Компания,
2 июля 2001 г.
Перестраховщики доморощенные
1030 просмотров
Недавно в одной из бывших союзных республик был принят закон, требующий от местных страховых компаний обязательно перестраховывать риски в международных компаниях, рейтинг которых не ниже ВВВ–. В России до столь жестких мер пока не дошли. Возможно, потому, что в этом нет необходимости: большая часть рисков и так размещается в крупнейших западных обществах.
По оценкам экспертов, структура отечественного перестраховочного рынка примерно такова: российские специализированные перестраховочные компании собирают 10-12% премий, 25-30% приходится на долю неспециализированных страховых компаний, остальное же делят между собой западные брокеры и перестраховщики. Впрочем, львиная доля премий, которые учитываются в статистических показателях как полученные российскими компаниями, все равно уходит на Запад. Причина банальна: финансовые резервы российского рынка слишком малы. И если небольшие риски еще можно размещать на нашем рынке — его емкость это допускает, — то перестраховать, скажем, договор покрытия рисков «Русского алюминия» наши компании пока не в силах. Практически все крупнейшие перестраховочные компании и брокеры уже работают на нашем рынке. И поскольку никакого специального законодательства, регулирующего перестрахование, у нас нет, они подчиняются тем же правилам, что и страховые компании с иностранным участием. Возможно, расширять их полномочия попросту боятся: российские перестраховочные общества находятся в разных весовых категориях с западными коллегами и не смогут составить им полноценной конкуренции. Однако многие специалисты считают, что такая позиция до добра не доведет. Если в случае со страховыми компаниями оправданно ограничение на присутствие иностранцев «во благо» развитию рынка национального, то с перестрахованием все обстоит строго наоборот. Именно перестрахование оберегает страховщиков от убытков, в том числе от фатальных. Когда рынки Восточной Европы только открылись, крупнейшие перестраховочные компании — Swiss Re, Munich Re и многие другие, верные своему принципу «быть везде», сопровождая своих традиционных клиентов, поспешили заявить здесь о своем присутствии. Предлагаемые ими перестраховочные ставки были весьма привлекательными. Период начала 90-х годов вообще принято считать спокойным с точки зрения объема затрат. Кроме этого серия слияний и поглощений крупных международных перестраховщиков и связанная с этим конкурентная борьба также привели к снижению тарифов. Но вот после серии крупных убытков (в первую очередь из-за ураганов 1999 и 2000 годов) стало очевидно, что финансовые требования придется ужесточить, а темпы и масштабы внедрения на нестабильные развивающиеся рынки умерить. «Западный перестраховочный рынок переживает сейчас кризис, — считает Ирина Постникова, генеральный директор перестраховочной корпорации «Транссиб Ре». — Практически все крупные европейские перестраховщики сократили свое участие в облигаторах в Восточной Европе, в первую очередь в странах СНГ. Те облигаторные договоры (договоры, которые заключаются на покрытие всего портфеля компании или его части, а не каждого отдельного риска. — «Ко»), которые не приносили достаточного наполнения, расторгнуты, а на оставшиеся резко возросли цены». Заместитель руководителя московского отделения компании «Находка Ре» Сурен Григорьянц также считает, что отечественный перестраховочный рынок неминуемо отреагирует на происходящее на Западе. «Перестраховочный рынок сужается вслед за западным рынком, — отмечает Сурен Григорьянц. — Там число участников сокращается, цены растут, увеличиваются приоритеты. Меня наши западные партнеры предупредили, чтобы я был готов ужесточать условия и повышать цены. Теперь мы будем себя вести жестче». Впрочем, по мнению г-на Григорьянца, такая политика не отразится негативно на привлекательности услуг «Находки Ре». Дело в том, что компания пошла по пути тесного сотрудничества с западными перестраховщиками, что подразумевает надежную систему гарантий, но и более высокие цены, чем у ориентированных на внутренний рынок перестраховщиков. «Уже несколько лет мы исповедуем довольно осторожную политику. За нашей спиной стоит мощный холдинг QBE, который предоставляет нам свою емкость и помогает быть достаточно востребованными на рынке». Повышение перестраховочных ставок на Западе уже сказалось на ценовой политике российских компаний. Кто-то отреагировал быстрее, кто-то медленнее, но в целом ставки выросли на 20-30%, а в некоторых случаях и больше. Эта тенденция — издержки сильной зависимости наших перестраховочных компаний от западного капитала. «Есть, конечно, участники рынка, которые хотят остаться в тех условиях, которые существовали пять лет назад, когда все было дешево. Но это невозможно. Повышение тарифов продолжается уже два года, и тенденция эта должна сохраниться, — говорит Сурен Григорьянц. — Мы можем не оглядываться на западный рынок и говорить, что у нас есть своя дорога, но тогда надо не пытаться перестраховывать все на Западе, а использовать емкость нашего внутреннего рынка. Тогда, наверное, можно будет предложить нашему страхователю дешевые тарифы, низкие франшизы. Но