Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Нефтетранспортная территория, 23 августа 2014 г.

Морские страховщики оценивают плюсы и минусы арктических маршрутов

Специалисты отмечают, что с этим регионом связан ряд уникальных проблем, а накопленных статистических данных фактически не существует. Морские страховые компании в настоящее время оценивают потенциальные риски и [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Конкуренция и рынок, Санкт-Петербург, 21 ноября 2002 г.

Наше жилье должно быть застраховано
1439 просмотров

Рынок страхования жилья — формирующийся и перспективный. Его становление во многом зависит от заинтересованной и слаженной работы органов исполнительной власти и страховщиков. Полноценный рынок требует создания определенной инфраструктуры, включающей законодательную и нормативную базу, организационные и координационные структуры, широкомасштабные PR-акции.

Территориальное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МАП России на очередном семинаре-практикуме предложило его участникам тему для обсуждения: «Страхование жилья. Антимонопольный аспект». Наиболее актуальные вопросы, которые были рассмотрены, касались формирования рынка страхования жилья.
Для большей части населения нашей страны из имущества, которым оно располагает, наиболее ценное — жилье. Ценность его заключается не только в стоимостном выражении. Но и в том, что жилье — наш дом, а наш дом — это наша крепость. Крепость защищает нас от отрицательных внешних воздействий, но она сама требует защиты. В том числе, страховой.
Процесс формирования рынка страхования жилья тесным образом связан с реформированием жилищно-коммунального хозяйства. Эти два процесса необходимо рассматривать во взаимосвязи, поскольку рынок страхования жилья является производным от реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в целом по стране идет медленно и трудно. В значительной степени это обусловлено отсутствием сформированного слоя эффективных собственников жилья. Раньше все, что было связано с операциями с жильем, полностью регламентировалось государством. С бесплатной передачей в собственность жилья у большинства населения отношение к нему осталось прежним. В сознании остается иждивенческая привычка по любому поводу обращаться к государству. Между тем, ситуация кардинально изменилась. Частная собственность, помимо обретения права владения и распоряжения жильем, накладывает и обязанности по содержанию и защите своего имущества. Государство не может полностью нести бремя ответственности по уходу, содержанию и защите приватизированного жилья.
В соответствии со ст. 211 Гражданского Кодекса РФ «Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник» и далее в ст. 149.1 «Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт квартир, находящихся в собственности граждан, осуществляется за счет собственных средств владельцев квартир».
Риски возникают самые различные: пожар, взрывы бытового газа, террористические акты, проникновение воды в результате аварии систем водоснабжения, отопления, канализации. Можно до бесконечности перечислять всевозможные риски. Нашему жилью буквально угрожают со всех сторон. Да и мы сами, проживая в своем доме, являемся источником угрозы для третьих лиц. Вот только небольшой перечень возможных страховых случаев, который выделяет Госстрой России (приказ № 149 от 28.06.00):
— страхование ответственности собственника (владельца, пользователя) жилого фонда (жилого помещения) за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц;
— страхование жилого фонда или жилого помещения его собственником;
— страхование рисков, связанных с возможностью потери жилья в результате утраты права собственности и т.д.
В целом по стране рынок страхования жилья развит крайне слабо. Застраховано всего 3% населения и 0,2% жилого фонда. Уровень страхования по отдельным регионам сильно отличается. К наиболее «продвинутым» в этом отношении местам относятся Москва, Московская область, Нижний Новгород, Тамбов, Ростов-на-Дону, Великий Новгород и ряд других. В этих городах страхование жилья осуществляется в рамках программ льготного страхования. Льготность страхования заключается в том, что бюджет города берет на себя 70-80% выплат по страховым случаям.
