Финансы,
17 июля 2000 г.
Страховой рынок Китая 21438 просмотров
В процессе осуществления реформ и перестройки хозяйственной системы Китая коренные перемены затронули и рынок страхования (началом политики реформ считает III пленум ЦК КПК 11 созыва, проведенный в октябре 1978 г. В российской синологии проблемы разработки программы перестройки хозяйственной системы подробно рассмотрены в следующих работах: В.Я.Портяков. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М. 1998 г., Э.П.Пивоварова. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска. М. 1999 г., О.Н.Борох. Современная экономическая мысль. М. 1998 г.)
Китайское руководство подходило и подходит к вопросам перестройки экономической системы с крайней осторожностью, особенно при реформировании финансового сектора. Первоначально государство проводило различные эксперименты на местах (в строго ограниченных районах) и только после проверки на практике различных вариантов и моделей разрабатывалась общенациональная политика. Государство строго регламентировало выдачу хозяйственных лицензий как для отечественных, так и для смешанных и иностранных финансовых учреждений. Что касается законодательной базы, в Китае сложилась следующая практика: на первоначальном этапе местных экспериментов параллельно с практиками работали юристы, которые готовили проекты соответствующих законов. Проекты законов после утверждения на сессии ВСНП по мере развития ситуации дополнялись соответствующим пакетом законодательных актов или пересматривались. В течение 20 лет реформ страховой рынок быстро количественно и качественно развивался, однако можно утверждать, что рынок страхования в Китае переживает все еще этап своего становления. Следует отметить, что страхование в Китае имеет довольно длительную историю. Первые страховые компании были образованы еще в 20-е гг. прошлого столетия. Правда, они обслуживали в первую очередь внешнюю торговлю страны, и район их деятельности ограничивался приморскими городами и “открытыми портами” (AIG (“American International Group”), одна из крупнейших страховых компаний мира, была основана в Шанхае в 1919 г. под названием American Asiatic Underwriters (Американо-азиатская страховая компания)). В силу длительных военных действий в стране в первой половине XX в. деятельность страховых компаний не получила должного развития. После 1949 г. китайское правительство взяло курс на обобществление страхового сектора, преобразовав все имеющиеся частные компании в одну Китайскую народную страховую компанию (КНСК), которая впоследствии по мере усиления директивно-плановой системы фактически превратилась в отдел Народного банка Китая (НБК), являющегося центральным банком страны, а ее деятельность практически была сведена к страхованию морских и железнодорожных внешнеторговых грузов и аккумуляции средств предприятий, перечисляемых по линии обязательного страхования (страхование жизни в ряде профессий, страхование сельскохозяйственных рисков) (Китайская народная страховая компания была образована в 1949 г. путем объединения и перестройки ряда старых страховых обществ. Однако с 1959 г. страховые операции внутри страны были практически заморожены и восстановлены лишь в 1979 г). Провозглашение курса реформ “реанимировало” страховое дело в Китае. Однако в первой половине 80-х гг. развитие страхования носило восстановительный характер. Ни государство, ни население не проявляли значительного интереса к страховым операциям. Образование в Китае пяти специальных экономических зон и активное привлечение иностранных инвестиций в какой-то степени заставили китайское руководство усилить внимание к страховому бизнесу и начать изучение опыта зарубежного страхования. Интерес к страхованию в то время в основном был вызван желанием увеличить валютные поступления в страну. По мере нарастания реформ, развитие страхового рынка как количественно, так и качественно стало ускоряться. Период с 1984 по 1994 гг. представляет собой новый этап в развитии страхования, характеризующийся ликвидацией монопольного положения КНСК и появлением элементов рыночной конкуренции. После 1985 г. было образовано несколько страховых компаний общенационального и регионального значения. В конце 80-х гг. на внутренний рынок Китая были допущены иностранные компании. Они стали активно внедрять в стране новые, современные виды страхования, а также модернизировать старые.
