную службу, которая подскажет, что вам необходимо предпринять, если произошло ДТП, какие документы подготовить. Нюансов множество. Например, некоторые компании хотят, чтобы перед началом ремонта разбитой машины вы показали ее их представителю. Формально российские страховщики могут настаивать на ожидании вынесения судебного вердикта. Но многие выплачивают страховое возмещение, не дожидаясь его, хотя такая практика, к сожалению, еще не приобрела массовый характер. — Бессмысленно задерживать выплату, — утверждает В. Абрамов, — если мы уверены, что рано или поздно платить все равно придется. Напротив, есть риск потерять клиента при затягивании дела. Так что автовладельцу, попавшему в передрягу, страховая компания в любом случае поможет смягчить «силу удара». Подробнее об этом — в ближайших номерах «АИ».
Какие нарушения ПДД рассматривает только суд
Статья КоАП
|
Нарушение
|
Мера ответственности
|
ст. 12.8, ч. 1, 2
|
управление ТС в состоянии опьянения или передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения
|
административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или лишение водительских прав на 1 год
|
ст. 12.10, ч. 1
|
превышение установленной скорости движения ТС на 60 км/ч
|
административный штраф от 3 до 5 МРОТ или лишение водительских прав на 2-4 месяца
|
ст. 12.15, ч. 3
|
выезд на встречную полосу в случаях, если это запрещено правилами дорожного движения
|
административный штраф от 3 до 5 МРОТ или лишение водительских прав на 2-4 месяца
|
ст. 12.17, ч. 2
|
непредоставление преимущества ТС, имеющему нанесенные снаружи специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и звуковым сигналом
|
административный штраф от 3 до 5 МРОТ или лишение водительских прав на 1-3 месяца
|
ст. 12.21, ч. 2
|
нарушение правил перевозки опасных крупногабаритных или тяжеловесных грузов
|
административный штраф от 1 до 3 МРОТ или лишение водительских прав на 1-3 месяца
|
ст. 12.24
|
нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего
|
административный штраф от 5 до 8 МРОТ или лишение водительских прав на 3-6 месяцев
|
ст. 12.26
|
невыполнение требования о прохождении освидетельствования на состояние опьянения
|
административный штраф от 10 до 20 МРОТ или лишение водительских прав на 1 год
|
ст. 12.27, ч. 2
|
оставление водителем места ДТП, участником которого он стал
|
административный штраф от 10 до 15 МРОТ, или лишение водительских прав на 6-12 месяцев, или административный арест до 15 суток
|
ОГОРОДНИКОВА М., ТИМАШОВА Н.
Вся пресса за 9 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Регулирование, Автострахование, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|