Автомобильные известия,
22 октября 2002 г.
Как записано — так и будет 688 просмотров
В российских реалиях любая судебная тяжба — дело долгое и не очень перспективное. А исков клиентов к страховым компаниям и, наоборот, компаний к виновникам ДТП, — все больше. Почему? И отчего у нас не получается решать проблемы цивилизованно, даже без вызова сотрудника ГИБДД на место происшествия, как это давно делается, например, в Европе?
Об этом корреспондент «АИ» беседует с Виталием Княгиничевым, начальником департамента комплексного страхования, и Юрием Сопиным, заведующим сектором претензионно-исковой работы этого департамента компании «Ингосстрах».
Виталий Княгиничев: — Быстрое улаживание страховщиком всех проблем, связанных с ДТП, нередко затрудняется тем простым обстоятельством, что люди не всегда внимательно читают условия договора, который заключают со страховой компанией. А потом, когда наступает страховой случай, ждут немедленного возмещения ущерба. Но его не будет, если нарушен договор. К примеру, сегодня ни одна серьезная компания не станет выплачивать возмещение человеку, севшему за руль нетрезвым и попавшему в ДТП.
— Даже если он невиновен в аварии?
— И в этом случае тоже. Правда, этот человек может через суд взыскать возмещение материального ущерба с виновника ДТП. Но до того ему предстоит самому понести наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Отказать в возмещении могут и в том случае, если автомобиль, попавший в аварию, его хозяин не показал страховщику до начала ремонта. Это условие также записано в договоре. Впрочем, виновными в невыплате или в задержке компенсации, что скрывать, бывают и сами страховые компании. Когда я знакомился с опытом работы коллег в Финляндии, то обратил внимание на тот факт, что тамошние страховщики не берут на себя обязательств больше, чем имеют активов. Под активами подразумевается их собственная недвижимость, автомобили, средства на счетах в банке. Ровно на эту сумму им и дозволено брать на себя страховые риски. У нас же компании оперируют порой не конкретным понятием «активы», а абстрактным — «резервы». Некоторые смело берут на себя любой риск, не всегда задумываясь над тем, смогут ли они его обеспечить.
Юрий Сопин: — Можно привести в пример и Германию, где за послевоенный период не обанкротилась ни одна страховая компания — благодаря жестким правилам лицензирования и контролю над работой всех участников рынка.
— И все-таки нереально помнить все нюансы договора. Невозможно и предугадать всего, что может случиться в дороге. Скажем, наехал человек на открытый люк...
В.К.: — ...это уже ДТП, которое необходимо зафиксировать. В нашей компании круглосуточно работает диспетчерская служба. Проще позвонить и уточнить, что делать, если с застрахованной машиной или водителем, застраховавшим свою гражданскую ответственность, произошло любое ЧП. Иногда людям кажется мелочью то, что с ними случилось, а когда начинает разбираться специалист, оказывается, что «мелочь» оборачивается расходами в тысячи долларов.
Ю.С.: — Именно поэтому мы разъясняем своим клиентам, что без копии протокола либо справки по форме № 11 или № 12, которую может выдать только сотрудник ГИБДД, с места происшествия уезжать нельзя ни в коем случае. Нашей компании достаточно такого документа, чтобы впоследствии выплатить возмещение по автокаско. Для выплаты по гражданской ответственности дополнительно необходимо постановление об административном правонарушении. В договоре специально оговорены случаи, когда справка не требуется — это незначительное повреждение лакокрасочного покрытия, стекол, зеркал, эмблем, антенны автомобиля.
— А если ваш клиент виновен в ДТП, справки достаточно, чтобы пострадавший смог получить от компании возмещение?
Ю.С.: — Нет, недостаточно. Кроме нее пострадавший должен предоставить протокол с места происшествия и постановление ГИБДД, вынесенное группой разбора в течение 15 дней после ДТП. По закону этот человек имеет право обратиться с требованием возмещения к виновнику и через суд, минуя страховую компанию. Некоторые так и поступают. И тогда наш представитель обязательно участвует в судебном заседании в качестве третьего лица, так как в этом случае интересы компании и клиента совпадают.
— Реально ли ожидать, что и в России водители, попавшие в ДТП, смогут уладить проблему по так называемому европейскому протоколу, без участия милиции?