если мы хотим гарантировать надежную защиту нашим клиентам, то необходимо подкрепить ее известным на мировом рынке именем, а значит, мы должны придерживаться тех законов, которые эти имена нам диктуют». Многие крупные перестраховочные компании предпочитают иметь в составе акционеров сильного западного партнера. Исключение составляют, пожалуй, компании «Мегарусс» и «Москва Ре», причем последняя сознательно исповедует политику создания сильного «чисто русского» перестраховщика. К компаниям, укрепляющим позиции на внутреннем рынке, можно отнести и Национальное перестраховочное общество. «Очевидно, что перестраховочные компании сегодня представляют собой две группы, — считает Елена Мякутина, президент Национального перестраховочного общества. — Первые — это компании, ориентированные на Запад. Они работают в соответствии с теми условиями, которые выдвигают иностранные перестраховщики. Фактически эти компании выступают в роли страховых брокеров, хотя и принимают на себя часть ответственности при заключении договора на перестрахование. Вторые — это компании, которые пытаются создать сильного перестраховщика здесь. Наша компания принадлежит ко второй группе. Мы даже в этом году подкрепили ее союзом со страховой компанией (имеется в виду образование группы National In ранее в этом году. — «Ко»), чтобы расширить круг своих возможностей». Ирина Постникова считает, что пока сокращение присутствия иностранцев на нашем перестраховочном рынке — вещь нереальная. Сама руководитель «Транссиб Ре» не видит ничего плохого в сотрудничестве с иностранцами. «Западный перестраховщик нам не то что конкурент, скорее, помощник, — говорит она. — В ситуациях с крупными, сложными рисками они нам помогают, учат. В частности, мы участвуем в Russian P&I Pull (пул страхования ответственности судовладельцев. — «Ко»), где лидером-перестраховщиком является Мюнхенское перестраховочное общество. Пул работает успешно, и нас это не только не напрягает, но, даже если мы знаем, что Munich Re взяло 20-40% какого-то бизнеса, мы в нем участвуем смелее». Совсем скоро правительство должно снять ограничения доступа на рынок иностранцев (таково одно из условий вступления России в ВТО). Специалисты считают, что тогда должна обостриться конкурентная борьба наших перестраховщиков с западными. По мнению Ирины Постниковой, единственное спасение для отечественных перестраховщиков — наращивать капиталы. «С приходом на рынок западных компаний отечественным перестраховщикам значительно меньше приходится на что-то рассчитывать, — отмечает она. — Наши компании сохранят свои позиции в том случае, если им удастся в короткий срок привлечь значительный уставный капитал. А если учесть, что сейчас в Россию не хочет вкладывать никто, даже в самые успешные отрасли, даже в нефтянку и в Альфа-банк, можно ли надеяться, что вдруг ни с того ни с сего вложатся в перестраховочные компании? Но, как говорится, надежда умирает последней».
Игроки На российском перестраховочном рынке сейчас действуют 22 специализированных перестраховочных общества и несколько неспециализированных страховых, занимающихся перестрахованием Наряду с крупными российскими игроками — «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», АВИКОС и др. — в России действуют дочерние подразделения крупнейших западных перестраховщиков — таких, как Munich Re, General Cologne Re. Есть также их брокеры и андеррайтеры (например, AON и Marshe), деятельность которых регулируется теми же нормативными актами, что и в случае со страховыми компаниями. Общей статистики, отражающей реальное состояние отечественного перестраховочного рынка, в открытых источниках не существует. По экспертным оценкам, объем премий, собранных специализированными российскими перестраховочными компаниями в 2000 году, составляет 3,5 млрд руб.
Взгляд с Запада Капитолина Турбина, директор московского представительства Кельнского перестраховочного общества. — Как строятся ваши отношения с партнерами на российском рынке? — Мы работаем только со страховыми компаниями, в этом смысле российские перестраховочные компании в определенной мере наши конкуренты. До тарифной войны, дело, конечно, не доходит. Российские перестраховочные компании и международные перестраховщики — такие, как General Cologne Re, — работают в разных весовых категориях. Для того чтобы ситуация менялась, нужны две составляющие — know-how и капитализация. Какого размера капитализации могут достичь российские компании — вопрос пока открытый. Наши активы (General Cologne Re. – «Ко»), например, составляют около $110 млрд, а рейтинг финансовой устойчивости — ААА.
— Будет ли General Cologne Re расширять присутствие в России? — В долгосрочной перспективе мы намерены расширять бизнес, причем расширять существенно. Вместе с тем мы следуем глобальной корпоративной ценовой и перестраховочной политике. Мы проповедуем более сбалансированный подход к российскому рынку. Очень тяжело отказываться от компаний, которые мы знаем достаточно хорошо в течение нескольких лет. Но это приходится делать, если мы видим, что компания оппортунистически относится к перестрахованию и не соответствует корпоративной стратегии и философии бизнеса General Cologne Re.
