Авиатранспортное обозрение,
25 октября 2002 г.
Авиационные риски и контроль над ними 1655 просмотров
Авиационное страхование — единственная сфера, тесно связанная с крупномасштабными трагическими последствиями, а, следовательно, и рисками катастрофического свойства. В идеале этот сегмент страхования должен быть наиболее гибким и чутко реагировать на динамику рынка.
К сожалению, существующий на сегодняшний день в России рынок авиационных рисков настолько «отвердел», что отношения между страховщиком и клиентом сводятся к банальной формуле «предложение — торг — покупка». Пока исключением из этого правила является только авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии», занимающая уникальное положение на рынке авиационных рисков. Как удалось «Аэрофлоту» добиться обособленного позиционирования, рассказывает в интервью АТО директор Департамента управления рисками и страхования авиакомпании Дмитрий Джафаров.
— Дмитрий Олегович, как Вы оцениваете текущее состояние рынка авиационного страхования?
— Знаете, 17 июля проходило заседание Комитета АЭВТ по рынку авиационного страхования. И одним из основных моментов был вопрос оценки этого рынка и его участников. Это очень важное обстоятельство: перед тем как перейти к процедурам, к которым следует прибегать авиакомпаниям, работая на этом рынке, необходимо понять, с чем здесь можно столкнуться. Если принять за точку отсчета печально известное 11 сентября, то можно увидеть, что цены, которые были на международном рынке страхования до трагедии, и тарифы, появившиеся неделю спустя, отличаются весьма существенно. Прошло довольно много времени с тех пор, как это событие произошло, а устойчивая тенденция к повышению ставок по-прежнему сохраняется. Рынок вошел в так называемую жесткую фазу. Понятно почему: страховщики не конкурируют между собой, не ведут диалога с авиакомпаниями, а просто предлагают свою «осознанную» цену. Рынок авиационного страхования в России весьма специфичен. Большинство страховых компаний, за исключением пяти-шести серьезных страховщиков, предлагают полисы, оцененные «на глазок», либо продают условия западного рынка. Так же относятся к управлению рисками и авиационные компании: ожидают, когда страховщики принесут им тарифы и можно будет выбрать наиболее выгодное из десятка предложений, зачастую отличающихся друг от друга на несколько процентов.
— «Аэрофлот» пошел другим путем?
— Именно так. Метод, который мы противопоставили такому стандартному подходу, — это репозиционирование на рынке страхования, и международном в первую очередь. Мы, минуя всех посредников, сами сделали предложение непосредственно рынку. Могу добавить, что подобным образом формулируют свои взаимоотношения со страховщиками все крупные авиакомпании в мире. Это не означает, что мы диктуем цены. Мы представляем рынку нашу оценку рисков компании и, кроме того, всю андеррайтинговую информацию, для того чтобы получить, в свою очередь, его оценку. Это очень важно, особенно на начальном этапе, потому что такой информации у них просто нет.
— Как в авиакомпании родился Департамент управления рисками и страхования?
— Департамент был образован в ноябре 2000 г. До этого в компании были сформулированы основные принципы стратегии управления рисками и появились первые риск-менеджеры. Кстати, в зарубежных компаниях наличие риск-менеджмента является нормой. Основная задача работы Департамента состоит в том, чтобы по-новому позиционировать компанию на международном авиационном рынке страхования и вести внутреннюю работу по оценке, анализу и мониторингу производственных, коммерческих и финансовых рисков авиакомпании. Насколько мне известно, наш Департамент — одно из немногих целевых структурных подразделений среди российских компаний, занимающихся управлением рисками. Так или иначе, а серьезным авиакомпаниям без формирования в составе своего предприятия аналогичного подразделения не обойтись. Хотя бы потому, что сама идея управления рисками должна идти от авиакомпаний, а не от страховщиков. Потому что страхование — это лишь один из методов системы управления рисками. Некоторые задачи можно решать по-другому: не страховать, а ограничивать риск — задействовать банковские учреждения, используя гарантии и другие финансовые инструменты, которые они предоставляют, или прибегнуть к внутренним процедурам, позволяющим этот риск закрыть.
— Какие меры предпринимает Департамент для достижения контроля над рисками?
— Давайте сразу оговоримся: 100%-ной защиты не существует. Ключевым риском любого предприятия является риск прекращения бизнеса как такового, и игнорировать его нельзя. И если не потратить средства на системную безопасность, не нанять и не обучить персонал, вовремя не застраховать то, что невозможно покрыть системным решением, — это может привести компанию к банкротству. Если же говорить об оценке рисков по направлениям, то, кроме вопросов страхования, существуют кредитные, топливные и прочие виды рисков, сопровождающие компанию в ходе ее деятельности. Эти оценки содержатся в материалах внутреннего аудита, в наших собственных расчетах или в заказанных нами отчетах, подготовленных с участием нынешних специалистов. На основании этих документов мы и разрабатываем различные варианты и планы действий по предотвращению возможных происшествий и потерь. В качестве иллюстрации: реализация программы работы с кредитными рисками позволила авиакомпании снизить затраты на это направление в шестикратном размере. Как видите, грамотное управление схемами контроля над рисками не только способно «прикрыть» компанию от возможных потрясений, но и позволяет получать ощутимую выгоду.
Вся пресса за 25 октября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Авиационное страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 июля 2025 г.