В.К.: — Вполне. Во всяком случае, профессиональное сообщество страховщиков уже подало такое предложение российскому правительству. Как известно, на Западе, благодаря европейскому протоколу, вызов полиции на место ДТП во многих случаях не требуется. Участники сами заполняют бланки, выбирая, в какую схему из типовых пяти десятков «вписывается» их авария. Автоматически определяется и ответственность страховых компаний, с которыми у них заключен договор. Это может быть стопроцентная ответственность за ДТП одной стороны или — поровну обеих сторон. Позиция сообщества страховщиков такова: никаких сотрудников ГИБДД не хватит, чтобы «обслужить» все аварии. Реального числа ДТП в России сейчас не знает никто. Я думаю, что не регистрируется 60-80 процентов аварии. Принятие европейского протокола позволит упростить участникам дорожного движения неприятную процедуру оформления ДТП, а также сделает более достоверной статистику.
— Пока же не всегда срабатывает и процедура с участием ГИБДД. По сведениям из наших источников, суды буквально завалены исками к страховым компаниям. К «Ингосстраху» тоже?
Ю.С.: — Все судебные иски мы делим на три категории. Первая — когда компания отказывает клиенту в выплате из за того, что он нарушил условия договора. О том, почему такое случается, мы уже сказали. Вторая, и довольно многочисленная, группа — наши иски к виновникам аварии. То есть мы возместили своему клиенту ущерб, а затем обращаемся к виновнику ДТП с тем, чтобы он компенсировал компании понесенные потери. По закону к страховщику после выплаты им возмещения переходит так называемое право требования. И третья группа — иски к нашим клиентам, виновным в ДТП, от пострадавших.
— И много таких, кто отказывается возмещать компании ущерб?
Ю.С.: — Примерно 40 процентов случаев не удается урегулировать в досудебном порядке, и мы вынуждены обращаться в суд, чтобы защитить свои интересы. Некоторые надеются на то, что их сложно найти, ведь не секрет, что адреса фактического проживания и прописки далеко не всегда совпадают. Но ведь эти люди ездят на машинах, иногда летают за границу, так что способ обнаружить их и привлечь к ответу есть.
— Что вы имеете в виду под урегулированием в досудебном порядке?
Ю.С.: — Когда виновный в аварии не уходит от решения возникшей проблемы. Мы понимаем, бывает всякое: ущерб может составлять тысячи долларов, и у человека, действительно, нет финансовой возможности сразу в полном объеме его возместить. В таком случае ему предлагают оплатить долг в рассрочку, в течение года-двух. Многие предпочитают именно такой способ, по тому что если дело дойдет до суда, никакой рассрочки уже не жди. Судебные приставы предлагают погасить задолженность в течение 5 дней. Затем следует принудительное исполнение решения — наложение ареста на имущество и денежные средства.
В.К.: — Хотел бы добавить существенный момент. Как вы знаете, с 1 июля 2003 года вступает в силу закон об обязательном страховании. Уверен, появится еще один вид судебных исков — страховые компании начнут судиться со своими клиентами. Дело в том, что по этому закону страховщики обязаны выплачивать возмещение по гражданской ответственности во всех случаях. И даже в тех, когда их клиент, виновный в ДТП, сидел за рулем в нетрезвом виде. После выплаты закон разрешает страховщику обратиться к виновнику за компенсацией понесенного по его вине убытка. Естественно, мы будем это делать.
— Не опасаетесь, в таком случае, растерять своих клиентов?
Я.К.: — Мы всего лишь опираемся на закон.
— Скажите, а сам «Ингосстрах» заинтересован в досудебном урегулировании дела, если иск предъявлен ему или его клиенту?
Ю.С.: — Если в ДТП виновен наш клиент и мы видим, что требования пострадавшего разумны и справедливы, естественно, возмещаем ущерб, не дожидаясь судебного решения, на вынесение которого, к слову сказать, может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Но, повторюсь, во всем должен присутствовать здравый смысл. Был у нас такой случай. Пострадавший получил за свой автомобиль стоимостью 16 тысяч долларов компенсацию, эквивалентную 14 тысячам, то есть фактически полную стоимость автомашины минус стоимость годных запчастей. Но экспертиза ему насчитала, что ремонт обойдется в 20 тысяч долларов, и человек, что называется, «завелся» Фактически на полученные деньги он мог купить почти новый автомобиль, но нам говорил, что ему дорог именно этот, и он собирается его восстанавливать. В результате подал иск, включив требования по компенсации морального ущерба. Потом по ходу неоднократно менял свои претензии к компании, которые за три года разбирательств выросли до 3 миллиардов долларов. В конце концов, суд отказал истцу в удовлетворении требования и дело закрыли.
Беседу вела Марина Огородникова.
Вся пресса за 22 октября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|