На основании Постановления правительства Москвы (№ 629 от 15.08.00.) в столице реализуется программа льготного жилищного страхования. В ней участвуют 7 страховых компаний. В настоящее время страхованием охвачено около 1 млн квартир. Во многом успех реализации этой программы был обеспечен наличием специализированной службы — Городского центра жилищного страхования. По программе бюджет города берет на себя 80% выплат по страховым случаям, а 20% выплачивают страховые компании. В 2001 г. в Москве было зафиксировано около 6500 страховых случаев. Выплаты по ним составили 27,5 млн рублей. Из этих выплат— 5,5 млн рублей (20%) пришлось на страховые компании. В 2001 г. в бюджете Москвы на эти цели было предусмотрено 44 млн рублей, а в 2002 году — уже 66 млн рублей.
Решением Департамента муниципального жилья и жилищной политики за Городским центром жилищного страхования закреплен специальный фонд. Он был сформирован за счет 10% собранных страховых средств, предназначенных для резервно-предупредительных мероприятий, которые предотвратили бы возникновение страховых случаев. Централизация этих средств в фонде позволила проводить работы, предупреждающие пожары, аварии водопровода, канализации, взрывы газа и т.д. Установлена диспетчерская связь между домом и пожарными службами, квартирами и объединенной диспетчерской.
Рынок страхования жилья Москвы находится еще в стадии формирования. Его перспектива представляется в паритете выплат города и страховщиков: 50 на 50 процентов. Такой расклад будет выгоден для всех сторон, поскольку бюджет подстраховывает страховщиков, с него снимается 50% бремени покрытия страховых случаев, а застрахованные получат надежную страховую защиту.
Взглянув на материалы, собранные ЗАО ИКЦ «Хорст», можно убедиться в том, что в ряде городов также реализуются программы льготного страхования жилья. При этом соотношение выплат по страховым случаям бюджета и страховщиков колеблется между 70-80% и 20-30%. Тарифы в основной части устанавливаются от 20 до 45 копеек за квадратный метр в месяц, а лимит выплат, соответственно, колеблется от 1125 рублей (г.Троицк) до 6011 рублей (Москва) за квадратный метр.
По данным Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга, на 01.01.02 в городе насчитывалось 17685 жилых строений с общей площадью 72,1 млн квадратных метров и более 1182 тыс. квартир. Общее состояние жилых строений не внушает оптимизма (см. табл.).
В целом 57% жилых строений и 38,2% общих площадей могут быть отнесены по техническому состоянию к неудовлетворительному и ветхому. Число аварийных событий с жилым фондом Санкт-Петербурга за период с 1998 по 2001 годы увеличилось более чем в два раза: с 27,3 до 56,5 тысяч. Общий ущерб, причиненный жилищному фонду Санкт-Петербурга, за этот же период вырос на порядок — с 30 до 310 млн рублей.
Структура причин ущерба за этот период распределилась следующим образом:
— протечки кровли — 27,0%
— пожары — 15,2%
— аварии систем отопления-20,0%
— аварии канализации — 2,5%
— аварии водопровода — 6,0%
— аварии внутреннего водостока — 1,0%
— взрывы газа — 2,3%
— аварии на лифтовом оборудовании — 26,0%.
Три причины: протечки кровли, аварии систем отопления и на лифтовом оборудовании покрывают 73% общего ущерба.
При нарастающем старении жилого фонда число аварийных случаев и общий ущерб жилому фонду будет увеличиваться еще большими темпами. В этой ситуации Администрация Санкт-Петербурга предпринимает шаги к перераспределению ответственности за ущерб, причиненный жилому фонду города, между многочисленными его собственниками. В Законе Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» (от 16.07.01 № 572-73) среди видов жилого фонда выделены: частный, государственный и муниципальный фонды. Государственный фонд включает в себя:
— государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга;
— государственный жилищный фонд иных субъектов права.
Муниципальный жилой фонд, в свою очередь, подразделяется на:
— находящийся в собственности муниципальных образований;
— находящийся в общей собственности (долевой) различных субъектов права.
Такое разнообразие собственников значительно усложняет задачу максимального охвата страхованием жилищного фонда города.
В Санкт-Петербурге принят Закон «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда» (№ 110-22 от 27.05.99). К сожалению, этот Закон не работает, поскольку для его реализации требуется ряд подзаконных актов и реальная бюджетная поддержка; не бесспорен и сам правовой статус этого Закона.
Говоря о рынке страхования жилья, необходимо отметить, что, несмотря на то, что этот рынок находится в стадии формирования, ему должны быть присущи определенные параметры.

