НЭП 08 Ежедневные экономические вести, Екатеринбург,
27 мая 2010 г.
«К слияниям готовы многие. Не многие могут договориться»
860 просмотров
В интервью «НЭП» Елена Смирнягина рассказала о том, как в ближайшее время видоизменится уральский рынок страхования, много ли компаний смогут выжить и сохранить свои позиции, на какие продукты делают сейчас ставки страховщики и как профучастники оценивают последние инициативы Федеральной службы страхового надзора по ужесточению требований к игрокам рынка.
– Елена Юрьевна, хотелось бы начать с прогнозов о развитии ситуации на рынке страхования. Согласно последнему исследованию «Эксперт РА», к концу 2010 года из 700 работающих сегодня страховщиков на рынке останется около 500 компаний. А без учета страховщиков жизни и страховых медицинских организаций – около 350. Как вы оцениваете такой прогноз в целом, и насколько критичными будут такие показатели для местного страхового рынка?
– Кризис ударил в первую очередь по банкам. Потом по промышленным компаниям и, наконец, по страховым. Это значит, что выход из кризиса будет проходить в аналогичном порядке: сначала восстановятся банки, далее промпредприятия и лишь только потом страховщики. Что касается озвученных цифр.… Думаю, они достаточно реальны. Во-первых, потому что ужесточаются требования Федеральной службы страхового надзора (ФССН) к страховщикам в силу ряда причин. Многие компании не справляются со своими обязательствами, не выдерживают конкуренции и прекращают деятельность в добровольном порядке. Наряду с этим страховщикам необходимо выполнить требования по увеличения уставного капитала. И поэтому некоторым страховщикам приходится задумываться об объединении. Кроме того, все потрясения на рынке заставят население пересмотреть свое отношение к страховым компаниям и сделать выбор в пользу более устойчивых игроков. Я не имею в виду именно крупных федеральных игроков. Все озвученные факторы приведут к чистке рынка. Но я не помню, чтобы в России когда-либо ранее в течение одного года так резко сокращалось число компаний на страховом рынке.
– А сколько местных компаний может уйти с рынка?
– Мне бы хотелось, чтобы они не уходили, а объединялись.
– К вам многие игроки обращались?
– Без комментариев. К слияниям сегодня готовы многие, но не у всех получается договориться. Собственники готовы продать бизнес, но хотят получить за него сумму, значительно превышающую его реальную стоимость. Но сегодня приобретение или продажа бизнеса не делается без аудита.
– Интересна очередность выхода из кризиса по отраслям, которую вы указали. Банки только сейчас обретают почву под ногами, впереди промпредприятия. А страховым компаниям, похоже, до стабильности очень далеко. Если рассматривать этот прогноз, то получается, что даже в 2011 году страховщикам не удастся восстановиться….
– Этот год, действительно, будет для компаний очень тяжелым. Думаю даже, что в 2010 году страховым компаниям будет гораздо сложнее зарабатывать деньги, чем в прошлом году. Хотя определенные позитивные изменения появились. Самое главное, что ситуация стала более понятной. Рынок не имеет большого опыта работы в кризисных условиях, и первое время, когда никто не понимал куда двигаться вообще, было очень тяжело. Сейчас мы четко видим направление своей деятельности. Видим цели и понимаем от чего нужно отказаться и к чему стремиться.
– Это означает, что страховой рынок еще не достиг дна?
– Хочется надеяться, что мы на нем твердо стоим. И хочется верить, что сможем начать плавный подъем. Я не скажу, что это будет рывок. Но у нас, как у региональной компании, есть несколько серьезных плюсов. Во-первых, центр принятия решений находится здесь, что сокращает время рассмотрения многих вопросов, в том числе по выплатам клиентам. Как показывает практика, именно ожидание выплат иногда очень раздражает потребителя. Второй момент – мы можем оперативно реагировать на изменения на рынке и быстрее принимать решения по выводу новых продуктов в отличие от «федералов». И самое главное – мы не можем встать и уйти с территории, как это может позволить себе сделать федеральная компания. А это очень стимулирует.
– Насколько позитивен для страховых компаний процесс укрупнения рынка, который очевидно начался? Ведь понятно, что компании гиганту неинтересно заходить в отдаленные территории, в глубинку. Хотя бы потому что это затраты, да и не все инструменты будут востребованы.
– Укрупнение хорошо до определенного момента. Пока растущая империя управляема. Я согласна с тем, о чем вы говорили: крупная компания может перестать быть гибкой. Но это минусы любой тяжеловесной структуры. Я не могу сказать, что рынку страхования сейчас нужно именно и только укрупнение. Компании среднего дивизиона, региональные игроки, такие как мы, укрепляют свои позиции несколько иным способом. Мы используем максимальный спектр инструментов, в том числе усиление позиций в каждом городе нашего присутствия.
– Какие цели вы ставите перед собой на краткосрочный и среднесрочный период?
– Первая и основная задача: сохранить клиентскую базу, которая у нас есть. Второе, как я говорила, укрепиться в территориях присутствия. И третье – учитывая, что у нас холдинговая структура, мы входим в состав Некоммерческого партнерства «Резерв», – максимально усилиться по всем направлениям нашей совместной деятельности. Нам интересны территории, где работают наши партнеры по некоммерческому партнерству. Например, по рынку ОМС. Не использовать этот инструмент бы глупо и грешно. Еще одно направление: разработка и модернизация страховых продуктов, чтобы мы могли предлагать нашим клиентам новинки. А, кроме того, мы стараемся так отладить механизм работы, чтобы выполнять все свои обязательства перед страхователями. Это очень важно, потому что продажа страхового продукта начинается в момент выплаты.
