Турбизнес,
19 июня 2000 г.
Страхование путешествующих: самая обязательная из услуг
967 просмотров
Страховой полис в последнее время стал такой же неотъемлемой частью любого турпакета, как, например, авиабилет или гостиничный ваучер. Во многом это связано с упорядочением взаимоотношений двух индустрий — страхового и туритического бизнеса. В то же время страхование в туризме остается зоной повышенного экономического риска.
Нормативная база
Специалисты отмечают, что минувший год был отмечен существенным укреплением нормативной базы в сфере страхования в туризме. Это связано с введением в действие постановления Правительства РФ от 11 декабря 1998 г. № 1488 “О медицинском страховании иностранных граждан в Российской Федерации”, статья 8 которого предписывала Правительству урегулировать вопросы медицинского обслуживания российских граждан за рубежом и иностранных граждан в России. Постановление утвердило Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации. В развитии этого постановления Министерство здравоохранения Российской Федерации при участии Министерства финансов Российской Федерации и заинтересованных организаций разработало и утвердило минимальный перечень медицинских услуг (включая медико-транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации.
Важным пунктом постановления является тот, что регламентирует следующую меру — при введении иностранным государством порядка, в соответствии с которым обязательным условием въезда на его территорию российских граждан является осуществление на время их пребывания медицинского страхования, Министерство иностранных дел РФ должно рассматривать вопрос о необходимости введения аналогичного условия при въезде граждан этого государства в Россию. Своевременность принятия постановления полностью подтвердилась в 1999 г.
Греция и Австрия стали членами Шенгенского соглашения и ввели наличие медицинского страхования в качестве условия для получения въездной визы. Готовится к этому Дания. Стремление в Европу толкает на аналогичные меры Чехию, Финляндию, страны Балтии. На сегодняшний день только две страны пока не заявляют о подобных намерениях — Венгрия и Болгария, но это не означает, что такие требования не будут предъявлены и ими.
Кардинальное решение принял ближайший сосед России — Украина. Страхование иностранных граждан на территории этого государства теперь будет осуществлять своеобразный консорциум трех компаний: немецкая AXA COLONIA, французская AXA Assistans и украинская “Укринмедстрах”, с полисами которых смогут въезжать на территорию Украины граждане европейских стран. Начиная с июня, россияне и украинцы при пересечении межгосударственных границ обязаны будут приобретать полисы медицинского страхования.
В минувшем году возникали сложности с некоторыми государствами, в частности, Эстонией и Чехией, в отношении необходимости оформления бланков полисов на языке страны посещения, что соответствует российскому страховому законодательству.
Конец весны принес страховщикам долгожданную новость. 31 мая премьер-министр РФ Михаил Касьянов подписал постановление об отнесении страхования на себестоимость в объеме до 3% от объема реализации продукции и услуг, что является действенной мерой налогового стимудирования страхователей. К последним на практике относятся и туристические фирмы.
Состояние рынка
Период 1999 — начала 2000 гг., по мнению большинства страховщиков, можно с полным основанием считать началом качественно нового этапа в страховании выезжающих за рубеж и путешествующих по России. Эту тенденцию определили два самостоятельно развивающихся процесса: упорядочение нормативной базы и совершенствование технологии продаж страховых продуктов. Оба направления ведут к дальнейшей цивилизации отечественного турбизнеса и цементированию деловой основы сотрудничества страховой и туристической отраслей. По данным страховых компаний, доля турфирм в общем объеме страхования путешествующих у основных операторов этого сегмента страхового рынка (примерно 20 — Ред.) уже определилась и в ближайшем будущем вряд ли подвергнется заметной корректировке.
Расширение сбыта страховых продуктов происходит главным образом за счет освоения региональных рынков, наращивания прямых продаж, а также освоения новых компьютерных и совершенствования маркетинговых технологий (кросс-сейлинг и т.д.). По этим стратегическим направлениям ведется работа практически всеми страховщиками, с разной степенью “опережения графика” на конкретных участках.
Страховщики единодушны в оценке доходности данного вида страхования, считая ее невысокой. Однако интерес к нему поддерживает собственный имиджевый характер, а также сохраняющаяся востребованность туристических услуг. Структура самого отечественного турбизнеса, с точки зрения страховщиков, является относительно стабильной, и характеризуется лишь абсолютными цифрами. Анализ страховых портфелей показывает, что возобновляемость договоров с турфирмами составляет в среднем 70-80%. Новое пополнение клиентской базы происходит в основном за счет мелких и средних турфирм, перетекание туроператорской базы не имеет массового характера и обычно привязано к конъюнктурным изменениям рынка или политики туристических компаний. В рассматриваемый период подобные изменения клиентской базы крупных страховщиков были усилены своего рода “турецким синдромом” — резким увеличением показателя убыточности на этом направлении (подробнее об этой проблеме — в “ТБ” № 2-2000 г.).
