Эксперт-Урал,
23 сентября 2002 г.
Издержки производства
483 просмотра
Анализ результатов полугодовой деятельности страховых компаний Уральского региона показывает: рынок, пережив период бурного роста, вступил в фазу торможения. По данным Минфина, сборы страховщиков росли втрое медленнее, чем в прошлые годы. Основная причина потери темпов роста — отказ от использования зарплатных схем (выплат предприятиями заработной платы сотрудникам под видом страхования жизни с целью минимизации налогообложения). Тенденция к снижению наметилась еще в первом квартале этого года, а за шесть месяцев общие поступления взносов на страхование жизни сократились по Уральскому региону на 20%. Сборы по другим видам страхования продолжают расти, хотя и более низкими темпами. Страховщики считают 20-процентный прирост неплохим показателем, особенно если сравнить его с темпами роста ВВП и промышленного производства в регионе. Тут надо учесть особенности регионального страхового рынка, о которых мы не раз писали. Дело в том, что страхование на Урале — инфраструктурная отрасль, обслуживающая интересы преимущественно промышленно-корпоративного сектора экономики. А в промышленности наблюдается замедление роста, стагнация, уменьшение объема живых денег. Еще одна характеристика, прямо следующая из корпоративной ориентации уральского рынка страхования, — его высокая концентрация. Лицо регионального рынка формируется отдельными крупнейшими компаниями. И динамика их показателей вполне может дестабилизировать ситуацию в целом. Так, падение взносов по имущественным видам страхования в двух компаниях Свердловской области привело к снижению валовых показателей сборов премии по этому виду страхования в области на четверть. На динамику личных видов страхования повлияло уменьшение сборов всего одной компании. Аналогичные примеры есть и в Тюменской области (подробнее о них см. статью "Страховое предупреждение", "Э-У" № 29-30 от 19.08.02). Из чего складываются многомиллионные сборы компаний, составляющих основу рынка страхования в регионе? Каковы факторы роста крупнейших страховщиков? В большинстве случаев таких факторов три: крупные учредители, зарплатные схемы, близость к органам исполнительной власти. Взносы по страхованию жизни десяти из тридцати крупнейших компаний региона (а они практически равны объемам средств, проводимым предприятиями через зарплатные схемы) составляют более 50% всего объема сборов. Имущественные риски занимают более половины портфеля у 16 компаний. Этот вид страхования считается сугубо рыночным, однако и тут решающую роль играют не конкурентоспособность тарифов и условий страхования, а близость к крупным промышленным корпорациям. Большинство лидеров в этом сегменте — кэптивы: компании, созданные при таких корпорациях. Правда, в последнее время все больше кэптивных страховщиков выходит на открытый рынок. Что касается близости к исполнительной власти, она во многом "организует" приток клиентов в близкие ей страховые структуры. Как правило, если у страховой компании нет крупных промышленных корпораций среди акционеров, отсутствует желание заниматься выплатой зарплат и нет источников бюджетной поддержки, попасть в число лидеров для нее практически невозможно. Страховщиков, которые самостоятельно добывают себе клиентов, немного. Все это говорит о том, что рынок за период бурного роста так и не стал самостоятельным. Основные надежды на рост объемов прибыли большинство страховщиков связывают с вступлением действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОАГО). Сейчас только 10% водителей добровольно страхуют свою ответственность. Через год потенциальная клиентура может расшириться до 30 млн автовладельцев. По оптимистическому прогнозу, сборы по этому виду страхования могут достигать 1 млрд долларов. Правда, достанутся эти средства, вероятно, лишь 10-30 крупнейшим компаниям. Для остальных страхование ОАГО останется малорентабельным бизнесом. К перспективным видам услуг страховщики относят также страхование от пожаров имущественных рисков предприятий и обязательное страхование ответственности за эксплуатацию опасных производств. Когда будут приняты законы об обязательном страховании в этих областях, рынок получит новый толчок к бурному росту. Прогнозируя развитие страхового рынка в этом году в целом, эксперты сходятся во мнении, что рост его не превысит 20%. Оптимисты говорят о 30%. Страховщики, строившие бизнес преимущественно на зарплатных схемах и отказавшиеся от них, надеются выйти на прошлогодние обороты благодаря рыночным видам страхования. Однако сделать им это будет непросто: крупные клиенты давно поделены. Уже сейчас понятно, что региональный страховой рынок в ближайшем времени ждут институциональные изменения. С зарплатными схемами будет покончено, рост рынка не так велик, как раньше, на рассмотрении в правительстве снова лежит пакет документов об увеличении минимального уставного капитала до 10 млн рублей, до вступления в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОАГО) осталось совсем немного. Все это подталкивает региональные компании к активным действиям. И практически все страховщики Урала рассматривают сегодня пути дальнейшего развития. Выхода два: либо искать серьезных инвесторов, либо продаваться крупным московским компаниям. Причем процесс уже пошел. Решение придется принимать к концу этого или началу следующего года.
Итоги деятельности страхового рынка уральского региона
НЕФЕДОВ В.
Вся пресса за 23 сентября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Динамика рынка
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
|
5 колесо, 23 января 2025 г.
В России хотят уменьшить штрафы для такси за отсутствие страховки ОСГОП
|
|
Российская газета-Сибирь, 23 января 2025 г.
В Кузбассе будут судить расхитителей средств фонда ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
Россияне стали чаще покупать медстраховку, а не получать ее от работодателя
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|