|
|
РБК (RBC.ru), 25 июля 2025 г.
Исламский банкинг в России: в чем суть партнерского финансирования

|
|
Подмосковье сегодня, 25 июля 2025 г.
Проверьте это в первую очередь: как дачникам защитить дом от пожара летом — конкретные меры и советы эксперта

|
|
Медвестник, 25 июля 2025 г.
Московские врачи получили реальные сроки за страховое мошенничество

|
|
Российская газета, 25 июля 2025 г.
Уведомление о завершении передачи страхового портфеля

|
|
Медвестник, 25 июля 2025 г.
Какую компенсацию больница должна пациенту в случае оказания некачественных медуслуг

|
|
ТАСС, 25 июля 2025 г.
В Узбекистане с будущего года в 3,4 раза увеличатся расценки на полисы ОСАГО

|
|
За рулем, 25 июля 2025 г.
Выплату по ОСАГО можно будет получить намного быстрее

|
|
Аргументы и факты, 25 июля 2025 г.
За дождь ответим рублем? Эксперт Моржаретто о страховке авто от катаклизмов

|
|
Кубанские новости, Краснодар, 25 июля 2025 г.
Количество туристов со страховками при задержке рейсов не увеличилось

|
|
Автостат, 25 июля 2025 г.
Эксперт рассказал, как снижение ключевой ставки до 18% скажется на авторынке

|
|
zakon.kz, 25 июля 2025 г.
Минздрав сделал важное разъяснение о повышении тарифов на медуслуги

|
|
Медвестник, 25 июля 2025 г.
Минздрав решил уточнить порядок информсопровождения застрахованных по ОМС

|
|
AGRONEWS, 25 июля 2025 г.
Омский Минсельхоз распределил компенсации аграриям за урожай

|
|
Sputnik Таджикистан, 25 июля 2025 г.
Власти Таджикистана напомнили мигрантам в РФ о необходимости медстрахования

|
|
ГТРК Новосибирск, 25 июля 2025 г.
Жительница Новосибирской области выплатит убытки страховой компании за ДТП

|
|
Report.Az, Баку, 25 июля 2025 г.
Эльмар Мирсалаев: Страховые премии в Азербайджане по итогам года могут превысить 1,4 млрд манатов

|
|
Лента.Ру, 25 июля 2025 г.
В России запустили почасовое страхование альпинистов для восхождения на Кавказские горы

|
Остальные материалы за 25 июля 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|