– На какой продукт сейчас вы делаете ставку? Какие инструменты сегодня являются для вас перспективными, интересными и прибыльными?
– Я бы развела эти все понятия. Поскольку выгодные, востребованные и перспективные продукты – это разные вещи в нашем бизнесе. Компании выгодны продукты, которые являются менее убыточными – имущественное страхование, корпоративное. Наиболее востребованными же сегодня являются продукты, за которые клиент платит либо потому что боится что-то потерять, либо потому что его обязывают что-то страховать. У предприятий это страхование ответственности, ОСАГО. У физлиц – ОСАГО, страхование наземного транспорта (рынок которого, скорее всего, сожмется, так как люди перестали часто менять автомобили). Ну и страхование от несчастного случая, как для физлиц, так и юрлиц. Кроме того, предприятия продолжают страховать оборудование, потому что если оно перестанет работать, у предприятия возникнут проблемы. То, что является для предприятия неплановыми расходами, для страховой компании – планируемые убытки, которые мы предполагаем и под которые формируем резервы. Востребовано, конечно, корпоративное добровольное медицинское страхование. Не так давно, в рамках одного коллективного договора к нам обратился руководитель предприятия, который сетовал, что начал «терять» своих заместителей: у одного – инсульт, у второго – инфаркт. Руководитель понял, что может остаться один, и принял решение о комплексном медицинском обследовании своих сотрудников.
– Остались продукты из категории – «перспективные»…
– Да. Это продукты, которые вызваны требованием времени. С одной стороны, это те, которые регламентированы федеральным законодательством. С другой стороны, – новые программы, которые мы разрабатываем самостоятельно, используя накопленный опыт. К перспективным относятся продукты, связанные с ужесточением требований государства к пожарной безопасности. Также в этом ряду страхование пассажиров на всех видах транспорта, страхование ответственности врачей – то, что в осеннюю сессию будет рассматривать Госдума.
– А что касается банкострахования? До кризиса этот вид деятельности считался одним из наиболее перспективных, но в период рецессии стал лидером падения и принес компаниям крупные убытки.
– Банкострахование, вероятнее всего, не будет существовать в прежнем виде. Скорее всего, нас ожидает перераспределение рынка, который значительно сузится. Крупные банки будут работать только с крупными страховщиками, поскольку игроку федерального уровня нужен стратегический партнер, представленный во всех точках России. Правда, региональные банки и местные лизинговые компании никуда не исчезают. Это и будут те ниши, которые постараются занять региональные страховщики. По крайней мере, мы хотели бы продолжить работу в этом направлении.
– Работа с этим продуктом сильно ударила по вашим финансовым показателям?
– Доля этого сегмента в структуре нашего портфеля не велика у нас сегодня. В следующем году, возможно, будет больше. Мы, наверное, единственная региональная компания, аккредитованная в «Райффазен банке», в «Тойота банке». Плюс работа с региональными финансово-кредитными учреждениями. У нас был специфический сегмент: страхование автомобилей определенных салонов и ценовой категории. И это, кстати, спасло нас от огромных проблем именно по страхованию транспорта. Кроме того, мы занимались всем, что касалось страхования залогового имущества, техники в лизинговых компаниях. А это является менее убыточным для страховщиков.
– Как будет выглядеть ваш портфель по сегментам, что составит его львиную долю?
– В идеале хотелось бы, чтобы транспорт занимал около 50%, включая ОСАГО. Все остальное должно быть распределено между иными видами страхования: доля личного страхования – порядка 15%, имущественные виды страхования – 25%. Еще 10% на страхование ответственности (без ОСАГО). Это идеальная модель портфеля, с которым мы хотели бы работать. Сейчас мы сознательно стремимся сократить долю «транспорта». В прошлом году в портфеле она доходила до 70-80%. Это было связано с бумом автокредитования в 2008 году. Соответственно 2009 год был годом выплат по этому продукту.
– Хотелось бы вернуться к вопросу о деятельности страхового регулятора. Мы уже коснулись проблемы ужесточения контроля. Насколько, по-вашему, последовательны и эффективны решения ФССН?
– Сейчас все надзорные органы стремятся действовать по принципу Центробанка – максимально ужесточать требования к профучастникам. Все что касается усиления надзора – правильно и своевременно. В федеральную службу по надзору поступает огромное число жалоб страхователей. Если претензии к определенному страховщику носят массовый характер, это должно стать первым сигналом для пристального внимания регулятора. И, разумеется, ФССН должна оперативно реагировать. Кроме того, ежемесячные и ежеквартальные отчеты, которые страховые компании обязаны предоставлять в надзорный орган, также являются своеобразным тестом на надежность и устойчивость.
– А как вы относитесь к последней совместной инициативе ФССН и Минфина о введении временной администрации в проблемные компании?
– Введение временной администрации хорошо, если для этого есть веские основания. Самое главное, чтобы на местах не получилось так, что администрирование вводится по причинам, не связанным с основной деятельностью компании. Я не использую фразу «рейдерский захват», но с такой формулировкой в Интернет-сети я видела много комментариев от коллег. Страховщики очень опасаются, что предлагаемый механизм будет использоваться в негативных целях. Кроме того, озвучивалось, что внешнее управление, временная администрация могут вводиться ФССН даже без предварительных предписаний, направленных в адрес страховых компаний. Но все будет предельно понятно, когда правила игры участников страхового рынка будут четко прописаны.
Беседовала Мария КУТЕПОВА.
Вся пресса за 27 мая 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тенденции, Слияния и поглощения, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|