Согласно имеющейся статистике за период с 1979 по 1994 г. совокупный объем страховых платежей (страховой премии) в сопоставимых ценах вырос в 200 раз при среднегодовом приросте 40%. В абсолютном выражении они составляли в 1985 г. всего 250 тыс. юаней, в 1991 г. — уже 24 млрд, 1994 г.— 63 млрд (рост по сравнению с 1991 г. в 2,6 раза) и в 1995 г. — 68,7 млрд юаней (поступления страховой премии в 1995 г. выросли на 23,4%, однако также значительно (на 5.7 процентных пункта) выросли и суммы возмещения. “Чжунго цзинцзи шибао” 23.04.1996, “Гайгэ” 1996 № 3 с. 75). Особо следует отметить ускорение темпов роста доходов от страхования в последние годы первой половины 90-х гг.: в 1993 г. — 30, 1994 г.— 15,27, и в 1995 г. — 23,4% (“Чжунго цзинцзи няньцзян: 1994”. (Экономический ежегодник: 1994), Пекин, 1994, с. 327; “Чжунго цзинцзи няньцзян: 1995” (Экономический ежегодник: 1995), Пекин, 1995 с. 304.). Быстро росли и суммы, подлежащие возмещению при наступлении страхового случая, — с 901,1 млрд ю. в 1985 г. до 11 200 млрд ю. в 1994 г. (“Чжунго цзинцзи шибао” 23.04.1996; “Гайгэ” 1996 № 3 с. 76). Темпы роста страхового сектора значительно превышали темпы прироста валового внутреннего продукта и национального дохода, страховой сектор впитывал избыточную трудовую силу в городе. Число занятых в этой отрасли выросло за 10 лет в 3 раза — с 46 тыс. чел. до 120 тыс. Происходило и качественное развитие страхового сектора, зачастую как реакция на активность иностранных страховых компаний. Так, например, число видов страхования выросло с 90 до 400 (“Гайгэ” 1996 № 3 с. 74.). И это, по нашему мнению, является одним из важных положительных моментов открытия страхового рынка Китая для иностранного капитала. Быстрое развитие рынка страхования в первой половине 90-х гг. было вызвано ростом заинтересованности в развитии этой отрасли как государства и хозяйствующих субъектов, так и населения. Усиление рыночных рычагов в регулировании экономики, углубление реформ государственных предприятий, перевод их на самостоятельное и возмездное обеспечение финансовыми и инвестиционными ресурсами, процессы акционирования и появление частных предприятий резко увеличили потребность хозяйствующих субъектов в получении кредитов. Банки и прочие кредитные организации требовали при этом определенных гарантий, которые могли быть даны за счет страхования (данный тезис подтверждает тот факт, что практически одновременно в 1995 г. были приняты два закона: Закон КНР “О страховании” и Закон КНР “О залоге”.). Возросла заинтересованность хозяйствующих субъектов в страховании имущества, а также гражданской ответственности.
Что касается населения, то потребность в пенсионном страховании, страховании жизни и личного имущества стала расти под влиянием как негативных моментов (значительные темпы инфляции, рост числа несчастных случаев, краж и т.д.), так и в силу положительных изменений в экономической жизни: заметно возросли доходы и сбережения населения, стала проводиться жилищная реформа, в собственность стало приобретаться ценное имущество. Постепенное и активное внедрение в жизнь современных транспортных средств, рост числа дорожно-транспортных происшествий поставили их владельцев перед необходимостью страхования как самих автомобилей, так и гражданской ответственности при пользовании ими. Государство, в свою очередь, стало подходить к проблеме расширения сфер деятельности добровольного и обязательного страхования как к одному из путей освобождения государственных органов и предприятий от многих социальных выплат населению и как к необходимому условию подготовки реформы пенсионного обеспечения и реорганизации системы страхования сельского хозяйства от стихийных бедствий, а также как один из способов аккумуляции свободных финансовых средств населения. Восьмую пятилетку (1991-1995) некоторые китайские экономисты называют периодом прорыва в области финансов: 1992 г. — год массового акционирования предприятий и появление рынка ценных бумаг, 1993 — год бума в сфере недвижимости, 1994 — год лихорадки на рынке фьючерсов, 1995 — год резкого взлета страхового дела. В 1995 г. вслед за принятием Закона КНР “О страховании” КНСК была преобразована в корпорацию страховых компаний и акционированы ранее действовавшие самостоятельные государственные страховые