В минувшем году ярко проявилась тенденция другого рода, связанная с процессами, происходящими в “цеховом сообществе” самих страховщиков. В конце 1999 г. о серьезных намерениях в страховании путешествующих заявил новый игрок — страховой альянс “НАСТА” и входящая в него страховая компания “НАСТА Центр”. Наступательные действия страховщика были подкреплены переходом в эту компанию группы специалистов по страхованию путешествующих из “Инкорстраха”. Кадровые подвижки на уровне руководящего состава произошли в последнее время также в страховых компаниях “Группа Ренессанс Страхование”, “Восточно-Европейское Страховое Агентство” и соответственно “Инкорстрах”. Как следствие, можно ожидать активизации развития событий на различных участках страхового поля. Однако в целом ведущие операторы страхования путешествующих не демонстрируют решительных попыток передела уже сложившегося рынка. Определившаяся изначально тройка лидеров в этой виде страхования — “Ингосстрах”, “РОСНО”, “РЕСО-Гарантия” — удерживает свои позиции, уверенно действуют в освоенном пространстве турбизнеса “Промышленно-страховая компания”, “Спасские ворота”, “Восточно-Европейское Страховое Агентство”, “Авикос” и др., проявляют динамизм “Группа Ренессанс Страхование”, “Интеррос-Согласие” (из числа участников опроса “ТБ” — Ред.). Актуальные год назад вопросы, связанные с деятельностью иностранных страховщиков в России, отрегулированы на законодательном уровне и потеряли свою злободневность на данный момент.
Страховые продукты
Еще недавно мнение специалистов по страхованию сводилось к тому, что российский туристический рынок не готов к восприятию новых страховых продуктов, способных расширить и углубить взаимный бизнес двух индустрий. Единственно востребованным долгое время оставался продукт только одного вида страхования — медицинских расходов, дополняемый некоторыми сопутствующими условиями (медико-транспортные расходы, эвакуация, репатриация и т.д.).
Наиболее радикальные из экспертов утверждают, что за 10 лет существования российского рынка страхования в туризме отечественный страховой продукт не претерпел серьезных изменений. Сегодня практически все страховщики предлагают страхование от несчастного случая при поездках за границу и путешествиях внутри страны, багажа, финансовых рисков при невыезде в оплаченный тур, квартиры и имущества на время поездки, реализуют годовые полисы и полисы страхования автогражданской ответственности “Зеленая карта”, сопутствующие автопутешествиям за рубежом. Разработаны и в определенной степени опробованы не получившие широкого распространения, но перспективные продукты страхования гражданской ответственности туриста за границей, гражданской ответственности турфирм, профессиональной ответственности турагентств и туроператоров. В ценовом отношении предпочтительными для реализации через турфирмы остаются в основном дешевые продукты, что должно бы вызывать у самих туристов-клиентов турфирм вопросы по их обеспечению. Война тарифов между конкурирующими на определенных направлениях выездного туризма страховщиками перешла в стадию отдельных боевых операций, но договоренностей о выработке единой взвешенной политики в ценообразовании в ближайшее время специалистами не ожидается.
К сезону 2000 большинство страховщиков постарались подготовить новые или обновленные продукты, расширяющие спектр услуг в туризме. “РОСНО” представила Travel Insurance Card — пластиковую карточку для многократных путешествий в течение года, а также программу страхования дополнительных расходов, возникших в результате поломки, аварии или угона транспортного средства во время путешествия за границу; “РЕСО-Гарантия” — полис “Мультиспорт”; ВСК — программу страхования на время пребывания в санаториях и домах отдыха на территории РФ и стран СНГ; ПСК — полис “Отпускной” сроком действия 1 год; “Интеррос-Согласие” — годовой VIP-полис; “Ост-Вест Альянс” — страхование на время поездок по России и странам бывшего СССР; ЖАСО — программу комплексного страхования путешественников (включая сопровождающих туриста животных). Революционным для российского рынка событием стало объявление компаний “Группа Ренессанс Страхование” о начале электронных продаж страховых полисов в режиме on-line. Разработана соответствующая программа для партнерских турфирм, вследствие чего вполне логичны намерения компании расширить агентскую сеть. Реализацией проектов в сфере Интернет-продаж (насколько их осуществление возможно в российской практике) занялись “РОСНО”, “Ингосстрах”, ПСК, “Спасские ворота”, “РЕСО-Гарантия”, “Интеррос-Согласие” и другие страховщики из числа ведущих. Большинство из них планирует открытие виртуальных офисов (Интернет-серверов) уже в летнем сезоне.
В сфере сотрудничества с турфирмами по-прежнему используются традиционные формы работы — совместная рекламная деятельность, финансовое участие в проведении семинаров, презентаций, workshops плюс размещение рекламы в каталогах турфирм, спонсирование профессиональных конкурсов турбизнеса и различных акций. Последнее направление операторы страхового рынка эффективно используют для продвижения собственного имиджа.
Редакция благодарит страховые компании, принявшие участие в опросе “ТБ”, за информационную поддержку и содействие в подготовке публикации. В обзоре использованы материалы круглого стола по проблемам страхования workshop “ “Турбизнес”.
БОРИСОВА Е.
(Статья приведена без таблиц и диаграмм)
Вся пресса за 19 июня 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Маркетинг, Регулирование, Игроки, Страхование выезжающих за рубеж
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|