Если продажи автомобилей начали показывать первые признаки роста, то до страховых компаний эти тенденции пока не дошли. Сегодня участники рынка прогнозируют два возможных сценария развития на ближайший год: оптимистический предполагает, что все будет так же плохо, как в 2009 году, а пессимистический — что рынок покинут до 100 компаний.
Участники рынка автострахования говорят, что все тенденции кризисного 2009 года, связанные с высоким уровнем выплат на фоне недостаточных объемов сборов и низкой активности покупателей, перешли и в 2010 год. По их прогнозам, в текущем году ОСАГО как обязательный вид страхования продолжит свое развитие, а в сегменте КАСКО падение сборов продолжится. Масштабы сокращения могут быть сопоставимы с предыдущим периодом. По данным Росстрахнадзора, российские страховщики в прошлом году продали полисов КАСКО на 137,5 млрд руб., а вместе с полисами ОСАГО — на 227,2 млрд руб. При этом премии по КАСКО упали на 20,5%. "Рынок автострахования в 2010 году упадет на 8-10 процентов в сумме сборов, — говорит Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия".— Конечно, совсем недобросовестные компании уйдут, но я не ожидаю существенных последствий на российском страховом рынке".
В зоне риска по-прежнему будут компании, делавшие ставку на банковский канал продаж и продажи через автодилеров. Чтобы направить бизнес в другое, например, сервисное, русло, многим из них просто не хватило ресурсов. По словам Андрея Александрова, директора филиала ОСАО "Ингосстрах" в Санкт-Петербурге, негативные тенденции 2009 года сейчас только усилили свое действие, поскольку сами страховщики вошли в этот год финансово истощенными, и многие из них сейчас испытывают острый дефицит ликвидности. "В этой связи можно ожидать продолжения развития процесса укрупнения рынка, а также ухода из отрасли других игроков, — говорит он. — Мы полагаем, что с рынка могут уйти еще около 100 компаний, особенно пострадают те, кто демпинговал в 2009 году. Их путь по наклонной — это повышение тарифов, которое будет означать потерю ликвидности, затем невыплаты страхователям и, как результат, отзыв лицензии".
Несмотря на то, что спрос на новые автомобили оживили федеральные программы по утилизации и кредитованию, страховщики говорят, что на себе положительного эффекта от этого они не чувствуют. Причина заключается в том, что господдержка стимулирует продажи прежде всего бюджетных машин, а рынок КАСКО, например, более чем на 90% формируют сравнительно дорогие иномарки. Возможно, какое-то влияние эта программа сможет оказать на сегмент ОСАГО, однако пока значительного эффекта не ощущается.
"Программа по приему в зачет старых автомобилей и льготное кредитование стимулируют в первую очередь продажи автомобилей минимальной стоимости, — говорит Денис Чигарев, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — Этот сегмент редко интересуется КАСКО. Поэтому господдержка автопрома на росте сборов страховых компаний почти не сказалась".
В то же время другие участники рынка дают более оптимистичный прогноз — по их мнению, объемы рынка сохранятся на уровне прошлого года, а если какие-то компании и будут закрываться, то только мелкие. Например, по прогнозу рейтингового агентства "Эксперт РА", рынок автокаско сохранится в 2010 году на уровне 2009 года.
Существует также самый оптимистичный прогноз, согласно которому рынок даже сможет показать рост на уровне 10%. Однако то, что вероятность такого сценария невелика, признают даже те, кто его дает. Отдельно страховщики отмечают такую тенденцию, как ухудшение качества сервиса, в результате которого различные компании стараются "перекинуть" своих клиентов на своих конкурентов. "Иногда доходит до курьезных ситуаций — некоторые компании направляют своих клиентов, приходящих к ним по ПВУ (прямое возмещение убытков), в ОСАГО, если виновник ДТП застрахован в более надежной компании, — рассказывает Дмитрий Большаков. — При этом они открыто говорят своим клиентам, что там лучше сервис по выплатам, чем у них".
В результате таких действий страховые компании может ожидать серьезный кризис доверия, что будет также способствовать сокращению рынка и перераспределению взносов в пользу надежных страховщиков. Кроме того, будут сокращаться премии, собираемые через агентский канал продаж, а прямые продажи, наоборот, расти.
По мнению экспертов, в 2010 году будет развиваться главным образом "ремонтное" КАСКО, которое станет основным направлением сотрудничества страховщиков и дилерских центров. И те страховщики, в основном крупные федеральные компании, которые активно росли в данном направлении, смогут хорошо завершить год. Что касается восстановления рынка, то, по предварительным прогнозам, оно начнется не раньше, чем в 2011 году. "Все без исключения страховщики ждут восстановления рынка, однако начало этого процесса вряд ли придется на 2010 год, — говорит Андрей Александров. — Сейчас отрасль, в том числе в сегменте автострахования, находится в кризисном состоянии, поэтому положительные тенденции начнут формироваться не ранее 2011 года. В этой связи стоит рассчитывать на свои ресурсы, что под силу далеко не всем страховщикам, и оптимизировать работу в новых условиях".
Маргарита АРАНОВСКАЯ Ъ - Приложение
Вся пресса за 17 мая 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|