компании “Тайпинъян”, “Пинъань”. Был расширен доступ на внутренний страховой рынок иностранным компаниям. Среди китайских предпринимателей возросла заинтересованность как в простом инвестировании средств в страховое дело, так и в личном участии в страховом бизнесе. Несмотря на достигнутые успехи, степень развития страхования в Китае была явно недостаточной. Согласно статистике известной швейцарской перестраховочной компании “Sigma”, в 1993 г. среди 78 государств мира, доход от страхования которых превышал 100 млн долл., Китай с его 5,357 млрд долл. находился на 23 месте. Список, естественно, открывают США и Япония, совокупный объем страховых премий которых составлял соответственно 564,5 и 547,4 млрд долл. (в России объем страховых взносов за первое полугодие 1996 г. составил 13,4 трлн руб., или, примерно, 2,7 млрд долл.). Фирма “Sigma” оценивает совокупный мировой доход от страхования в 1803 млрд долл., доли США и Японии равняются 31,3 и 30,4%, а Китая — всего 0,3%. Степень развития страхового рынка обычно определяется по двум показателям: по доле страховой премии в сумме валового внутреннего продукта, а также по объему собранной страховой премии на душу населения. В 1995 г. абсолютный объем страховой премии составлял около 1,12% от суммы произведенного ВВП, что, безусловно, мало по международным стандартам (в развитых странах этот показатель колеблется в пределах от 6 до 12% ВВП) (в Японии 12,6% (1 место), Южная Корея — 11,6% (5 место), Индии — 1,78% (51 место), России — 1,3% (60 место), Китай — 1,11% (66 место).). Вместе с тем к середине 90-х гг. была достигнута положительная динамика удельного веса страховых операций в стоимости ВВП: в 1985 г. — 0,04, 1990 г.— 1,2, 1994 г. — 1,3% (рассчитано по “Чжунго тунцзи чжайяо: 1996”, Пекин 1996, с. 8, 44). Примечательно, что увеличение доли страховых взносов в ВВП происходит на фоне высоких темпов экономического развития Китая. При этом следует учитывать, что цены на страховые услуги в те годы росли незначительно, отставая от уровня роста цен. Относительная стабильность страховых тарифов была получена за счет пересмотра принципов расчета расценок на страховые услуги и попыток введения научных основ при их расчетах. Ограничило рост цен также и появление конкуренции на страховом рынке. В 1994 г. объем собранной страховой премии на душу населения в Китае составлял 4,8 долл. на человека. По этому показателю Китай занимал одно из последних мест (75) в списке из 78 государств, публикуемых фирмой “Sigma”. Для сравнения: в Японии сбор страховой премии на душу населения составлял примерно 7000 долл., в США — примерно 4000 долл. Правда, Индия незначительно (5,2 долл./чел.) обогнала Китай (в России объем душевого сбора страховой премии почти в 3,5 раза превышает уровень, достигнутый Китаем, и в начале 1996 г. составлял 89 тыс. руб., или, примерно, 18 долл). В этом отразилось несовершенство рынка страхования в Китае, а также низкий уровень жизни основной массы населения и страховой культуры.
С 1995 г. начался новый этап в развитии страхового сектора в стране. Во-первых, был принят Закон КНР “О страховании”, в котором утверждалась основная структура страховых компаний, особенности страховых контрактов и правила ведения бизнеса. Положение закона о разделении компаний на те, что занимаются страхованием собственности, и те, что специализируются на страховании жизни, привело к реструктурированию КНСК и образованию в 1996 г. на ее основе трех независимых страховых компаний. Позже были приняты “Временная инструкция НБК по регулированию страховой деятельности” (июль 1996 г.), ставшая дополнением раздела о страхнадзоре в Законе 1995 г., и ряд других важных законодательных актов, касающихся деятельности страховых агентов и брокеров. Департамент страхования НБК, в соответствии с положениями закона ставший основных регулирующим органом системы страхования, в мае 1995 г. был преобразован в независимый, небанковский финансовый институт. Он контролировал все страховые компании в Китае, иностранные и отечественные, рассматривал заявления о предоставлении лицензий на право ведения страховой деятельности. Иностранные страховщики дополнительно подвергались контролю со стороны департамента контроля за иностранными финансовыми учреждениями НБК. Распределение видов