Если продажи автомобилей начали показывать первые признаки роста, то до страховых компаний эти тенденции пока не дошли. Сегодня участники рынка прогнозируют два возможных сценария развития на ближайший год: оптимистический предполагает, что все будет так же плохо, как в 2009 году, а пессимистический — что рынок покинут до 100 компаний.
Участники рынка автострахования говорят, что все тенденции кризисного 2009 года, связанные с высоким уровнем выплат на фоне недостаточных объемов сборов и низкой активности покупателей, перешли и в 2010 год. По их прогнозам, в текущем году ОСАГО как обязательный вид страхования продолжит свое развитие, а в сегменте КАСКО падение сборов продолжится. Масштабы сокращения могут быть сопоставимы с предыдущим периодом. По данным Росстрахнадзора, российские страховщики в прошлом году продали полисов КАСКО на 137,5 млрд руб., а вместе с полисами ОСАГО — на 227,2 млрд руб. При этом премии по КАСКО упали на 20,5%. "Рынок автострахования в 2010 году упадет на 8-10 процентов в сумме сборов, — говорит Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия".— Конечно, совсем недобросовестные компании уйдут, но я не ожидаю существенных последствий на российском страховом рынке".
В зоне риска по-прежнему будут компании, делавшие ставку на банковский канал продаж и продажи через автодилеров. Чтобы направить бизнес в другое, например, сервисное, русло, многим из них просто не хватило ресурсов. По словам Андрея Александрова, директора филиала ОСАО "Ингосстрах" в Санкт-Петербурге, негативные тенденции 2009 года сейчас только усилили свое действие, поскольку сами страховщики вошли в этот год финансово истощенными, и многие из них сейчас испытывают острый дефицит ликвидности. "В этой связи можно ожидать продолжения развития процесса укрупнения рынка, а также ухода из отрасли других игроков, — говорит он. — Мы полагаем, что с рынка могут уйти еще около 100 компаний, особенно пострадают те, кто демпинговал в 2009 году. Их путь по наклонной — это повышение тарифов, которое будет означать потерю ликвидности, затем невыплаты страхователям и, как результат, отзыв лицензии".
Несмотря на то, что спрос на новые автомобили оживили федеральные программы по утилизации и кредитованию, страховщики говорят, что на себе положительного эффекта от этого они не чувствуют. Причина заключается в том, что господдержка стимулирует продажи прежде всего бюджетных машин, а рынок КАСКО, например, более чем на 90% формируют сравнительно дорогие иномарки. Возможно, какое-то влияние эта программа сможет оказать на сегмент ОСАГО, однако пока значительного эффекта не ощущается.
"Программа по приему в зачет старых автомобилей и льготное кредитование стимулируют в первую очередь продажи автомобилей минимальной стоимости, — говорит Денис Чигарев, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — Этот сегмент редко интересуется КАСКО. Поэтому господдержка автопрома на росте сборов страховых компаний почти не сказалась".
В то же время другие участники рынка дают более оптимистичный прогноз — по их мнению, объемы рынка сохранятся на уровне прошлого года, а если какие-то компании и будут закрываться, то только мелкие. Например, по прогнозу рейтингового агентства "Эксперт РА", рынок автокаско сохранится в 2010 году на уровне 2009 года.
Существует также самый оптимистичный прогноз, согласно которому рынок даже сможет показать рост на уровне 10%. Однако то, что вероятность такого сценария невелика, признают даже те, кто его дает. Отдельно страховщики отмечают такую тенденцию, как ухудшение качества сервиса, в результате которого различные компании стараются "перекинуть" своих клиентов на своих конкурентов. "Иногда доходит до курьезных ситуаций — некоторые компании направляют своих клиентов, приходящих к ним по ПВУ (прямое возмещение убытков), в ОСАГО, если виновник ДТП застрахован в более надежной компании, — рассказывает Дмитрий Большаков. — При этом они открыто говорят своим клиентам, что там лучше сервис по выплатам, чем у них".
В результате таких действий страховые компании может ожидать серьезный кризис доверия, что будет также способствовать сокращению рынка и перераспределению взносов в пользу надежных страховщиков. Кроме того, будут сокращаться премии, собираемые через агентский канал продаж, а прямые продажи, наоборот, расти.
По мнению экспертов, в 2010 году будет развиваться главным образом "ремонтное" КАСКО, которое станет основным направлением сотрудничества страховщиков и дилерских центров. И те страховщики, в основном крупные федеральные компании, которые активно росли в данном направлении, смогут хорошо завершить год. Что касается восстановления рынка, то, по предварительным прогнозам, оно начнется не раньше, чем в 2011 году. "Все без исключения страховщики ждут восстановления рынка, однако начало этого процесса вряд ли придется на 2010 год, — говорит Андрей Александров. — Сейчас отрасль, в том числе в сегменте автострахования, находится в кризисном состоянии, поэтому положительные тенденции начнут формироваться не ранее 2011 года. В этой связи стоит рассчитывать на свои ресурсы, что под силу далеко не всем страховщикам, и оптимизировать работу в новых условиях".
Маргарита АРАНОВСКАЯ Ъ - Приложение
Вся пресса за 17 мая 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
1 апреля 2025 г.

|
|
Forbes Казахстан, 1 апреля 2025 г.
Как сделать обязательное автострахование более выгодным для автовладельцев

|
|
Пензенская правда, 1 апреля 2025 г.
Пензенец добился компенсации за разбитый в ДТП автомобиль

|
|
СибМедиа, 1 апреля 2025 г.
Ущерб от крана, упавшего в центре Томска, оценивается в 6-7 млн рублей

|
|
Авторадио, 1 апреля 2025 г.
С 1 апреля страховщики пересчитают КБМ для всех водителей

|
|
Комсомольская правда-Томск, 1 апреля 2025 г.
Стала известна предварительная сумма ущерба от падения строительного крана в Томске

|
|
Forbes Казахстан, 1 апреля 2025 г.
Как правильно выбрать страховую компанию

|
|
МК в Саратове, 1 апреля 2025 г.
В Саратове раскрыта группа автомошенников, обманувших страховщиков на 700 тысяч

|
|
KamchatkaMedia, 1 апреля 2025 г.
Камчатцы стали реже жаловаться в Банк России

|
|
РИА Новости, 1 апреля 2025 г.
Расчеты премии по ОСАГО для владельцев мотоциклов, мопедов изменятся с 17 апреля

|
|
Тюменская линия, 1 апреля 2025 г.
Жители Тюменской области и автономных округов оформили страховок на 84 млрд рублей

|
|
Ставропольская правда, 1 апреля 2025 г.
Финансирование системы ОМС Ставрополья увеличилось почти на 2 млрд рублей

|
|
РБК.Тюмень, 1 апреля 2025 г.
Страхование от паводка обойдется тюменскому бизнесу дороже, чем год назад

|
|
Молодой коммунар, Тула, 1 апреля 2025 г.
Интерес туляков к страхованию жизни вырос в 2024 году

|
|
Интерфакс, 1 апреля 2025 г.
Страховые взносы в Рязанской области в 2024г выросли почти вдвое

|
31 марта 2025 г.

|
|
ПРАЙМ, 31 марта 2025 г.
Объявлены лауреаты 2-й ежегодной Премии FINNEXT для команд и департаментов

|
|
ПРАЙМ, 31 марта 2025 г.
АКРА присвоило «Газпром страхованию» кредитный рейтинг ВВВ+ по международной шкале

|
|
Деловой Петербург, 31 марта 2025 г.
Прививка за отдельную плату

|
 Остальные материалы за 31 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|