Техническое состояние жилых строений города
Износ (%)
Доля в общем количестве строений (%)
Доля в общей площади помещений (%)
До 30
43,0
61,8
от 30 до 65
50,0
35,8
Более 65
7,0
2,4

Если мы определяем товарные границы этого рынка, то необходимо отметить, что существует некоторая неясность в определении жилья как товара и услуги по его страхованию. Это связано не только с понятием собственности, но и с учетно-информационными вопросами. Статистический учет деятельности страховых организаций не предусматривает выделение в страховых отраслях страхования жилья. В формах статистической отчетности в рамках страхования имущества граждан жилье не выделено. К имущественному страхованию отнесены все виды страхования собственно имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков (ст. 929 ГК РФ).
В ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» имущественное страхование и страхование ответственности определяются как самостоятельные отрасли страхования. Существенными условиями договора страхования имущества (ст. 942 ГК РФ) являются:
— объекты страхования;
— страховые случаи;
— страховые суммы;
— срок действия договора.
По страхованию имущества граждан может быть застраховано жилое помещение, дом, дача, отделка квартиры, домашнее имущество и т.д. При этом страхователем имущества может быть собственник имущества, арендатор и т.д. Но обязательным условием договора страхования является наличие их интереса в сохранении имущества.
Из вышеприведенного следует, что товарные границы услуги по страхованию жилья в настоящее время еще не достаточно четко очерчены и требуют подведения нормативной и правовой базы.
Учитывая актуальность вопросов формирования регионального рынка страхования жилья. Территориальное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области МАП России, провело в июне 2002 г. семинар-практикум «Страхование жилья. Антимонопольный аспект». Для участия в работе семинара были приглашены: от исполнительной власти — представители Комитета по жилищной политике Администрации Санкт-Петербурга и представители Правительства Ленинградской области, от страховщиков — президент Санкт-Петербургского союза страховщиков А.В.Сумбаров и генеральный директор Северо-Западного союза страховщиков И.В.Фомин. В семинаре также приняли участие: заведующая кафедрой страхования и управления рисками Международного банковского института Л.Н.Мукина и исполнительный директор ЗАО ИКЦ «Хорст» Ж.Д.Шайхетдинова. Поскольку в общей проблеме страхования жилья поднимался антимонопольный аспект, то на семинаре широко были представлены специалисты территориального антимонопольного органа.
Участникам семинара были предложены к обсуждению следующие вопросы.
— Анализ программ страхования жилья в различных регионах России;
— Страхование жилья в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
— Деятельность МАП России и территориального управления по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке страхования жилья.
На семинаре был сделан обзор состояния страхования жилья в регионах России, было отмечено, что помимо проблем неготовности населения к страхованию своего жилья, существуют нерешенные организационные и технические вопросы. Так, в Санкт-Петербурге до 50% населения прописаны в муниципальном жилье. Структура жилого фонда города крайне разнородна — 137 ведомств имеют жилой фонд в городе. В этих условиях должны быть выработаны общие «правила игры». В этой игре основной игрок — страховщик. Его роль в определении причин и виновных наступления страхового случая должна быть радикально усилена. Когда произошла катастрофа на Двинской улице в Санкт-Петербурге, первым должен был оказаться на месте эксперт от страховщика, а не представители МЧС.
Лейтмотивом выступлений была обязательная бюджетная поддержка страхования жилья, поскольку бюджетные средства в данной ситуации служат рычагом, позволяющим сдвинуть с места эту проблему. Однако сама процедура «закладки» в бюджет средств на страхование жилья крайне сложна.
Было отмечено также, что проблема страхования жилья в Москве и Санкт-Петербурге была поднята одновременно, но результаты разительно отличаются. Если в Москве достаточно эффективно действует программа льготного страхования жилья, то в Санкт-Петербурге она находится еще в зачаточном состоянии. Опыт, наработанный в Москве, остается невостребованным в Санкт-Петербурге.
Кроме того, выяснилось, что в свое время в России проблема страхования жилья уже была достаточно успешно решена. В Санкт-Петербурге до революции 80% жилых домов были застрахованы «Обществом взаимного страхования от огня». Это общество проводило большую и эффективную противопожарную работу. Само общество было организовано таким образом, что собственники жилья через определенный период даже переставали вносить взносы, оставаясь полноправными его членами.
Последние замечания вызвали дискуссию, в которой приняли участие представители страховых союзов. Содержание их выступлений сводилось к тому, что социально-экономические условия, в которых находятся собственники жилья до революции и сейчас, принципиально разные; в современных условиях должны использоваться иные механизмы.