страхования по разным компаниям было вызвано стремлением повысить рентабельность отрасли и выявить наиболее убыточные виды страхования. В конце 1998 г. был образован Китайский комитет по страховому регулированию (ККСР), непосредственно подчиненный Госсовету КНР. Данный комитет помимо страхового надзора стал также рассматривать вопросы предоставления лицензий, совершенствования деятельности страховщиков, повышения уровня руководящих работников компаний. В 1999 г. ККСР наибольшее внимание уделил вопросам совершенствования страхования автотранспорта и гражданской ответственности, авиаперевозок, стандартизации условий страхования и уровней страховых тарифов. ККСР провел проверку деятельности и перерегистрацию всех филиалов компаний, имеющих статус юридических лиц, также были пересмотрены квалификационные свидетельства у более чем 3 тыс. ответственных работников. Комитет подготовил “Пересмотренный и исправленный план развития страхового сектора в Китае после 2000 г.”. В августе 1998 г. был принят пакет законодательных актов, регулирующих деятельность компаний и лиц, ведущих агентские операции по страхованию, если эта деятельность не является для них основной. В 1998 г. доход от сектора страхования вырос на 16%, составив 125,12 млрд юаней (без учета иностранных компаний), а доля страхового сектора в ВВП — 1,57%, величина душевой премии — 12,6 долл. (Чжунго цзинцзи няньцзян: 1999. (Китай: экономический ежегодник). П. 1999, с. 386.). Характерной особенностью развития страхового сектора в последние годы стал быстрый рост доли различных накопительных видов страхования (жизни, пенсионное страхование, создание специальных медицинских и образовательных страховых фондов). В 1998 г. доход от различных видов страхования жизни превысил доход от страхования имущества. Данная тенденция была вызвана новыми явлениями для китайской экономики: в течение 20 лет спрос на предметы потребления и средства производства превышал их предложение на рынке, темпы роста потребительского и инвестиционного спроса обгоняли приросты ВВП в 2-2,5 раза, что было одной из причин роста цен в стране. Одновременно с этим быстро росли банковские сбережения населения. Однако с конца 1997 г. ситуация изменилась. В результате удовлетворения спроса городского населения на товары длительного пользования стали стремительно расти банковские сбережения. Для активизации спроса государство провело семикратное снижение банковского процента по вкладам и ввело в апреле 1999 г. налог на прирост банковских вкладов, в результате городское население стало рассматривать различные виды накопительного страхования как более выгодный способ сбережения средств. Следует также отметить, что в 1998 г. произошло сильнейшее наводнение на реке Янцзы, охватившее более пяти провинций и резко увеличившее выплаты возмещения по имущественным и сельскохозяйственным рискам. Степень монополизации страхового рынка в Китае и доля участия государства продолжала оставаться крайне высокой. К концу 1999 г. в Китае действовало 26 национальных компаний, включая четыре унитарные государственные компании, девять государственных акционерных, четыре совместных и девять филиалов иностранных компаний. О десяти крупнейших национальных компаниях можно судить по данным таблице.
Основные страховые фирмы Китая
Компания
|
Главный офис
|
Вид страхования
|
Район деятельности
|
Доходы в 1998 г. (млрд юаней)
|
Прирост к 1997 г. (%)
|
Доля рынка (%)
|
Китайская компания по страхованию жизни (бывшая КНСК по страхованию жизни
|
Пекин
|
жизнь
|
по всей стране
|
52,96
|
34,3
|
38
|
Китайская компания имущественного страхования (бывшая КНСК по страхованию имущества)
|
-”-
|
имущество и собственность
|
-”-
|
39,92
|
5,01
|
29
|
Китайская перестраховочная компания (бывшая КНСК по перестрахованию)
|
-”-
|
перестрахование
|
-”-
|
11,8
|
12,62
|
9,01
|
Китайская страховая компания “Тайпинъян”
|
Шанхай
|
все виды деятельности
|
-”-
|
12,47
|
-2,1
|
10
|
СК “Пинъань”
|
Шэньчжэнь
|
-”-
|
-”-
|
16,97
|
10,4
|
12
|
СК “Тяньань”
|
Шанхай
|
имущество и собственность
|
Шанхай
|
0,18
|
5,2
|
0,1
|
СК “Дачжун”
|
-”-
|
-”-
|
-”-
|
0,26
|
24,2
|
0,2
|
СК “Хуаань”
|
Шэньчжэнь
|
-”-
|
Шэньчжэнь
|
0,13
|
34
|
0,1
|
Компания по страхованию жизни “Синьхуа”
|
Пекин
|
жизнь
|
-”-
|
1,18
|
-16,1
|
0,9
|
СК “Тайкан”