— Каковы ваши приоритеты на российском рынке? — Мы осторожно и взвешенно относимся к моторному перестрахованию. Я не могу понять, откуда берется процент убыточности в семь процентов по рынку, если практически все компании, которые занимаются моторным страхованием, показывают убыточность (без административных расходов, которые компания несет) до 100%. Наши традиционные приоритеты — огневые и морские риски. Перестрахование жизни занимает более 30% в глобальном портфеле General Cologne Re, и это очень важное направление нашей работы в России.
— Ожидаете ли вы перемен после либерализации страхового рынка в России? — Что касается перестраховочного рынка, он уже достаточно либерализован. Недавно появился тезис, что к перестрахованию нужно относиться так же, как и к деятельности зарубежных страховых компаний. То есть исключить участие иностранных перестраховщиков в перестраховании жизни, в обязательных видах страхования и видах, связанных со страхованием объектов государственной собственности. Нам это не нравится. Что такое объект государственной собственности? Это определение очень расплывчато. РАО «ЕЭС» — это какая компания: частная или государственная? Логики в этом мало. Есть риски, которые связаны с крупными выплатами. Например, недавно по риску страхования от несчастного случая наши выплаты составили $360 тыс. (в связи со страховым случаем — установление второй группы инвалидности). А что если у страховой компании много таких договоров в портфеле и все случаи происходят в течение одного года? Я бы сказала, что, вводя запретительные государственные нормы, надо очень аккуратно относиться к международному перестрахованию, поскольку развивающиеся рынки естественно нуждаются в нем.
Павел Осипов, Директор по перестрахованию AON Group Limited. — Существует мнение, что российский перестраховочный рынок «поделен» между несколькими крупными западными компаниями и брокерами. Так ли это? — Говорить о том, кто поделил российский перестраховочный рынок, очень сложно. Бизнес здесь часто переходит из рук в руки. В России, конечно, есть конкуренция между западными брокерами. По прямому и перестраховочному бизнесу мы выходим на одну и ту же клиентуру, стараемся предложить более привлекательные условия и цены. Так же как во всем мире. В настоящее время на мировом рынке брокерских услуг AON является одной из крупнейших компаний. На AON работают 45 тыс. человек. Ее подразделения есть практически во всех странах мира. Как и другие крупные брокеры, AON старается заявить о своем присутствии везде.
— Кто ваши российские партнеры и каковы приоритеты AON на российском рынке? — В России мы работаем с компаниями «Ингосстрах», «Прогресс-Гарант», «Интеррос-Согласие», Русский страховой центр, «Лексгарант», Цюрих-Русь и др. Мы, естественно, больше ориентируемся на облигаторные договоры. Это наша цель и задача — предложить наши услуги в области облигаторного перестрахования. У нас есть облигаторные договоры с целым рядом российских страховых компаний, которые мы размещаем для них, но если к нам обращаются с просьбой разместить какие-то факультативные риски, мы этим тоже занимаемся.
— Не отпугивает ли российские компании дороговизна услуг, ведь риски размещаются в крупнейших западных компаниях, чьи тарифы высоки, да плюс комиссионный процент? — Я бы не сказал, что услуги дорогие. Просто расходы, силы и средства, которые затрачиваются на размещение рисков, должны окупаться. Бессмысленно, например, отправлять в Лондон риск, по которому брокерские составляют $3 тыс. — $5 тыс. Этот уровень комиссионного вознаграждения вряд ли обеспечит покрытие издержек по размещению такого риска на западном рынке. Поэтому мы стараемся в ряде случаев размещать подобные риски на российском рынке. Вместе с тем мы пытаемся убедить наших западных партнеров, что страховой рынок в России находится в стадии развития, что мы должны заниматься этими рисками, чтобы не отпугнуть потенциальную клиентуру. Я думаю, бизнес AON будет расширяться здесь по мере развития страхового рынка и экономики.
— Какова российская специфика? — Российский рынок специфичный, и далеко не факт, что в перестрахование риски передаются по ставкам, сопоставимым с оригинальными. В результате перестраховщики несут убытки или их прибыли значительно сокращаются. На Западе зарабатывать на передаче рисков в перестрахование именно таким образом ненормально. Или по крайней мере ненормально, чтобы ставки отличались в несколько раз. В России такого рода факты не являются исключением. Выход: либо западным компаниям поднять тарифы, либо российским приблизиться к западному стандарту. Думаю, постепенно произойдет второе.
— Как вы думаете, каковы будут последствия либерализации страхового рынка? — Я не думаю, что после прихода западных страховщиков значительно вырастут объемы страхования. Ведь и сейчас можно через тех же брокеров размещать риски в западных компаниях: надежность, финансовая стабильность — все это есть. Но никто не горит желанием — мешает менталитет. Да, наверное, это будет способствовать развитию рынка — больше выбор. Но и сейчас у нас на рынке есть полторы тысячи страховых компаний. Российские компании пока что хотят застраховаться только в том случае, если они намерены претендовать на иностранные инвестиции. Некоторых подталкивает ситуация с убытками. КОРОБКОВА И.
Статья приведена без таблиц.
Вся пресса за 2 июля 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Перестрахование, Общественное мнение, Игроки
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|