Относительно сопоставления Москвы и Санкт-Петербурга по уровню страхования жилья было отмечено, что в Москве и Санкт-Петербурге с самого начала были различные стартовые условия для реализации такого рода программ. В Москве с самого начала был решен вопрос о бюджетном финансировании страхования жилья. Сразу было сформировано подразделение, которое непосредственно занимается координацией реализации программы льготного страхования жилья — Городское унитарное предприятие по страхованию жилья.
Кроме того, по мнению руководителей страховых союзов, в Москве вопрос страхования жилья решался административными методами, т.е. страховые платежи были включены в коммунальные платежные документы.
В ходе дискуссии обсуждался вопрос обязательного и добровольного страхования жилья. В результате все сошлись на том, что этот вид страхования в современных условиях должен оставаться добровольным.
Обобщение опыта организации страхования жилья в различных регионах показало, что используются разнообразные схемы. В частности, в Нижнем Новгороде, Тамбове, Ростове программы страхования жилья осуществляются без бюджетных средств.
Например, в Нижнем Новгороде для того, чтобы застраховать квартиру на сумму 56 тыс. рублей нужно ежемесячно выплачивать 30-46 копеек за кв. м.
В Ростове-на-Дону, где была предварительно проведена мощная агитационная и разъяснительная компания в средствах массовой информации с участием губернатора и Администрации области при взаимодействии со страховыми союзами, были получены положительные результаты. В результате проведенной работы был сформирован страховой продукт, который нашел своего потребителя. В рамках общей компании была выработана концепция страхования жилья, правила страхования и подведена необходимая нормативная база. Были приняты соответствующие постановления мэра Ростова-на-Дону. Активное участие и взаимодействие в этой работе принял территориальный орган страхового надзора Минфина России. Вся эта активно организованная компания при заинтересованном участии властей, страховщиков, средств массовой информации позволила не только сформировать страховой продукт, но и установить обратную связь с населением по этому вопросу. Население активно включилось в страхование своего жилья.
Однако и здесь не обошлось без срывов. В общем потоке страхового энтузиазма было принято решение о включении страховых платежей в коммунальные платежные документы. Это действие превратило добровольное страхование жилья в обязательное.
Территориальный антимонопольный орган оспорил это решение и добился того, чтобы платежи за страхование жилья не включались в коммунальные платежи.
В ходе обсуждения поставленных вопросов было установлено, что Администрация Санкт-Петербурга, понимая важность проблемы страхования жилья, продолжает работу в этом направлении. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли принял решение о создании управления по страхованию.
На семинаре был рассмотрен и антимонопольный аспект страхования жилья. Выяснилось, что на этом рынке достаточно широкое поле для применения антимонопольного законодательства. Здесь к наиболее характерным нарушениям можно отнести такие общие вопросы:
— создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности отдельным страховым организациям;
— ущемление интересов страховщиков-конкурентов и граждан;
— раздел рынка страхования жилья по территориальному признаку;
— недостаточное информирование населения о предоставляемых страховых услугах;
— привлечение коммунальных служб к организации получения страховых платежей.
В рамках ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» был выделен ряд вопросов, регулируемых отдельными статьями этого закона:
— статья 6 регулирует вопросы соглашений или согласованных действий страховых организаций, ограничивающих конкуренцию на рынке страхования жилья;
— статья 12 ориентирована на контроль за нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, направленных на ограничение конкуренции на рынке страхования жилья;
— статьи 13 и 14 очерчивают круг вопросов, связанных с проведением открытых конкурсов в целях определения страховых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета.
Обобщение уже имеющегося опыта функционирования региональных рынков страхования жилья показывает, что антимонопольные аспекты достаточно ясно просматриваются в действиях органов исполнительной власти при назначении так называемых «уполномоченных» страховых компаний, при навязывании заключения договоров с ними собственников жилья, при включении в платежные ведомости за жилье страховых платежей и т.д.
Участники семинара пришли к единому мнению о том, что организационная работа по подготовке условий для страхования жилья должна быть активизирована с широким участием органов исполнительной власти, страховых союзов, средств массовой информации и использованием опыта регионов, где эффективно работают программы страхования жилья. В плане обсуждения конкретных вопросов страхования жилья было признано целесообразным провести научно-практическую конференцию на тему: «Актуальные проблемы формирования страхового поля жилья».
В целом же обсуждение проблем рынка страхования жилья показало, что это новый и перспективный рынок. Для его развития необходима соответствующая нормативная и правовая база, участие органов власти в разработке программ льготного страхования жилья, тесное взаимодействие со страховщиками и их союзами при постоянном контроле антимонопольных органов за формированием и сохранением конкурентной среды на этом рынке.