|
-”-
|
-”-
|
Пекин, Гуанчжоу, Ухань
|
0,49
|
-41,6
|
0,9
|
Компания имущественного страхования “Хуатай”
|
-”-
|
имущество и собственность
|
Пекин, Нанкин, Шанхай
|
0,28
|
53,3
|
0,2
|
Компания имущественного страхования “Юнъань”
|
Сиань
|
-”-
|
Сиань
|
0,02
|
-23,7
|
-
|
Синьцзянская военная страховая компания
|
Урумчи
|
-”-
|
Синцзянь-Уйгурский АР
|
0,3
|
46,6
|
0,9
|
Естественно, число субъектов страхового рынка остается незначительным по сравнению с числом страховых компаний и обществ, зарегистрированных в экономически развитых странах: только в США действовало 4800 самостоятельных компаний, а в Англии — 800 (в России в 1995 г. было зарегистрировано 2,7 тыс. страховых обществ, к апрелю 1996 г. эта цифра снизилась до 2138, причем реально функционировало, по различным оценкам, не более 1-1,15 тыс. компаний.). Как видно из таблицы, базирование головных офисов и деятельность отделений страховых компаний по-прежнему сосредоточены в крупных приморских городах Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэне, Тяньцзине и в Пекине. Государственные компании продолжают сохранять лидирующее положение на страховом рынке страны, хотя наметилась тенденция к его сокращению: уже в 1994 г. страховая премия, собранная КНСК, составляла 88,8% от совокупной премии, но в 1995 гг. эта цифра снизилась до 79% (Чжунго цзинцзи шибао, 1996, 23 апреля), а в 1998 г. — до 74%. Реорганизация КНСК первоначально в концерн, а впоследствии в три самостоятельные страховые компании преследовала цель совершенствования управления огромным аппаратом и тем самым повышения уровня конкурентоспособности КНСК, а также приближения качества предлагаемых услуг к уровню других отечественных и иностранных компаний. Поощрялось привлечение внештатных страховых агентов и снижение явно завышенного числа управленцев. До 1995 г. соотношение служащих управленческого звена и страховых агентов и представителей составляло 10:1, а в наиболее благоприятных районах — 6:1. Довольно высокая доля обязательного страхования, особенно по имущественным рискам, является серьезным препятствием для полного перевода деятельности компании на рыночные основы. Государство активно поощряет приток частных, акционерных и иностранных капиталов в страхование. Одним из экономических рычагов стала дифференцированная налоговая политика. Согласно действующему законодательству, компании, функционирующие в специальных экономических зонах, и иностранные компании облагаются подоходным налогом по льготной 15%-ной ставке (при 33% для акционерных обществ). Однако государственные страховые компании выплачивают 55%-ный подоходный налог, а также 15%-ный местный налог на развитие предпринимательства (“Гайгэ”, 1996, № 3 с. 75). Особенностью страхового дела в Китае было невычленение из отрасли “добровольных пенсионных фондов”. Отделения КНСК, особенно в провинции, осуществляли страхование от всех рисков. В 1995 г. было принято решение о создании специализированных страховых компаний, занимающихся исключительно пенсионным и личным страхованием. Компаниям или филиалам, осуществляющим имущественное страхование, запрещается проводить операции по медицинскому и возрастному страхованию. Это решение было принято после внимательного изучения опыта пенсионного страхования в США в Западной Европе, где пенсионные фонды аккумулируют огромные суммы. В настоящее время возрастное и пенсионное страхование (сумма обязательных и добровольных страховых платежей) в Китае составляет всего треть совокупного объема при страховании жизни, в то же время в развитых промышленных странах страхование по старости дает 70-80% доходов от страхования, которые активно используются для перестраховочных операций или реализации различных инвестиционных проектов. С другой стороны, ряд иностранных компаний (в частности AIG) первыми развернули в Шанхае добровольное пенсионное страхование, с интересом встреченное местными жителями: за 3 года из 800 тыс. страховых полисов, проданных компанией, 700 тыс. касались личного и пенсионного страхования.
(Продолжение в следующем номере)
В.В.ЖИГУЛЕВА, научный сотрудник Институт Дальнего Востока РАН
Вся пресса за 17 июля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка, Рейтинги, За рубежом, История страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|