Александр ПЕТРОВ, главный специалист отдела контроля за финансовыми рынками ТУ по СПб и ЛО МАП России, к.э.н.


  Вся пресса за 21 ноября 2002 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страховое право, Регулирование, Страхование имущества, Страхование недвижимости, Огневое страхование

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Текущая пресса

23 августа 2024 г.

cbr.ru, 23 августа 2024 г.
Банк России рекомендует выплачивать страховое возмещение пострадавшим жителям Белгородской, Брянской и Курской областей

it-world.ru, 23 августа 2024 г.
Как оформить ДТП в электронном виде?

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Азиатские рынки остаются самым быстрорастущим сегментом медицинского страхования, стимулируя поддержку перестрахования

Тульские известия, 23 августа 2024 г.
Туляков предупреждают о новом виде телефонного мошенничества

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Улучшение метаболического здоровья может снизить количество случаев заболевания раком в L&H

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
AM Best отмечает растущий спрос на параметрическое страхование в 2024 году

Udm-Info.ru, Ижевск, 23 августа 2024 г.
640 тысяч рублей похитили у жителя Удмуртии под предлогом продления полиса ОМС

Казахстанский портал о страховании, 23 августа 2024 г.
Опрос показывает отсутствие инноваций в технологиях ценообразования в страховой отрасли

Крестьянская жизнь.ру, Волгоград, 23 августа 2024 г.
Волгоградские аграрии получили самые большие страховые выплаты в России

Про бизнес, Минск, 23 августа 2024 г.
«Зонт в сумке — это тоже страховой резерв». Как онлайн-платформа Vedaem.by меняет рынок страхования в Беларуси

Банки.ру, 23 августа 2024 г.
Зачем нужна страховка в школе и какой полис купить ребенку к 1 сентября

Известия онлайн, 23 августа 2024 г.
ЦБ заявил об упрощении удаленного оформления ДТП

cbr.ru, 23 августа 2024 г.
Оформить ДТП удаленно станет еще проще: новые правила ОСАГО

Банки.ру, 23 августа 2024 г.
ЦБ упрощает правила удаленного оформления ДТП


22 августа 2024 г.

Клерк.Ру, 22 августа 2024 г.
Страховщики готовы к запуску ОСГОП для такси

РБК (RBC.ru), 22 августа 2024 г.
Менеджмент «Ренессанс Страхования» рекомендовал дивиденды за полугодие

Финмаркет, 22 августа 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются интересными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»


  Остальные материалы за 22 августа 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт